Газета Спорт-Экспресс № 144 (2637) от 28 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
ВЕЛО ОТ "СЭ" |
Александр КУЗНЕЦОВ
МЕЧТА О "ТУРЕ"
Его можно представлять долго и обстоятельно. А можно - совсем коротко: Александр Кузнецов. Человек, подготовивший Вячеслава Екимова - единственного в России велогонщика, который стал олимпийским чемпионом и на треке, и на шоссе.
Первое интервью с ним я сделала по телефону спустя несколько дней после возвращения из Сиднея: Екимов и Кузнецов направлялись в Испанию. Тогда же, помню, пыталась понять: где все-таки живет тренер: в Санкт-Петербурге, где находится созданный им знаменитый велоклуб "Локосфинкс", или же в испанской Тартосе. Рассказы близких к велокругам людей рисовали Кузнецова владельцем некоего обширного поместья со спортивно-крестьянским укладом, где гонщики в промежутках между многочасовыми тренировками копают огород, выращивая зелень и овощи к собственному столу.
В начале июня на Кубке мира по велотреку в Щецине я наконец познакомилась с Кузнецовым лично. Он привез в Польшу нескольких учеников, во главе с призером Олимпийских игр в Сиднее Алексеем Марковым. Правда, в первый же день соревнований, после финиша индивидуальной гонки преследования, где Марков стал третьим, предупредил: "Особых результатов не ждите. Для нас эти соревнования - проходной этап".
Когда я заметила, что, на мой взгляд, Маркову было по силам выиграть, Кузнецов категорично ответил:
- Нет. Чтобы выигрывать у Йенса Леманна, должна быть нормальная, полноценная подготовка к конкретному старту. У нас ее не было. И не планировалось. Через несколько дней начинается многодневная шоссейная гонка по Испании. Поэтому мы работали на шоссе. На треке же провели лишь три тренировки.
- Вы говорили в предыдущем интервью, что будущее каждого трековика - шоссе.
- Готов повторить и сейчас. Шоссе - это деньги. Неудивительно, что шоссейное направление преобладает в велоспорте в целом.
- Зачем же, не имея серьезных целей, вы заявили Маркова почти во всех видах программы? В индивидуальной гонке, командной, гонке по очкам, парной...
- На сегодняшний день Алексей является первым номером российской сборной. Цель тоже есть - надо попытаться заработать путевки на сентябрьский чемпионат мира.
- На Олимпийских играх трековики сейчас разыгрывают 12 комплектов медалей. Мне показалось, что по этой причине многие страны стали проявлять к подготовке своих трековиков особо пристальное внимание. Например, Англия.
- Не только. Посмотрите, что делают китайцы: в ближайшие годы у них в стране должны войти в строй 18 велотреков. Да и в других государствах на подготовку трековиков тратят колоссальные деньги. Англичане же сделали мощный рывок после 1992 года, когда Крис Бордмэн выиграл индивидуальную гонку преследования на Играх в Барселоне. После его победы в Манчестере очень оперативно построили прекрасный крытый велотрек, на котором Бордмэн, уже став профессионалом, установил часовой рекорд. Под Сидней англичане вообще разработали специальную программу. Поэтому и выглядели там сильнее многих.
- А на что, на ваш взгляд, способны рассчитывать российские гонщики?
- На данный момент велоспорт в России напоминает догорающую свечу. Но шанс возродить его есть. Шанс этот дал Игорь Макаров.
- То есть компания "Итера"?
- За любым начинанием всегда стоят конкретные люди. В "Итере" это ее президент, известный в недалеком прошлом гонщик, мастер спорта международного класса. Наверное, в этом есть логика. Когда-то велоспорт принял участие в становлении Макарова, как спортсмена, теперь благодарное дитя помогает велоспорту. Он очень сильно поддержал наш центр в Питере. Сделал это, думаю, из уважения к самому клубу, к его истории.
- Но ведь вы почти постоянно находитесь не в Санкт-Петербурге, а в Испании...
- Кто вам сказал? В Испании у нас тренировочная база. Такая же, какая в свое время была у нас в Душанбе. Сейчас она в Тартосе.
- И каковы там условия для тренировок?
- Прекрасные. Удобные трассы, хороший климат, свои помещения... Своя собственность.
- Не совсем поняла: собственность российской федерации велоспорта или "Итеры"?
- Как же вы, журналисты, любите эти вопросы. Какая разница, чья собственность? Моя личная! Эту базу купил Екимов. Оформлена она на меня.
- И вы сами построили все необходимое?
- Какие-то помещения существовали. Там когда-то располагалась птицефабрика. Мы многое перестроили, переоборудовали своими силами. Создали своего рода велофабрику Главное, у нас по-прежнему сохраняется вся цепочка: детская школа, интернат, центр олимпийской подготовки. И тренировочная база. Я стараюсь работать так, как работал всегда. Хотя, естественно, по сравнению с советскими временами проблем больше. Последние 10 лет клуб находился на полном самообеспечении. Немного помогали Олимпийский комитет, спорткомитет Санкт-Петербурга, но основная нагрузка ложилась на нас. Мы строили помещения, сдавали их в аренду, получали деньги. Сейчас несколько зданий уже являются собственностью клуба.
- То есть уже можно позволить себе не думать, где и как заработать, а заниматься исключительно тренерской работой?
- Пока нет. Любой бизнес - довольно сложная вещь. Для того чтобы он не развалился, ему надо уделять много времени. В то же время велоспорт требует больших денег. Получается, вынимая деньги на спорт, бизнес мы подрываем. Поэтому и развиваемся медленно. С подключением "Итеры" стало полегче. Можно позволить себе подумать, например, о враче, о массажисте, которых в команде пока нет.
