Газета Спорт-Экспресс № 144 (2637) от 28 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

29 июня 2001

29 июня 2001 | Велоспорт

ВЕЛО ОТ "СЭ"

Владимир ПЕТРОВ

ТРИ ЖИЗНИ

Он вице-президент компании "Итера", одной из крупнейших в стране, и - одновременно - вице-президент российской велофедерации. Бизнесмен, заинтересовавшийся спортом? Свадебный генерал? Вовсе нет! Ведь Петров - заслуженный тренер СССР, создатель знаменитого самарского велоцентра.

- По мнению многих; в советские времена ваш велоцентр в Куйбышеве был сильнейшим в стране...

- Позвольте с этим мнением не согласиться. Думаю, он был сильнейшим не только в Союзе, но и в мире.

- Тем интереснее узнать, как все начиналось.

ЖИЗНЬ ПЕРВАЯ

- Начало такое. Заболел мой тренер Александр Мельников, и я, хоть и учился еще в авиационном институте, взялся готовить сборную Куйбышева к первенству России среди юношей. До этого мы обычно во втором-третьем десятке были, а тут и в командном зачете оказались первыми, и в личных дисциплинах победы завоевали. "Ничего себе! - удивился Мельников. - Да тебе тренировать надо". И стал я вести секцию. А когда в 60-м пошел работать на завод, своих ребят оставил Валерию Кравцову, с которым вместе выступал в гонках и учился в институте, а сам на заводе начал с нуля.

Через два года, объединившись с Кравцовым, мы выиграли Спартакиаду школьников России. На следующий год два наших воспитанника стали уже победителями первенства СССР - опять же среди школьников. После этого главный тренер сборной России Вениамин Батаен пригласил меня тренером в команду юношей. А уже через несколько лет наши ребята стали чемпионами и среди взрослых.

- Сейчас даже представить трудно, как такое было возможно: вы работали инженером; да еще и тренировали на достаточно высоком уровне.

- С утра был на заводе, а ровно в пять вечера меня уже ждала группа, человек сто гонщиков, несколько тренеров. Я был старший, как они говорили - страшный.

- Что был за завод и чем вы там занимались?

- Был технологом, инженером, конструктором I категории на крупном моторном заводе. Там создавали самолетные и ракетные двигатели - одни из лучших в Союзе. Я принимал участие в их доводке, испытаниях, приемке.

- Как же с такой престижной работы вы ушли в спорт?

- Я был начальником группы, должен был стать начальником бригады. Но назначили другого. Немного обиделся... И тут нас с Кравцовым пригласили в большой армейский спорт. Мы подумали и согласились: решили, что в спорте поменьше начальства будет, посвободнее. Генеральный конструктор нехотя, но отпустил. Сказал, что все равно вернемся - в спорте нас испортят деньги, вино и женщины. Предсказание, как видите, не сбылось.

ЖИЗНЬ ВТОРАЯ

- Что было дальше?

- Мы правильно построили методику. Сейчас мне уже 66-й год пошел, но до сих пор, куда бы я ни попадал, везде ищу основу, фундамент. Вот тогда мы как раз и заложили правильный фундамент - речь об объеме тренировок и их интенсивности. Мы читали зарубежную литературу, причем по различным видам спорта, переводили. Узнали, что профессионалы еще в те времена (дело было в 68-м) накатывали по 40 - 50 тысяч километров в год, а наши сильнейшие - по 13 тысяч. И со своей первой плеядой сильных гонщиков - Гусятников, Сытник, Шухов - уже в 69-м увеличили нагрузки до 25 тысяч в год.

У нас тогда календарь соревнований на это не был рассчитан, а потому мы применяли так называемые тестовые тренировки (потом через это прошли Сухорученков, Никитенко, Яркин и другие). И уже в 70-м на сочинской гонке Гусятников был вторым, Сытник - третьим. Мы влились новой волной в сборную страны. И в том же семидесятом сборная стала чемпионом мира на шоссе, где были ребята из нашего центра - Ярды и Шухов. А через два года они же стали олимпийскими чемпионами в Мюнхене.

