Газета Спорт-Экспресс № 159 (2652) от 16 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

16 июля 2001

16 июля 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

Олег ВЕРЕТЕННИКОВ:
"ДЛЯ МЕНЯ ФУТБОЛ ВАЖНЕЕ ДЕНЕГ"

Ждать Олега Веретенникова не пришлось - новичок "Сокола" оказался пунктуален и на новеньком "Ауди" темно-синего цвета подъехал к Дому печати в условленное время. Пообщаться решили не в душном кабинете, а разместились в скверике на Аллее Героев, что в самом центре Волгограда. Рядом - обелиск героям Гражданской войны. Не исключено, что со временем в городе-герое на Волге может появиться и аллея, которая будет посвящена известным людям, прославившим Волгоград в мирные будни. Уверен, что там обязательно будет имя бывшего капитана "Ротора". И хотя Веретенников полтора года назад покинул волгоградский клуб, а сейчас был готов продолжить в нем карьеру, жизнь распорядилась иначе: Олег стал игроком саратовского клуба. Но душой он все-таки остался в "Роторе", в чем и признался во время нашего разговора.

На днях в судьбе лучшего бомбардира в истории российских чемпионатов произошел крутой поворот. Сначала Веретенников отказался от возвращения в бельгийский "Льерс", в котором провел минувший сезон, а затем, не получив возможности продолжить карьеру в родном "Роторе", принял приглашение "Сокола" и спустя пару дней подписал с саратовским клубом контракт на полтора года. А еще через два дня игрок дебютировал в команде Корешкова, причем в Волгограде - против своей бывшей команды. Накануне матча болельщики пытались предугадать, сыграет ли Веретенников против "Ротора" или предпочтет пропустить матч на родном стадионе? Надо признать, Олег поступил как настоящий профессионал - вышел на поле и сделал все, чтобы "Сокол" выиграл.

НЕ ГОРЕЛ ЖЕЛАНИЕМ УЕЗЖАТЬ ЗА РУБЕЖ

Весь следующий день после дебютного матча в составе "Сокола" Веретенников провел в кругу семьи. Накопились проблемы: приболевшую дочь Таню надо было показать врачам, решить другие неотложные дела перед отъездом в Саратов, а также выбрать и купить автомобиль. Еще перед отъездом в Грецию Веретенников распродал всю свою технику - "Мерседес" и "Фольксваген". А во время редких визитов на берега Волги разъезжал на белом "Ниссане", предоставленном ему Александром Беркетовым.

- Не все же время ездить на машине своего друга. Хотел обзавестись автомобилем раньше, но неопределенность в дальнейшей судьбе сдерживала меня, - с автомобильной темы начал наш разговор Веретенников. - Поговаривают, что в Саратове дороги оставляют желать лучшего, а потому хотел купить "джип", но в продаже его не оказалось, а в автосалоне предложили "Ауди". Автомобиль для меня вещь незаменимая, тем более что теперь придется частенько курсировать между Саратовом и Волгоградом.

- Ваша семья не планирует переселиться вверх по Волге?

- Разумеется. Клуб уже предоставил мне служебную квартиру. Танюшка немного подлечится, и семья приедет ко мне в Саратов, возможно, уже на этой неделе.

- Как ваши родные восприняли возвращение в Россию?

- Очень переживали за меня, когда я не имел игровой практики в "Льерсе", а еще раньше в греческом "Арисе". Когда не ладится в работе, это отражается и на комфортности в быту. Я вернулся на футбольное поле, наконец-то могу играть, а это для меня, а значит, и для семьи - самое главное.

- Что вам далось сложнее - отъезд в зарубежный клуб или возвращение в российский?

- Конечно же, отъезд. На тот момент я уже не горел желанием покидать Россию, тем более "Ротор". А теперь понимаю, что надо было продолжать играть в Волгограде.