- Официально вы считаетесь тренером группы "Итера"?
- Нет. "Итера" стала партнером нашего питерского центра, которому уже тридцать с лишним лет. И теперь мы вместе продолжаем то, что когда-то было начато в Питере.
- Ставит ли "Итера" перед вами какие-то конкретные задачи?
- Отдаленная цель - "Тур де Франс". Подготовить и выставить свою шоссейную профессиональную команду. Для этого есть два пути. Первый - купить готовую команду и наклеить на нее свою рекламу. Второй - создать условия российским гонщикам, дать им возможность встать на ноги и уже потом добавить к ним лидеров как из стран СНГ, так и со всего мира.
- Насколько реально, с вашей точки зрения, сделать профессиональную команду на российской основе, чтобы она отвечала самым высоким мировым стандартам?
- Процесс это длительный. Считается, что высококвалифицированного гонщика можно подготовить за десять лет. Поскольку мы начинаем не с полного нуля, я попросил дать мне два года на то, чтобы заложить основу. Думаю, по-настоящему для создания команды потребуется лет пять.
- На этом фоне трек представляет для вас какой-то интерес или участие в соревнованиях - вынужденная необходимость?
- Мы же не на Луне находимся, а продолжаем выступать под российским флагом. Трек - это прежде всего олимпийские дисциплины, чемпионат мира, ну и потом трековая подготовка необходима любому шоссейнику На треке приобретается скорость, умение владеть велосипедом, тактическое мышление. Потом все это реализуется на шоссе. Тот же Абрахам Олано - один из сильнейших на сегодня профессиональных гонщиков - был чемпионом Испании на треке.
- Вы сказали чуть ранее, что интерес к треку постоянно растет, но даже здесь, в Польше - признанной велосипедной стране - бросается в глаза полное безразличие публики к тому, что происходит на велодроме. В то же время слышала, что ночная ветеранская шоссейная гонка, которая проводилась в Щецине в дни Кубка мира, собрала 20 тысяч зрителей, несмотря на время суток, собачий холод и проливной дождь.
- О-ой... Ну вы сами это видели? Нет? И верите в это? Интерес к шоссе он же... как вам сказать... Если перегородить улицы, то зритель соберется где угодно. Ведь объехать, пока идет гонка, невозможно. Особенно наглядно это видно в маленьких городках Италии: все перегородили, народ собрали - и поехали. С треком сложнее. Надо купить билет, прийти на стадион, сесть на трибуну...
- Ну, допустим. Насколько серьезно, кстати, вы относитесь к выступлению своих спортсменов в сентябрьском чемпионате мира в Антверпене?
- Пробуем туда отобраться. Естественно, будем готовиться и к Олимпийским играм в Афинах. Но сейчас решаем более важную задачу - адаптироваться к шоссейным гонкам.
- Почему местом для основных тренировок вы выбрали Испанию?
- Гостеприимная страна. Значительно гостеприимнее, чем Германия, Бельгия, Голландия. Но самое важное - климатические условия и рельеф. Бельгия - это дожди и равнина. А в Испании солнце, горы. Очень похоже на Душанбе, который в свое время мы выбирали для подготовки по тому же принципу.
- Навык езды в горах настолько важен?
- Гонки на шоссе - это прежде всего "Тур де Франс", "Джиро д'Италия". Горы. Да и большинство чемпионатов мира проводится на горных трассах. С этой точки зрения, в Тартосе идеальные условия для тренировок.
- А возможность тренироваться на треке в Тартосе или Питере у вашего клуба есть?
- Есть велодром в Валенсии, куда всегда можно поехать, когда команда находится в Испании. Есть в Крылатском. Подготовка к выступлениям на треке всегда должна быть конкретной, в зависимости от того, где будет проводиться тот или иной чемпионат. Хотя проблема действительно существует. Думаю, все чемпионаты мира и Олимпийские игры в самое ближайшее время начнут проводить на 250-метровых треках. Это куда более зрелищно, чем на 400-метровых, как здесь - в Щецине. Длина трека в Крылатском - 333 метра. Более короткий трек требует совершенно иной тактики, стратегии проведения заездов. И если всерьез думать об олимпийских медалях, нужно дополнять то же Крылатское 250-метровым велодромом.
- Возможность строительства подобного сооружения в Санкт-Петербурге вы рассматриваете?
- Более того, строим. Но пока делаем это силами собственного клуба. И очень надеемся на помощь Министерства путей сообщения. Все-таки "Локосфинкс" имеет непосредственное отношение к железнодорожникам.
- А как решаете вопросы с техникой? Тоже самостоятельно?
- Контрактов с какой-то конкретной фирмой у нас нет. Но учитывая уровень спортсменов и то, что центр довольно высоко котируется, мы получаем все с большими скидками.
- Ваша жена - Галина Царева, выдающаяся в прошлом гонщица, а чем занимаются дети?
- Сын работает, помогает мне в Питере - он серебряный призер Игр в Атланте в командной гонке, чемпион мира, но за пару лет до Сиднея прекратил выступать - устал. Дочка играет в теннис в Академии Санчеса в Барселоне. Кочующий ребенок. (Уже после нашего разговора Светлана Кузнецова стала финалисткой юниорского "Ролан Гаррос"-2001. - Прим. Е.В.)
- После развала Союза многие тренеры уехали за границу...
- Все равно рано или поздно потянет домой. Жить надо там, где родился. Всякий отъезд в моем понимании - это признание того, что человек неспособен заработать деньги в собственной стране.
- А предлагали контракты?
- Конечно. Но я всегда считал, что надо стремиться самому нанимать людей, а не чтобы нанимали меня. Как в том анекдоте: "У вас есть знакомый в банке?" - "Нет, у меня есть банк".
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
Щецин - Москва |