Газета Спорт-Экспресс № 144 (2637) от 28 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

29 июня 2001

29 июня 2001 | Велоспорт

ВЕЛО ОТ "СЭ"

ЭТОТ ТРЕК - ГОРДОСТЬ СТРАНЫ!

Досье "СЭ"

ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР ПРОФСОЮЗОВ КРЫЛАТСКОЕ

Дата рождения: 28 декабря 1979 года.

Особые приметы: площадь - 200 га; высота трибун велотрека - 26 м, трибуны вмещают 6000 зрителей. Полотно сделано из сибирской лиственницы, длина полотна - 333,33 м, ширина - 9 м, угол наклона прямой - 11 градусов. Радиус виража - 32 м, угол наклона виража - 42 градуса. Ширина зоны тихой езды (разминочной дорожки) - 5 м.

Геометрия велотрека позволяет развить скорость до 90 км в час.

Освещение - 1500 люкс.

Шляпа, гигантская бабочка, большое блюдо... Как только не упражнялся в образности выражений наш брат журналист, берясь за описание велотрека в Крылатском, что украсил Москву, хозяйку Олимпиады-80, в декабре 1979 года. В справедливости этих эпитетов и сравнений убедиться несложно - достаточно только увидеть большие крылья...

Ну, вот, и меня туда же понесло!

Неуступчивый постовой перегородил дорогу редакционной машине уже на самом подъезде к велотреку - на Крылатской улице: "Дальше нельзя, идет велогонка". Пришлось спешиться. Но уже через несколько минут я был в кабинете у генерального директора ОСЦП Геннадия Михайлова.

КУЗНИЦА РЕКОРДОВ

- Геннадий Юрьевич, начнем, наверное, от печки...

- А по-другому и не получится. Сразу скажу, что для меня велотрек - огромный кусок биографии. Я принимал самое активное участие в строительстве этого красавца. Кстати, не совсем верно именовать наш объект так узко - велотрек. Кроме него, Олимпийский спортцентр профсоюзов Крылатское включает велодорогу, стадион технических видов спорта, где, в частности, проводятся популярные гонки на выживание, горнолыжную базу. С недавних пор на трассе в Крылатском проходят и увлекательные соревнования мастеров горного велосипеда. Но и это еще не все. Ведь занятие по душе тут найдется и для любителей многих других видов спорта.

Но вернемся к треку. Когда его сдали в эксплуатацию, я остался здесь работать. Потом долгое время работал в Главмосстрое, преподавал в МИСИ. А в 1996 году вернулся сюда.

- И в каком состоянии вы застали "кузницу рекордов", как раньше нередко называли велотрек в Крылатском?

- Насчет кузницы - это верно. За 20 лет на полотне нашего трека было установлено 200 мировых и европейских рекордов. Да что там за двадцать лет?! Только во время Олимпиады в Москве рекорды обновляли семь (!) раз. И вот я возвращаюсь - и застаю разруху и запустение.

Понимаете, архитектурные сооружения - как люди, без активной, живой работы они быстро стареют и сходят в могилу. Именно так чуть было и не случилось с треком в Крылатском, который почти перестали использовать. Вообще во всем мире эксплуатация классических велотреков - большая проблема. Исключение составляют разве что Италия, Франция и Испания, где велогонки являются национальным видом спорта. Только вот Россия - не Италия, велоспорт у нас на какое-то время оказался в полнейшем загоне, соревнований стало крайне мало, о масштабных - и не говорю, а потому все хозяйство постепенно приходило в запустение.

Можно ли было это допустить? Наш велотрек - это же гордость в семействе себе подобных! По своим характеристикам он и сегодня является одним из лучших в мире. Одно полотно, выстланное сибирской лиственницей, чего стоит...

СВАИ ВЕНЕЦИИ

- А вот интересно, почему был выбран именно этот материал?

- Видите ли, споров о том, какому покрытию отдать предпочтение, было много. Предлагали делать полотно из красного дерева, из африканских пород... Но после тщательных замеров, расчетов параболы трассы все же сочли нашу сибирскую лиственницу оптимальным материалом. Да и надежнее, долговечнее она. Вспомните, что даже сваи, на которых покоится Венеция, тоже из сибирской лиственницы. Неплохая рекомендация, а?

- И тем не менее, вернувшись, вы столкнулись с запустением...

- Резче скажу: это была агония. Средств катастрофически не хватало, и одна за другой выходили из строя различные системы. А к примеру, систему кондиционирования воздуха, о которой когда-то слагались легенды, пришлось отключить. Это ведь в советское время не принято было считать деньги, а ныне все очень недешево. В том числе и электроэнергия.

- Знающие люди рассказывают, что благодаря этой самой системе кондиционирования на треке создавался совершенно уникальный микроклимат.

- Это правда. Дело в том, что, кроме зала, холодный воздух подавался под полотно, и это создавало чрезвычайно комфортный микроклимат в зоне работы спортсмена.

- Что, в свою очередь, влияло и на результаты?

- Иногда - самым неожиданным образом. (Михайлов усмехается). Не секрет, что велогонщики из ГДР всегда были непримиримыми соперниками наших спортсменов. Так вот во время их заездов кондиционирование отключали. И результаты немцев довольно сильно ползли вниз...

