Газета Спорт-Экспресс № 144 (2637) от 28 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

29 июня 2001

29 июня 2001 | Велоспорт

ВЕЛО ОТ "СЭ"

ЧУДО ТЕХНИКИ СТОИМОСТЬЮ $5000

Казалось бы, ну что тут особенного - велосипед. Рама, два колеса, руль да седло. Нет, друзья, все далеко не так просто. Гоночная машина, на которой выступают профессионалы, - это чудо современной техники. Вот мы и решили познакомить вас с этим чудом поближе.

ЭЛЕМЕНТЫ РАМНОЙ КОНСТРУКЦИИ

1.Рама

Материалы: сталь, алюминий, карбон, титан, магний, композит.

Материал зависит от массы гонщика, его специализации и типа гонки. Например, легкие магниевые сплавы применяются для изготовления рам женских велосипедов, участвующих в темповых гонках на треке. Горные гонщики используют, как правило, алюминиевые или композитные рамы. Спринтеры, сильно раскачивающие велосипед во время финиша, предпочитают наиболее жесткие, стальные, рамы. Также стальные рамы используются во время гонок по булыжному покрытию (типа Париж - Рубэ).

Рамы также разделяются по типу крепления труб на клееные и паяные. Последние - прочнее.

Ориентировочная стоимость: 800 - 1000 долларов США.

2.Подседельная труба

Материал: как правило, сталь.

3.Замок подседельной трубы

4.Седло

Материал: комбинированный пластик.

Форма седла зависит от анатомического строения седалищных бугров гонщика. Они должны опираться на седло. В противном случае спортсмен будет больше уставать. Кроме того, в таком случае увеличивается риск заболеваний мочеполовых путей.

Ориентировочная стоимость: 15 - 70 долларов.

5.Вынос руля

Материал: сталь, дюралюминий.

Облегченные дюралюминиевые выносы руля применяются в темповых гонках на треке.

Ориентировочная стоимость: 10 - 70 долларов.

6.Руль (баранка)

Материалы: сталь, дюралюминий.

Рули бывают простые и аэродинамические. Последние применяются в трековых соревнованиях, а также в индивидуальных гонках с раздельным стартом на шоссе. Рули типа "рога" с недавних пор запрещены UCI. Ширина руля определяется при обдуве гонщика с велосипедом в аэродинамической трубе. Спринтерам, как правило, делают более широкий руль.

Ориентировочная стоимость: до 80 долларов.

7.Обмотка руля

Материал: мягкий пластик, синтетика.

При гонках по булыжному покрытию обмотка, бывает, рвется в клочья.

ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ КОЛЕС

8.Колесо

Бывают спицевые, дисковые и лопастные. Дисковые колеса имеют перед спицевыми следующее преимущество: гонщику не приходится тратить часть своих усилий на преодоление деформации колеса в начальный момент вращательного движения педалей. Недостаток дисковых колес - большая парусность. Лопастные колеса (три или четыре лопасти) являются промежуточным типом между спицевыми и дисковыми.

Ориентировочная стоимость: 400 долларов (включая шины, обода и спицы).

9.Шина (трубка)

Материалы: шелк, синтетика.

Шины в велоспорте - бескамерные.

Некоторые фирмы, производящие шины, представляют до 30 типов шин, различающихся по массе, материалам и области применения. Для велосипедов, использующихся на деревянных трековых покрытиях, применяют легкие трубки (до 100 г.). На булыжнике - до 400 г.

Ориентировочная стоимость: 60 - 70 долларов.

10.Обод

Материал: дюралюминий.

Ориентировочная стоимость: от 30 до 50 долларов.

11.Спицы

Материал: сталь.

На колесе могут располагаться, как правило, от 12 до 36 спиц. Спицы бывают круглые, плоские и тянутые (аэродинамические). Тянутые спицы получаются путем уплощения круглых спиц в местах наиболее активного сопротивления воздушной струе.

Ориентировочная стоимость: около 20 долларов за комплект.

12.Перья вилки

Материал: карбон.

13.Втулка колеса

МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ("СИСТЕМА", "НАВЕСКА")

Ориентировочная стоимость: 700 долларов США.

14.Передние шестерни ("звездочки")

Материал: дюралюминий.

Две шестерни, различающиеся количеством зубов - от 56 до 39.

15.Задние шестерни

Материал: дюралюминий.

Девять-десять шестерен. Набор зависит от характера трассы: от 11 зубов до 26. Как правило, в распоряжении спортсмена 20 различных передач (скоростей). Недавно японцами разработан кассета с 15 задними шестернями.

16.Цепь

Материал: сталь.

17.Педали

Педали с туклипсами и ремешками ушли в прошлое. Теперь применяется контактная педаль - похоже на крепление в горных лыжах.

Ориентировочная стоимость: 150 долларов (с велотуфлями).

18.Ручки тормоза

Материал: дюралюминий.

19.Ручки переключения передач

Как правило, справа располагается ручка переключения передач, слева - передних. Если гонщик - левша, расположение ручек меняется.

20.Передний тормоз

Материалы: дюралюминий и резина.

21.Задний тормоз

Материалы: дюралюминий и резина.

22.Управляющие тросы

Материал: сталь.

Передают управление от верньеров переключателям скоростей и от ручек тормоза - тормозам.

АКСЕССУАРЫ

23.Флягодержатель

Материалы: алюминиевая проволока, пластик.

На раму устанавливаются один или два флягодержателя. В них во время гонки вкладываются фляги с витаминизированной жидкостью.

Ориентировочная стоимость: 1 - 2 доллара.

Общая стоимость профессионального велосипеда: 2000 - 5000 долларов США

Федерация велоспорта России оснащена велосипедами Fondriest Don Racer и вправе выдавать их гонщикам для соревнований. Но при этом российские гонщики, выступающие за ведущие профессиональные велогруппы, соревнуются на других машинах - тех, которые им предоставляет команда.