- Когда в конце сезона-98 произошло бандитское нападение на вас с дочерью, вы заявили, что не хотите оставаться в Волгограде и сделаете все возможное, чтобы уехать за рубеж...

- В той непростой для нашей семьи ситуации действительно хотелось все бросить и уехать. До сих пор не знаю, кто оказался способен пойти на это преступление - фанат чужой команды или волгоградский болельщик, а может быть, какой-то наемник? Эта история так и осталась покрытой тайной, в том числе и для меня. К счастью, сейчас все страсти позади.

- Как самочувствие вашей дочери?

- Все обошлось, но следы от ожогов на коже еще остались. Врачи говорят, что со временем все должно пройти. Хотелось бы надеяться на лучшее.

- И все-таки, почему полтора года назад вы решились уехать за рубеж, если сами не горели особым желанием?

- Так сложились обстоятельства. А рвался я за рубеж гораздо раньше, когда мне было 25-26 лет. Тогда и в предложениях от хороших клубов не испытывал недостатка. Звали в Германию, а вариант с одним из английских клубов отпал сам собой. У меня не было игр за национальную команду. А впрочем, уверен, что тогда не все предложения от европейских клубов доходили до игроков нашей команды. Гораздо позже удалось узнать, что процентов 60 футболистов "Ротора" в период его взлета можно было продать за хорошие деньги.

ПРОМЕНЯЛ ДЕНЬГИ "ЛЬЕРСА"
НА ИГРУ В ФУТБОЛ

- Сожалеете о том, что не уехали в европейский клуб раньше?

- В силу различных обстоятельств зарубежная карьера у меня не получилась такой яркой, как в России. До сих пор не могу понять, как футболист, на протяжении 12 лет игравший ведущие роли в российских клубах, не попадает в состав в зарубежных. Мне никто не мог объяснить, почему я, ни в чем не уступавший своим партнерам по команде, оставался вне игры в "Арисе", а затем в "Льерсе". С этим мириться не мог, хотя передо мной выполнялись все финансовые и бытовые условия контрактов.

- Если в Греции вы фактически были лишены игровой практики, то в Бельгии сначала постоянно выходили на поле, и только в конце оказались вне игры...

- За сезон в "Льерсе" провел около 20 матчей за основной состав и еще пять за резервный. Но внезапная проверка федерации футбола вскрыла нарушения во многих клубах. 18 футболистов, в числе которых оказался и я, не имели разрешения на работу в Бельгии. В итоге я лишился возможности играть, а руководство клуба мне объяснило, что препоны с получением разрешения на работу возникли в российском посольстве. Но и за время моего отпуска эту проблему "Льерс" разрешить не смог, а может быть, и не захотел.

- Были варианты продолжения карьеры в каком-нибудь другом клубе?

- У меня не было ни малейшего желания оставаться в Бельгии, тем более что последние три месяца в Антверпене пришлось провести без семьи.

- Для вас это оказалось серьезным испытанием?

- Пришлось очень тяжело, но спасибо моему одноклубнику Геле Шекиладзе и его семье, поддержавшим меня в трудную минуту. Все свободное время посвящал чтению, предпочитая детективы Марининой и особенно Незнанского, которых было немало в русском магазине. Освоил Интернет, посредством которого мог узнавать все футбольные новости на портале "СЭ". В день по несколько раз звонил в Волгоград и проговорил огромную сумму денег.

- А из-за разрыва контракта с "Льерсом", наверное, много потеряли и в финансовом плане?

- Скрывать не буду, условия моего нынешнего контракта заметно уступают бельгийским. Но я пошел на это сознательно, просто очень хотел играть. Зачем же было хоронить себя еще на два года? Еще перед отъездом из Бельгии решил, что, если получится, вернусь в Россию, и непременно в "Ротор", где планировал завершить карьеру. Если бы еще зимой руководство волгоградского клуба предложило бы мне вернуться, не задумываясь, бросил бы все и приступил к тренировкам в родной команде.

