Газета Спорт-Экспресс № 165 (2658) от 23 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

23 июля 2001

23 июля 2001 | Футбол

Валерий ГАЗЗАЕВ

СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ БЛАГОРОДНЫМ

"Победа над динамовцами была для тренера владикавказцев втройне примечательна. Валерий Газзаев разгромил команду, с которой у него связаны лучшие годы игровой карьеры и где он безуспешно работал как тренер. Газзаев вправе гордиться плодами своего труда - такие победы делают тренера знаменитым. Впрочем, к наставнику "Алании" это не относится: репутацию он заработал гораздо раньше".

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС", 15 июня 1999 года
(После победы "Алании" над московским "Динамо" - 5:1).

В российском футболе, уж пусть простят другие тренеры, нет для меня фигуры интереснее Газзаева Валерия Георгиевича. Человека, который в 1995-м возродил интерес к российскому чемпионату, впервые со своей "Аланией" оставив московский "Спартак" без золота.

Человека, который как никто в нашем футболе умеет уходить - и возвращаться. Чтобы снова побеждать.

К собственному внутреннему голосу прислушайтесь - вы ведь совсем-совсем не удивляетесь, что российская молодежная сборная под газзаевским руководством заиграла так, что на нее хочется ходить. Угадал?

МОТИВАЦИЯ

- Интересно в "молодежке" работать, Валерий Георгиевич?

- Конечно, интересно. Иначе я бы не взялся за это дело. Другая мотивация у игроков - не такая, как в клубах. Национальный масштаб! И я прекрасно понимаю, что работаю на завтрашний день всего нашего футбола. Сейчас, как никогда за последние девять лет, появилось много талантливых игроков. Но чтобы дорасти до уровня звезд, этой молодежи крайне важно что-то выиграть или в своих клубах, или в составе национальной сборной. Поэтому будем стараться мотивировать игроков в этом направлении.

- А для самого себя вам не сложно мотивацию найти - когда за плечами столько побед?

- Да, на уровне национального чемпионата я выиграл все, что можно, - и первое место в союзной первой лиге, и российское чемпионство, и серебро в 96-м, бронзу в 92-м и 93-м... В 90-м и 95-м меня признавали лучшим тренером страны. Теперь хотелось бы что-то подобное сделать и на уровне сборной - разве это не мотивация?

- Но вы можете сегодня сказать, что однажды уедете работать за границу?

- Могу. Однажды наверняка уеду. Когда это случится? В ближайшее время, во всяком случае, не планирую - но это жизнь, и загадывать что-то не хочется... Поехать просто зарабатывать? Я никогда не рассматривал свою работу как источник заработка - только как средство достижения цели. Если и поеду, то только в серьезную футбольную державу. А вообще с каждым годом все сильнее сомневаюсь, стоит ли ехать на Запад: футбол в России постоянно поднимается - и в структурно-организационном отношении, и в качественно-исполнительском. А я патриот своей страны.

- Так и итальянский, вами освоенный, недолго забыть.

- Ничего, не забуду, для общения сгодится.

- И не вспоминаете те колоссальные суммы, которые в 1996-м предлагала за тренера Газзаева Саудовская Аравия?

- Вспоминал бы, если бы у меня была материальная заинтересованность в чистом виде. Но для меня класс и уровень футбола куда важнее.

"ДИНАМО"

- Со стороны кажется, что работали вы до недавних пор в московском "Динамо" под постоянным прессом.

- Никогда и нигде, а в "Динамо" тем более, я не работал под прессом! Давить на Газзаева - это еще ни у кого не получалось.

- Когда от тренера ждут немедленного результата - это ли не психологический груз?

- Это нормально, когда от тренера ждут результата. Хуже, когда не ждут ничего. Именно тренер должен определять стратегию и тактику футбольного дела, с учетом результата и перспективы команды. И, безусловно, психологический груз ответственности всегда лежит на тренерских плечах.

- Футбольный мир, который, как известно, тесен, прекрасно знает, что отношения с динамовским президентом в последнее время у вас были напряженными. Однако ни вы о том вслух не говорили, ни он...

