Газета Спорт-Экспресс № 164 (2657) от 21 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ" |
Двукратная олимпийская чемпионка Светлана Мастеркова не примет участия в чемпионате мира по легкой атлетике в Эдмонтоне
Светлана МАСТЕРКОВА:
"Я МОГУ БЫТЬ ЛИБО ПЕРВОЙ, ЛИБО НИКАКОЙ"
О Светлане Мастерковой говорили разное. После Олимпийских игр 1996 года злые языки сплетничали, что-де Мастеркова - "однодневка", выиграла Олимпиаду и больше ничего сделать не сумеет. Но Мастеркова раз за разом опровергала пессимистов. Она била мировые рекорды, а на чемпионате мира 1999 года в Севилье одержала великолепную победу в беге на 1500 м и стала призером на дистанции 800 м.
На Олимпиаде в Сиднее от нее ждали новых побед. Но травма не дала возможности даже просто пробежать дистанцию. Нынешней весной Светлана предприняла несколько попыток начать серьезные тренировки. Но необходимых для достижения высокого результата нагрузок "переварить" не удавалось.
- До последнего момента считала, что смогу войти в нормальную тренировочную колею и подготовиться к чемпионату мира в Эдмонтоне. Но бег в высоком темпе приходилось каждый день откладывать. И я поняла, что мне придется пропустить весь нынешний сезон. Ноги сейчас просто не выдерживают серьезных нагрузок, - сказала Мастеркова корреспонденту "СЭ". - Я могла бы, наверное, приехать в Эдмонтон и выйти на старт, потому что имею на это право без всякого отбора, не занимая ничье место. Но, думаю, даже из предварительного забега в следующий круг не вышла бы.
- И критики не преминули бы кинуть в ваш огород пару камней...
- Я критики никогда не боялась. Просто однажды сама себе сказала: отбывать номер я не имею права. Понимаете, у меня чемпионский характер. Мастеркова может быть или первой - или никакой.
- Судя по этим словам, в Сиднее вам пришлось несладко...
- Да. В Австралии было намного сложнее, чем сейчас. Я приехала - и не смогла бежать. Собрались все болячки: спина, седалищный нерв, нога, ахилл. Большинство людей на Олимпийских играх отнеслись к этому очень странно. Я только и слышала: "Мы на тебя рассчитывали, а ты..." Мне, с одной стороны, было смешно это слышать, а с другой - грустно и больно. Как будто я сама не хотела выиграть! Да, мне было больно ступать на ноги. Я пару месяцев, как говорят легкоатлеты, тренировалась на одной ноге. Хорошо, что нашлись люди, которые сумели меня понять и поддержать. Президент легкоатлетической федерации Валентин Балахничев подошел ко мне и очень тепло заметил: "Попробуй не переживать. Ты же столько сделала для легкой атлетики. И не только для России, для всего мира". Позднее моральную поддержку, в которой я очень нуждалась, оказали мне руководители клуба "Луч" Наталья Иванова и Наум Шульсульман. Без их добрых слов я скорее всего бросила бы все тренировки.
- Для успешного выступления на крупнейших международных соревнованиях необходимо не только прекрасное физическое состояние, но и сильное желание. Оно у вас есть?
- Помню, после Олимпийских игр 1996 года я была полностью выхолощена. На тренировки приходила "на автомате" и не помнила, что делаю. Стрессовая ситуация продолжалась несколько дней. Сейчас я даже не могу объяснить, в каком я нахожусь состоянии.
- Слышал, у вас и дочка очень спортивная.
- Настя играет в теннис. Но думаю, в будущем она, как и мама, станет заниматься бегом. Обожает легкую атлетику. Ей нравится, как проходят у нас тренировки. Просит меня засечь ей время на каком-то отрезке, потом спрашивает, хороший это результат или нет. Я ей все подробно объясняю. А Настя у меня еще интересуется, как можно пробежать быстрее. Совсем маленькая девочка, но у нее вполне профессиональный подход.
- Вся в маму.
- Просто часто присутствовала на моих тренировках.
- И за вашими выступлениями, наверное, следила?
- Да, и очень внимательно. Два года назад, когда я выступала в Севилье, она не отходила от телевизора. Интересный случай произошел, когда я выиграла "полуторку" на Олимпиаде в 1996 году. Перед стартом на дистанции Настя проснулась и спросила: "Как дела у мамы?"
- А где она сейчас?
- Отдыхает в Испании, в Санто Поло, вместе с папой (известным в прошлом велогонщиком Асятом Саитовым. - А.Л.) и моей мамой. Кстати, хочу добавить, что я бы ничего не сумела выиграть после Олимпиады 1996 года, если бы не мама, Нина Александровна. Именно она сняла с меня большую часть домашних дел. И дочку помогала воспитывать.
- Первого сентября вам предстоит вернуться к учебе?
- Да, я ведь студентка пятого курса факультета лингвистики Московского Государственного педагогического университета имени Шолохова. А Настя пойдет в первый класс.
- Какой видится послеспортивная жизнь олимпийской чемпионке и будущему лингвисту?
- Я все больше убеждаюсь, что у меня не тот характер, чтобы стать педагогом или тренером: они должны иногда проявлять жесткость на грани жестокости. Я бы так не смогла. Себя заставить что-то делать могу, а вот другого будет очень тяжело.
Александр ЛЮБИМОВ