- Сборную тогда возглавлял Виктор Капитонов. Кажется, у вас были с ним какие-то трения.

- Капитонов не взял на Олимпиаду-72 Колю Горелова и Александра Гусятникова. Оба были молоды, полны сил, прекрасно выступили перед этим в Швейцарии, а Капитонов предпочел им других. И эти другие ничего в групповой гонке не показали, а я отвечал за группу официально. В общем, обиделся - и ушел из сборной. А противостояние с Капитоновым продолжалось до 79-го года.

- Обидчивый вы человек...

- Ну, я все-таки редко обижаюсь.

- Вы помните, сколько медалей завоевали гонщики вашего центра, сколько было чемпионов мира, Олимпиад?

- У нас только золотых медалей чемпионов Союза более трехсот, 15 чемпионов мира, 4 олимпийских чемпиона - Ярды, Шухов, Яркин, Сухорученков. Первым из советских велосипедистов групповую гонку на первенстве мира в 81-м году выиграл Ведерников. Сухорученков дважды побеждал на велогонке Мира и один раз - Аверин.

- О "Тур де Франс", "Джиро", "Вуэльте" в те годы и не мечтали?

- Это были профессиональные гонки, а велоспорт в те времена четко делился на профессиональный и любительский. Профи в Олимпиадах не участвовали, а мы - в их гонках. Но наши ребята, по мнению специалистов, были тогда лучшими в мире, и в 80-м году пришло предложение от итальянцев: они были готовы купить Сухорученкова за 3 миллиона долларов, а к нему - всю нашу бригаду, еще за миллион. Но, как мы потом узнали, в дело вмешался руководитель ГДР Хонеккер. Он якобы сказал Брежневу: да вы что, мы же вообще против профессионального спорта!

И нам дали отбой. Загубили целую плеяду гонщиков - это были Гусятников, Сухорученков, Мищенко, Ведерников, Аверин, Галялетдинов и другие - их возраст был как раз подходящим для перехода в профи. А сам Хонеккер уже через год разрешил гонщикам ГДР переходить в профессионалы.

- У вас ведь и на треке неплохо получалось.

- Да, с 1981 года я перешел на трек. Там соперничал с двумя ведущими центрами. Ленинградским (тренер Александр Кузнецов) и литовским (Витаутас Думбаускас). Вот в нашей конкуренции и рождались рекорды и победы.

- Сейчас Кузнецов поставил цель создать российскую профессиональную команду на шоссе. И в этом ему помогает "Итера", где вы - вице-президент.

- Меня избрали председателем совета директоров спортивной группы "Итеры". Получается, теперь я Кузнецова курирую. А в федерации отвечаю за профессиональный спорт.

- Пока команда Кузнецова выступает как бы в низших шоссейных лигах. Сколько времени потребуется, чтобы выйти в лигу высшую?

- Чтобы пробиться на "Тур де Франс", нужно располагать когортой сильнейших гонщиков. Но никто из них к тебе не пойдет, если ты начинающий. Можно было избрать такой путь: "Итера" дает достаточно денег, чтобы закупить наших профессионалов - Иванова, Тонкова, Конышева - для основы. А к ним троечку приличных горных гонщиков из-за рубежа. Но нам не интересно тратить деньги на чужих. Да и не пойдут хорошие гонщики в неизвестную команду. Конечно, Кузнецову нелегко будет. Минимум два-три года потребуется. Мы в "Итере" это прекрасно понимаем.

- И в первую очередь, наверное, президент "Итеры" Игорь Макаров?

- Ну да, Макаров - он человек такой, стремится первенствовать и помнит все хорошее. Между людьми, прошедшими школу большого спорта, возникает очень мощная связь, и это сильно влияет на всю их последующую жизнь. Макаров стал мастером спорта международного класса, входил в сборную страны, хотел добиться большего, но по различным причинам не получилось. А тут к нему приехал Кузнецов. Говорит: вспомни, мол, что ты велосипедист. Забередило душу. Вот Макаров и стал помогать.

- Не только Кузнецову, но и всему велоспорту России. Кстати, это как-то на налогах компании отражается?