НУЖНА "РАСКРУТКА"!

- А сейчас система кондиционирования работает?

- Конечно. Мы ее отрегулировали, но включаем, правда, только во время крупных соревнований.

Понимаете, бюджет у нас не тот. А много ли соберешь на заполняемости зала? Тем более что и не заполняется он. Проводили недавно в Москве этап Кубка мира. Билеты распространяли бесплатно - и то пришло всего около полутора тысяч человек, и это при том, что вмещает трек 6 тысяч.

Конечно, нужно активнее "раскручивать" велоспорт. И я должен признать, что нынешнее руководство национальной федерации делает все возможное, а порой и невозможное, чтобы заполучить в Москву престижные международные соревнования.

Кстати, недавно Крылатское стало членом Международного союза велодромов, объединяющего 60 лучших велотреков мира. И скажу без ложной скромности, нас оценивают довольно высоко и включают в пятерку лучших. Надеемся со следующего года стать постоянной ареной этапов Кубка мира. Подали заявку и на проведение чемпионата Европы.

- Есть ли шанс заполучить эти старты?

- Можно быть уверенным процентов на 80, что эти соревнования пройдут именно у нас.

- Надеетесь привлечь богатых спонсоров?

- Тут все не так просто. Дело в том, что все эти спонсоры действуют в первую очередь в личных интересах. Да и вообще судьба знаменитого трека однажды висела на волоске, когда он едва не стал частной собственностью. Но имеем ли мы право бездумно отдавать богатому дяде спорткомплекс, построенный на народные деньги?

- Что же вы предприняли?

- Научились зарабатывать сами.

- Интересно, как? Что-то я не заметил на подходах к велотреку столь знакомых ярмарок и рынков.

- Мы пошли другим путем. Сдаем в аренду тот же трек для проведения выставок кошек и собак, автофестивалей, других зрелищных мероприятий. И на эти заработанные деньги проводим ремонтные работы. Это недешево. Только обновление пятой части крыши фасада потребовало 9 млн. рублей. А для циклевки полотна, на котором все же появляются небольшие трещинки, требуется 40 тысяч долларов.

- Неужели у вас никаких льгот?

- Очень забавная ситуация сложилась с этими самыми льготами. Дело в том, что существовал закон, предполагавший льготное налоговое обложение прибыли спортивных объектов. Как водится, подобный закон способствовал расцвету аферистов всех мастей, а потому была проведена коррекция его направленности. После чего велотрек загадочным образом исчез из списка объектов, подпадающих под его действие.

Но оптимизма мы не теряем. На территории комплекса создана база по подготовке спортсменов, включающая в себя медико-восстановительный центр, массажные комнаты, сауну. Вновь работает кабинет физиотерапии, функционируют кафе, реконструируются гостиницы, где могут жить команды.

- И большие гостиницы?

- На 110 мест. Планируем добавить еще сто. Это очень важно в свете планирующихся здесь крупных международных соревнований. Конечно, было бы замечательно, если бы и тренеры, и велогонщики могли базироваться в непосредственной близости от места соревнований. Цены у нас ниже, чем по Москве, а условия ничуть не хуже.

- Планы похвальные.

- Скажу вам больше. Представители UCI, инспектировавшие спорткомплекс, пришли к мысли о создании здесь Международного центра подготовки. Таких центров в мире пять. Уже сейчас к нам приезжают готовиться велогонщики из Украины. В задачи центра входит воспитание перспективных спортсменов.

ВОЙНА ЗА ВИАДУК

- А чем еще гордится ваше хозяйство?

- Естественно, кольцевой велотрассой - той самой, где пройдут старты чемпионата России-2001. На велокольцо доступ автомобилям закрыт. Тут раздолье велосипедистам - можно вволю тренироваться или просто кататься на "стальном коне".

- Насчет того, что проезд автомобилям закрыт, - это верно. Сегодня испытал на себе.

- Да, и это тоже наша головная боль. Уж сколько раз мы просили построить виадук, который позволял бы проводить полноценные соревнования без помех для автомобильного движения на этом участке шоссе. Ну, представьте, по виадуку все выходят на велодорогу - и гоняются там. Тогда не будет нужды перекрывать трассу. Идея виадука поддержана мэром Москвы, но... Все наши попытки решить вопрос тонут в кабинетах бюрократов Москомприроды.

Есть и еще одна проблема, пожалуй, даже более серьезная. Все началось три года назад, когда было принято постановление правительства Москвы о создании ландшафтного заказника на территории, принадлежащей нашему комплексу. С этого момента все наши работы, направленные на укрепление горнолыжных склонов, изменение внешнего вида зеленой зоны трактуются как нарушение естественной природы заказника. В результате мы даже с оползнями бороться не можем, не вступив в конфликт с Москомприроды! Мы обращались с письмом к нашему префекту, он вроде бы поддерживает нашу позицию, но, увы, пока вопрос этот не решен.

- И какой же выход вы видите?

- Пока - только один: подготовить документы и передать в суд.

Ровшан АСКЕРОВ