- Ну, во-первых, сильный человек должен быть благородным. Во вторых, в любой деятельности бывают конфликтные ситуации, точно так же, как и в любой семье, но порядочные люди на суд общественности их не выносят. Команда - это семья. Время показывает, кто прав, а кто идет не той дорогой... Любой, кто знает и понимает футбол, может проанализировать результаты деятельности каждого человека. Можно говорить о моих достижениях, можно говорить о достижениях того же руководителя "Динамо".

- Больная, чувствую, для вас динамовская тема.

- Абсолютно не больная. Конечно, мне хотелось создать в "Динамо" команду европейского уровня. Были планы, идеи, желание подобрать под ту работу, которую проводил тренерский штаб, исполнителей высокого уровня. Таких, как Яновский, Тетрадзе, Симутенков, Деметрадзе - тем более было и у них желание! Но многого не удалось сделать в силу разных причин - в меньшей степени объективных, в большей - субъективных. Хотя возможности для усиления, на мой взгляд, были.

"АЛАНИЯ"

- Я-то думал, что "Алания" и Владикавказ для Газзаева - дом родной. Теперь усомнился. И вы из "Динамо" ушли, и "Алании" плохо, а возвращение ваше не состоялось.

- Действительно, "Алания" для меня значит многое. Восемь лет моей работы в этой команде были самыми прекрасными в плане футбольного творчества. И она навсегда останется в моем сердце.

- Сомнений было много - идти в "Аланию" или нет?

- Очень тяжело было смотреть, в какую ситуацию попал клуб в этом сезоне, как прозябал в конце турнирной таблицы в прошлом году. Но я верил, что неудачи Владикавказа - временные: слишком серьезные традиции заложены в этой команде. Решать же задачи локального характера мне не хотелось.

- Часто мысленно возвращаетесь к золотым временам "Алании"?

- Особо часто возвращаться не стоит, наверное. Хотя вспоминать тогдашние победы приятно. Но сегодня надо смотреть вперед, и все мои мысли - о молодежной сборной.

- Ожидали, что она так "выстрелит" с вашим приходом?

- Каждый человек надеется на лучшее! Конечно, прежде чем принимать команду, я проанализировал, в насколько непростой ситуации она оказалась. Беседовал с Вячеславом Колосковым - он прекрасно понимал мое состояние. По-доброму пожелал мне сделать все возможное. Но я-то знаю, что в оставшихся играх нужны только победы. Так что будем стремиться выполнить эту задачу, чтобы выиграть первое место в группе. Не скажу, что в последнее время значимость молодежной сборной была сведена к нулю, но что-то похожее было. А сегодня на эту команду все смотрят другими глазами.

- Возвращаясь к "Алании", можете вспомнить самые для вас значимые матчи той команды?

- Прекрасных матчей было много - и противостояние с московским "Спартаком", и игры с "Ливерпулем", и матчи Кубка президента. Но особняком стоит московская встреча с ЦСКА, когда "Алания" стала чемпионом, этот единый порыв. Незабываемо! Конечно, побед без поражений не бывает, так что неприятное тоже было. К примеру, я до сих пор считаю, что "Алания" должна была выиграть чемпионат-96. И ведь выиграла его по всем статистическим показателям, лидируя практически на протяжении всего сезона, - но в итоге заняла второе место. Это был удар. Но, конечно, я очень рад за тех игроков, с которыми мы вместе работали, выигрывали и которые стали личностями, устроили свою жизнь и играют в хороших командах. Благодарен им, и мне приятно, что я сыграл какую-то роль в их становлении.

ПОКОЛЕНИЕ

- Вы доверяете молодым место в основном составе и раскрыли многих игроков, которые мало кому были известны. Греют тренерскую душу такие факты?

- Без доверия и требовательности никакой талант не состоится, а воспитать и довести игрока до серьезного уровня - это и есть главная задача тренера.

- За кого обиднее всего из тех, кто на вашей тренерской памяти так и не раскрыл свой талант?