- Мы не из-за экономии средств помогаем. Это - от души.

ЖИЗНЬ ТРЕТЬЯ

- А как вы сами попали в бизнес?

- В 92-м, когда все стало рушиться, у меня на руках были два миллиона рублей - от спонсора. И я поступил так: на один миллион отправил всех своих спортсменов и тренеров на сбор. А другой пустил в оборот - и за полгода заработал 20 миллионов. Часть отдал тем, с кем работал, а 10 потратил на велоспорт. На следующий год заработал уже 196 миллионов рублей. И снова много потратил на спорт. В общем, как бы стал спонсором.

- Что за бизнес был вначале?

- Включил старые спортивные связи. Мне из Липецка, Ижевска, Могилева гнали трактора, металл, я в ответ - изоляционную пленку для газовых труб, сами трубы, автомашины и даже конфеты. Рассчитывался всегда четко, вовремя. Кстати, этим и Макарова покорил. В 93-м он прислал мне сто тонн финского масла. Я организовал в Куйбышеве центр, который охватил четверть города своими торговыми точками. Тогда многие работали, как крупные оптовики, но я посмотрел - не идет. Решил устроить мелкооптовую торговлю. Приходит бабушка, берет ящик масла, тащит его на угол торговать. Оборот был колоссальный! В Самаре эту нишу я одним из первых занял.

Потом пошли окорочка, мясо, печень. Все это Макаров мне присылал, а я продавал - и вовремя с ним рассчитывался. Он видит, что я в бизнесе, как в спорте, - впереди, и позвал меня в Москву. Я рос вместе с "Итерой". Был товарником, экономистом, специалистом по долгам.

- Когда уходили в бизнес, предполагали, что вернетесь в спорт?

- А я и не думал из него поначалу уходить, хотел деньги для спорта зарабатывать. Года четыре помогал, но когда стал в "Итере" первым замом по экономике, был занят с 9 утра до полуночи, невозможно было думать о спорте. Только в прошлом году немного времени на спорт стало появляться.

- В вашем возрасте, уж простите, что говорю об этом, иные давно грядки на даче поливают, а вы...

- А я прожил три жизни и не считаю, что это конец.

- Какие жизни?

- Первая - 7 лет инженерной деятельности, вторая - 25 лет в спорте, третья - 10 лет в бизнесе.

- Какая лучшая?

- Каждая по-своему интересна. Они дали мне возможность снова и снова возрождаться. В каждой мне пришлось строить фундамент, закладывать основу.

- А что дальше - не думали?

- Сегодня меня интересует здоровье, долголетие. Когда-то же я закончу с этим чертовым бизнесом. Он выматывает все - и душу, и силы, и нервы. Те же долги брать, с т-а-а-а-кими приходится встречаться. Хочется после всего этого здоровым остаться. Литературой разной на эту тему интересуюсь.

- На велосипед сейчас садитесь?

- Для здоровья на велоэргометре педали кручу, по часу-полтора в день. Вечерами хожу в фитнесс-центр. Иногда дома зарядочку делаю, у меня для этого все оборудовано. Вот сегодня часок до работы с женой и собакой побегал по парку, покормил там уточек.

- А собака бегать любит?

- Нет, три раза со мной пробежалась - и "умерла".

- На прошедшей недавно "Джиро д'Италия" вновь разразился допинговый скандал. Ваше мнение по этому поводу?

- Если бы хотели избавиться от допинга по-настоящему, проблем не возникло бы. Известно кто, что и когда принимает. И в наше время все это было. Я, например, стремился искать не допинги, а восстановители, те вещества, что являются естественными для человека. Но когда используют кровяные допинги или стимуляторы, которые возбуждают так, что не остается сил на жизнь, я категорически против. Кстати, когда-то, в бытность тренером, я на эту тему с руководством поцапался.

- Каким вы видите будущее российского велоспорта?

- Как и всего российского спорта: пока не встанет на ноги экономика, говорить о чем-то крупномасштабном трудно. Только на спонсорстве спорт не выживет, этого мало. Нужна поддержка государства.

Елена РЕРИХ