Газета Спорт-Экспресс № 144 (2637) от 28 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион |
Владимир БЕСЧАСТНЫХ
Я ЕЩЕ НЕ СКАЗАЛ В ФУТБОЛЕ ПОСЛЕДНЕГО СЛОВА
Алексей МАТВЕЕВ |
из Тарасовки |
Как только завершилась первая после возвращения в "Спартак" тренировка Владимира Бесчастных, форвард сборной России дал интервью корреспонденту "СЭ".
- Сейчас, возвращаясь в 1994 год, когда вы в 20-летнем возрасте уехали из "Спартака" в "Вердер", не считаете, что допустили ошибку? Стоило ли так рано отправляться за границу?
- Психологически я был готов к отъезду, - говорит Бесчастных. У меня не было какого-то комплекса заграницы. По молодости думал: раз играю в "Спартаке", значит, получится и на Западе. Однако с возрастом осознал: свои лучшие качества можно развить только в той команде, которая подходит тебе по стилю. Поколесив по Европе, сейчас могу признать, что "своей" команды там я так и не нашел. Поэтому, когда у меня истек срок контракта с "Расингом", решил больше не испытывать судьбу, а вернуться в "Спартак" - команду, где меня всегда ждут и тепло относятся, которая дала мне имя в футболе. 27 лет - хороший возраст для игрока, но если еще два-три сезона провести в таком клубе, как "Расинг", то можно вообще завязывать с футболом. Я же считаю, что еще не сказал в нем последнего слова. Если бы я закончил на такой ноте, то посчитал бы свою карьеру неудавшейся и перестал себя уважать как футболиста. Когда завершу играть, хочу чувствовать, что чист перед самим собой и полностью реализовал свой потенциал.
- А если бы у вас была возможность повернуть время вспять, возвратиться в 94-й?
- Я бы не ушел из "Спартака".
- Так рано или вообще?
- (После паузы.) Очень сложный вопрос. Где гарантия, что, если бы я уехал, скажем, в 25, со мной не произошло бы то же самое? Взять, к примеру, Дмитрия Аленичева. Он отправился в такую великолепную команду, как "Рома", уже сложившимся футболистом. Однако по стилю итальянский клуб ему не подошел, поэтому Дмитрию пришлось сменить прописку. За границей у меня были очень хорошие периоды - первый сезон в "Вердере", например. За рубежом я приобрел огромный футбольный и жизненный опыт, но в целом моя карьера там не сложилась. Подсознательно меня всегда преследовала мысль: "А ведь все могло получиться и лучше". Вот к этому "лучшему" я и стремлюсь сейчас. Впрочем, совсем уж жаловаться на судьбу мне грех: все-таки в сборную России меня регулярно приглашали разные тренеры, довелось мне участвовать в финальных турнирах чемпионатов мира и Европы. Значит, как игрок я чего-то стою.
- Есть категория людей, которой очень трудно возвращаться из благополучной Западной Европы в нашу суровую российскую действительность. Вы, похоже, не из их числа?
- Не хочу строить из себя героя. Я все-таки вернулся не в какую-нибудь деревню, а в Москву - один из крупнейших городов Европы. Разве можно сравнить нашу столицу с провинциальным Сантандером? Хотя перед возвращением я задумывался над вопросом, как тут будет в бытовом плане. Но походив по нашим магазинам, понял: в них есть все то же самое, что и в Европе.
- Но Москва - особая статья. Я же подразумевал общую необустроенность. Вас не пугает перспектива вновь окунуться в атмосферу провинциальных российских гостиниц без горячей воды и с ненавязчивым сервисом?
- Конечно, это неприятные проблемы. Но их вполне можно стерпеть и не замечать, ведь главное, ради чего я вернулся, - футбол, причем на самом высоком уровне. Разве можно не вернуться в "Спартак" лишь потому, что в какой-то гостинице нет горячей воды? По-моему, это глупо. Хотя я знаю футболистов, которые именно по этим причинам остались за границей, предпочитая прозябать в посредственных клубах.
- Принимая решение о возвращении, вы советовались с родственниками, знакомыми?
- Конечно. Жена сначала реагировала довольно настороженно. Потом мы обстоятельно поговорили, и Света полностью поддержала меня. А вот многие знакомые отговаривали.
- В 27 лет игроки обычно уезжают из России. Вы - наоборот. Не находите, что ситуация несколько парадоксальна?
- Не думаю, что это зависит от возраста. Многие наши футболисты с юных лет смотрят в сторону заграницы, предполагая, что там их жизнь, карьера сложатся намного лучше. Но когда приезжают на Запад, выясняется: на деле все далеко не так. Если человеку предлагают очень выгодный по деньгам контракт, ему, возможно, стоит уехать, чтобы обеспечить себя на будущее. Но если по деньгам особой разницы с Россией нет, лучше остаться в родной стране. Жить у нас намного интереснее. В таком городе, как Сантандер, в первое время можно умереть со скуки.
- Реальный шанс вернуться в "Спартак" был у вас еще в прошлом году, но в последний момент руководство "Расинга" решило Бесчастных не отпускать. Почему?
- По одной простой причине: тогда в "Расинге" осталось лишь два форварда - я и норвежец Русфельдт. Других нападающих - Сальву и Мунитиса - клуб выгодно продал, а на их место купить никого не успел. Потому и сорвался тогда мой переход в "Спартак".
- От кого исходила инициатива вашего возвращения?
- От меня. Я очень хотел вернуться, прекрасно зная, как хорошо ко мне относится Романцев. Как он мне помогал в трудной ситуации, когда руководство "Расинга" исключило меня из заявки на второй круг.
- А когда вы забили победный гол сборной Югославии, руководство клуба не пожалело?
- Оно делало вид, будто ничего не происходит. Другое дело - болельщики "Расинга". Они всегда относились ко мне с особой теплотой и, глядя на мою успешную игру за сборную, сожалели о случившемся.
- Почему вы подписали контракт именно на полтора года?
- По европейским меркам я, по существу, заключил соглашение на два сезона. По истечении этого срока можно будет делать выводы: получается у меня вновь в "Спартаке" или нет?
- А есть сомнения?
- Футбол - такая штука, что загадывать - дело неблагодарное. Всякое бывает. Я когда приехал из "Вердера" в "Расинг" и посмотрел на их игру, про себя подумал: "Вова, куда ты попал?" Если бы мне тогда сказали, что я не буду попадать в состав этой команды, просто бы не воспринял это всерьез.
- Интересно вам будет после Испании в российском чемпионате?
- Конечно. Я же буду играть не где-нибудь, а в "Спартаке". Видел в деле и другие российские команды и скажу: у нас достаточно приличный уровень чемпионата. Просто у нас принято говорить об испанском первенстве лишь в хвалебных тонах: "Ах, какой "Реал"! Ах, какая "Барселона"! Как красиво они играют!" Но Испания - не только "Реал" и "Барселона". Если бы наши болельщики увидели матчи вроде "Расинг" - "Нумансия" или "Расинг" - "Осасуна", они бы не захлебывались от восторга.
- Валерий Шмаров, вернувшись в 95-м в "Спартак" из Германии, пообещал за полсезона забить не менее 15 голов. И слово сдержал. У вас есть какая-то похожая цель?
- Мне точно такой же вопрос задали, когда я только приехал в Германию. Я ответил: "Чем больше - тем лучше". Конкретно ничего загадывать не хочу. Главное, чтобы моя игра приносила пользу "Спартаку".