БИЗНЕС-ПЛАН ДВУХ БОМБАРДИРОВ

- А как же ваша предварительная договоренность с бывшим одноклубником по "Ротору" Владимиром Нидергаусом о совместном бизнесе в Европе?

- Она остается в силе, и ничего не сможет помешать осуществлению нашего бизнес-плана. Даже то, что Нидергаус переехал в Германию на постоянное место жительства, а я вернулся домой.

- Как на ваше возвращение отреагировал бельгийский агент?

- Дмитрий, проживающий в Антверпене, прекрасно меня понял, хотя все время не переставал подшучивать: мол, впервые вижу человека, который хочет получать меньше, но зато играть. Но у меня не тот возраст, чтобы сидеть и ждать, когда же выдадут разрешение на работу и сделают ли это вообще. Кстати, Дима помог "Соколу" решить с "Льерсом" мой трансферный вопрос в сжатые сроки.

- Решение не возвращаться в Бельгию далось вам нелегко?

- Это хоть и не переломный момент в моей жизни, но принятие решения было сверхответственным, давила дальнейшая неопределенность. Я спокойно мог вернуться в бельгийский клуб, получать там приличную зарплату, даже не выходя на поле, а за два года заработать солидный капитал, и после окончания контракта совершенно бесплатно покинуть "Льерс". Возможно, это и к лучшему, что в Бельгии не смогли оформить все документы.

СТАЛ БОЛЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ОТНОСИТЬСЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ

- Полтора сезона, проведенные за рубежом, оказались для вас потерянными?

- Так не считаю, ведь в Бельгии я все-таки имел игровую практику, а главное, стал там еще более профессиональным во всех отношениях. Особенно внимательно стал относиться к своему здоровью, и теперь тщательнее готовлюсь к играм. Заметил, что в зарубежных клубах игроки не привыкли долго переживать неудачи. Возможно, поэтому они быстрее восстанавливаются после матчей и полностью раскрепощенными выходят на следующую игру. Положительный эмоциональный фон благоприятно влияет на команду. Если у легионера не идут дела в клубе, обычно привыкли валить все на плохое взаимопонимание с тренером. Я никого не виню в том, что не смог проявить себя в зарубежном клубе. Может быть, и я в чем-то ошибался.

- Ваш высокий профессионализм успел отметить и главный тренере "Сокола".

- В отпуске, когда еще не ведал о том, где продолжу карьеру, заставлял себя тренироваться. Говорил себе "надо" и отправлялся на стадион. Три недели занимался с "Ротором", но даже когда у игроков были выходные, я в одиночку продолжал работать. Не хотел перед волгоградскими болельщиками предстать в разобранном состоянии. Надеялся в душе, что 11 июля, в стартовом туре второго круга чемпионата России, выйду на поле вновь в футболке "Ротора". Но жизнь распорядилась иначе, и я оказался в "Соколе".

- С саратовским клубом вы подписали контракт на полтора года, это был оптимальный вариант?

- Были предложены такие условия. Если меня и в дальнейшем все будет устраивать в клубе, а я буду отвечать его требованиям, то не исключено, что смогу продлить соглашение гораздо раньше срока его окончания. Половины этого сезона мне вполне хватит, чтобы полностью адаптироваться в новой команде. Буду играть, насколько мне будут позволять силы. Надеюсь, к ближайшему матчу с "Ростсельмашем" буду готов если и не на все сто, то гораздо лучше, чем к своему дебюту в "Соколе".

В ВОЛГОГРАДЕ БОМБАРДИРА НЕ ЗАБЫЛИ

- Дебют пришелся на матч против вашей бывшей команды.