- Есть примеры. Но сейчас вспоминать, как тот или иной игрок не выдержал бремени славы, значит лишний раз травмировать человека. Обидно больше всего за Канищева и Леоненко - каждый из них имел все шансы вырасти в игрока европейского уровня.

- Но ваша совесть может быть спокойна: вы-то все сделали, чтобы их реанимировать.

- Ушло время. Жизнь распорядилась по-своему.

- С вами-то она так распорядилась, что именно Газзаев со своей "Аланией" возродил интерес к российскому чемпионату.

- Да, "Алания" в этом смысле стала первопроходцем, что приятно. Смотрю сегодня на "Ротор", "Сатурн", "Анжи", "Крылья Советов", "Сокол" - и думаю, что во многом благодаря нашему примеру руководство регионов стало более ответственно и заинтересованно смотреть на футбол. Не только как на вид спорта, но и как на средство решения социальных вопросов и даже в какой-то степени политической стабильности. На протяжении шести лет - с 1994-го по 1999-й - "Алания" показывала хорошие результаты, проводились Кубки президента. Ребята, которым было по 12-13 лет, пропадали на стадионе и имели возможность вживую увидеть лучшие команды мира. "Валенсию", "Андерлехт", "Рейнджерс", "Ливерпуль", мадридский "Атлетико", бразильские "Васку да Гама" и "Ботафого"... Тогда детские спортшколы были забиты желающими играть в футбол. Разве могло это не сказаться?

- Для этих мальчишек Газзаев, наверное, не просто тренер - что-то большее...

- Наверное, это и есть главное в моей жизни достижение. Тогдашняя работа - не только успех "Алании", но и выращенное поколение таких игроков, как Мандрыкин, Кусов, Базаев, Гогниев, Габулов, которые с успехом играют не только в своих клубах, но и регулярно привлекаются в сборную.

- Вы наверняка не забыли и то, как пытались дискредитировать "Аланию" в середине 90-х...

- Конечно, помню. Действительно, "Алания", мягко говоря, многим не нравилась. Конкуренция! Я тогда, например, запретил игрокам давать интервью - это их отвлекало, раздражало и плохо влияло на команду. Вот пример - мы лидируем, чемпионат вот-вот закончится, отрыв от второго места 4 очка, а нашему капитану Иналу Джиоеву задают вопрос: "Какие у вас задачи на чемпионат?" - "Не вылететь из высшей лиги", - отвечает Инал. Задели его за живое! Конечно, команда из маленького города задает тон в российском футболе - как на такое смотреть спокойно?

БРЕМЯ ЛИДЕРСТВА

- Что было тогда самой большой вашей проблемой?

- Справиться с бременем лидерства. Тяжелое оно! Выходить на каждую игру с одной-единственной мыслью о победе, внушать ее игрокам, постоянно поддерживать в команде особый, победный психологический настрой.

- За эти десять лет в вашей жизни должно было произойти еще одно событие. Но так и не произошло. Уже написанная книга Валерия Газзаева так и не увидела свет.

- Жизнь продолжается, и книга до сих пор пишется. Кстати, в соавторстве с журналистом вашей уважаемой газеты Павлом Алешиным...

- Многие игроки уходили из команды с личной на Газзаева обидой?

- Когда приходит игрок сильнее того, который есть, личные симпатии уходят в сторону. Но я не помню случая, чтобы я освободил игрока, а тот в другой команде заиграл сильнее. Обратные примеры были. Я многое был вынужден делать во имя команды и результата. Жизнь в дальнейшем всегда показывала, что я прав. И ничего с этим не поделаешь. Мы обязаны друг друга понимать.

- Как-то вы сказали: "Футбол не должен ссорить людей..." А вас за десять лет с многими поссорил?

- Больше тех, с кем объединил.

- А когда в 99-м накануне игры угодили в больницу с гипертоническим кризом, не подумали: а стоит ли весь этот футбол здоровья?

- Не было и мысли.

- Зато курить вы однажды бросили, восемь месяцев держались - и снова начали.

- Зато понял, что бросить курить очень легко - стоит только захотеть...

Юрий ГОЛЫШАК