- "Ротор" для меня был и остается родным клубом, в котором я провел восемь сезонов. Честно говоря, не ожидал, что так оперативно буду дозаявлен за "Сокол". Но раз стал игроком нового клуба, то должен профессионально выполнять свои обязанности. Накануне матча испытывал определенное волнение, ведь реально оценивал свою готовность. Последние три ночи вообще плохо спал, постоянно прокручивая в голове возможный выход на поле родного стадиона. Конечно же, побаивался реакции трибун. Возможно, были и негативные выкрики в мой адрес, но я их не слышал. Рад, что меня не забыли в Волгограде, и болельщики тепло встретили.

- Как вы относитесь к тому, что на бортах клубного "Мерседеса" "Ротора" располагаются ваши огромные фотографии?

- Было приятно, когда я это увидел впервые. Сейчас отношусь к этому спокойно. И хочу сказать спасибо Горюнову за то, что увековечили меня в клубе.

- Но вы ведь теперь игрок другого клуба!

- Не мне решать, оставлять ли мое изображение на автобусе. Я был всегда честен перед болельщиками и клубом. Если бы "Ротор" смог решить мой трансферный вопрос, то сейчас бы я выходил на поле в футболке родного клуба. И, поверьте, в стартовой игре против "Сокола" из шкуры бы вылез, но помог бы команде одержать победу над соперником. Получилось так, что я оказался на противоположной стороне и старался играть уже так, чтобы моя новая команда победила. Сил хватило только на полтора тайма, а концовку провел на жилах.

- Игра полностью поглощает, но были ли моменты, когда вы непроизвольно вспоминали, что играете против своего бывшего клуба?

- У меня эти мысли постоянно крутились в голове. Всего лишь 90 минут я не был болельщиком "Ротора", но в остальное время буду переживать за команду, в которой заработал свое футбольное имя. Как, впрочем, продолжаю пристально следить и за своим бывшим "Уралмашем", которому желаю подняться из второй лиги хотя бы для начала на одну ступень выше.

ФОРВАРДОМ СЕБЯ НЕ СЧИТАЮ

- В чемпионатах России вы забили 141 гол. Какие из них самые памятные?

- Первый в высшем дивизионе в ворота питерского "Зенита" и сотый, забитый московскому "Локомотиву". А впрочем, помню большинство своих голов. Мне было приятно выступать за "Ротор" и забивать. На протяжении нескольких сезонов у нас была очень приличная команда, сумевшая добиться хороших результатов в России и проявившая себя в Европе. Фундамент команды был заложен в 1993 году, когда впервые сумели завоевать серебряные медали. Каждый год в команду вливались один-два игрока, которые только усиливали состав.

- Бывший главный тренер "Ротора" Виктор Прокопенко как-то назвал вас форвардом от Бога, но вы ведь на поле обычно располагаетесь на позиции "под нападающими"?

- Не считаю себя форвардом, а причисляю к атакующим полузащитникам. Умею обороняться, но лучше получается организовывать атаки и завершать их прицельными ударами. Сейчас в "Соколе", в отличие от "Ариса" и "Льерса", вернулся на привычную для себя позицию. Так же мы играли и во времена Прокопенко в "Роторе" - впереди меня располагался один нападающий.

- До юбилейного, 150-го гола в чемпионатах России вам осталось всего девять точных ударов. Надеетесь покорить этот рубеж уже в этом сезоне?

- Хотелось бы. Но если не забью, никакой трагедии не случится. Для меня сейчас важно открыть счет голам в составе "Сокола", что придаст уверенности в дальнейшем. Так было у меня и в других командах, но голы для меня не самоцель. Я, например, с удовольствием помогу Федькову побороться за звание лучшего бомбардира чемпионата страны. А шанс у него для этого есть, и хороший.

- А вы не забыли свой последний гол в составе "Ротора"?

- Это было в конце сезона-99, кажется, в домашнем матче с "Сатурном", завершившемся вничью - 1:1. Тогда мне удалось забить прямым ударом с углового. На тренировках постоянно отрабатывал подобный удар, но в играх забивать не получалось. В матче с подмосковной командой мяч влетел в сетку над головой невысокого защитника Ляпкина, а голкипер Саморуков просто не успел среагировать на удар.

- Были в вашей карьере матчи, которые стыдно вспомнить?

- Мне стыдиться нечего, а вот обидные поражения в моей карьере были. Достаточно вспомнить наш золотой матч со "Спартаком" на финише сезона-97. После поражения невозможно было сдержать слезы, ведь мы так близки были к чемпионству. А годом раньше, когда в матче в Новороссийске арбитр отменил чистый гол Есипова и "украл" победу, тем самым лишив нас возможности продолжить на финише борьбу за чемпионство, мы были готовы буквально разорвать судью.

"СОКОЛ" СТРЕМИТСЯ К ПОБЕДЕ
В КАЖДОМ МАТЧЕ

- Сейчас чемпионат России настолько непредсказуем, что невозможно определить как явных фаворитов, так и будущих неудачников...

- Такое в нашем чемпионате действительно впервые. Невероятная плотность на всех этажах турнирной таблицы, а главное, непредсказуемость результатов, не могут не радовать. Как минимум восемь команд реально претендуют на медали.

- В том числе и "Сокол"?

- Конкретных целей у нашей команды на этот сезон нет, но в каждой игре мы должны стремиться к победе. Выиграли - хорошо, нет - значит, надо еще больше работать и доказывать свои притязания на лидерство.

- В этом сезоне ваш одноклубник Федьков вопреки всему сумел пробиться в сборную России. А вы готовы своей игрой еще раз напомнить о себе тренерам национальной команды?

- Шанс попасть в сборную есть у каждого футболиста, но для меня, думаю, дорога в нее закрыта.

- Почему?

- Я очень хочу играть в сборной, но после того как в конце сезона-97, накануне золотого матча со "Спартаком", я отказался приехать на сбор из-за травмы, обо мне, просто говоря, после этого забыли. А ведь я на уколах проводил концовку чемпионата, не мог пропустить матч, в котором мы так близки были к чемпионству.

- Этот сезон примечателен еще и тем, что наряду с вами в Россию вернулось много и других известных наших легионеров.

- Думаю, на будущий год "возвращенцев" будет еще больше. Растет престиж чемпионата России и интерес к нему. Бывшие легионеры усиливают команды, которым предстоит выступать в еврокубках, что также благоприятно отражается на имидже российского футбола. Обратите внимание, что в российских клубах сейчас играет много "сборников" из других стран. Клубы стремятся в своей работе выйти на европейский уровень, что позволит лучшим игрокам продолжать карьеру в России.

- Вы довольны тем, как складывается ваша карьера?

- Мне грех жаловаться на судьбу, тем более в российском чемпионате. Было время, когда вообще получал удовольствие от футбола и был счастлив. Зарубежная часть моей карьеры не совсем удалась, но в этом некого винить. Возможно, это было некое испытание на прочность. Уверен, что еще в этом сезоне у меня с "Соколом" будут такие моменты, что запомнятся на всю жизнь.

Александр МЕЛЬНИКОВ

Волгоград

МЕНЬШЕ ДЕСЯТИ ГОЛОВ ЗА СЕЗОН
ВЕРЕТЕННИКОВ В РОССИИ НЕ ЗАБИВАЛ

Несмотря на длительный перерыв в выступлениях в чемпионате России, Олег Веретенников по-прежнему с большим отрывом лидирует в споре за звание лучшего бомбардира национального первенства.

Клуб

Сезон

Игры

Голы

РОТОР

1992

28

10

РОТОР

1993

33

19

РОТОР

1994

30

12

РОТОР

1995

29

25

РОТОР

1996

33

19

РОТОР

1997

34

22

РОТОР

1998

30

22

РОТОР

1999

30

12

Всего в России

247

141

АРИС Греция

1999/2000

3

0

ЛЬЕРС Бельгия

2000/2001

18

3