Газета Спорт-Экспресс № 144 (2637) от 28 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ВЕЛО ОТ "СЭ" |
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ - КРЫЛАТСКОЕ |
Александр ГУСЯТНИКОВ
ПОБЕДУ СУХАРЯ ПОДГОТОВИЛ И Я
Есть трассы, о которых гонщики готовы рассказывать столь же вдохновенно, как о любимых женщинах. Трасса в Крылатском, на которой будет проходить чемпионат России, - одна из них. И первым гонщиком, лучше других понявшим ее характер, был Александр Гусятников, знаменитый капитан сборной СССР 70-х, ныне - президент Федерации велоспорта России.
- Эту трассу задумали двое: Капитонов и Виктор Вершинин - знаменитый в прошлом гонщик и тренер, - рассказывает Гусятников. - Решение о строительстве было принято за пару лет до московской Олимпиады, зимой, поэтому Капитонову и Вершинину пришлось протаптывать снег, чтобы как следует понять рельеф. Руководствовались они, думаю, тем, чтобы гонщикам не было скучно ездить. Насколько мне известно, именно Вершинин настоял на том, что это должна быть "наша" трасса. Что решающее значение здесь будет иметь опыт езды на ней. А все остальное - потом.
- В чем заключается главная сложность?
- На круге пять небольших горочек - "пупков" и тягун. Если бы все эти горки объединить в одну большую, то ехать было бы проще - уперся один раз - и отдыхаешь. А так получается, что гонщик постоянно в напряжении. Стоит ненадолго расслабиться - 50-70 соперников тебя обойдут. В "хвосте" же наверняка уложат: когда на дистанции много виражей, резко увеличивается риск попасть в завал. Вот и выходит, что ехать надо первым. Но при этом точно рассчитывать силы. В первой же гонке, в 79-м, я понял, что на этой трассе нельзя делать ни одного лишнего движения.
- Вам тогда трасса понравилась?
- До безумия! Дыхание аж перехватило: наконец-то повеселиться можно.
- А как отнеслись к ней другие гонщики?
- По-разному. Многие плевались: пять раз на каждом круге максимально упираться - удовольствие небольшое. Там еще одна тонкость есть. Некоторые горки настолько крутые, что асфальтоукладчик не мог по ним ехать. Каток цепляли тросом к трактору, и так, словно на лебедке, его затаскивали наверх. Соответственно в некоторых местах асфальт лежит неровно, в разных плоскостях. Если знаешь, где какой рубец, ехать проще. Можно заранее выбрать наиболее экономичную траекторию. В дождь там очень скользко и опасно. Хотя очень уж тяжелых завалов не припомню, кроме случая, когда в 85-м упал и ударился головой Асят Саитов - девочка маленькая перед ним на дорогу выскочила.
- Первый раз вы проехали всю эту дистанцию на соревнованиях на Спартакиаде народов СССР-79?
- Чуть раньше. В Крылатском проводилась гонка на призы газеты "Московский комсомолец". Я проехал несколько кругов и сошел. Сознательно. Потому что на следующий день должен был ехать командную гонку на Спартакиаде России. А вот уже после этого выиграл в Крылатском Спартакиады народов РСФСР и СССР.
- Это правда, что тогда вас упрекали в не совсем честном поведении по отношению к Сухорученкову?
- Больше всех он сам на меня обиделся. Я-то уже знал трассу, ехал горочки зигзагами, отставал на каждой от Сухаря на пять-десять метров, нагонял. Он понять ничего не мог: "Ты чего делаешь? Ехать надо!" И выложился раньше времени. Когда нас стали догонять, я продолжал держать свой темп, а Серега отстал - его прошли ходом. Потом, естественно, он выяснять отношения пытался: мол, я его использовал. Зато через год на московских Играх он ехал уже совсем по-другому. Извлек урок. Честно признаюсь, мне до сих пор приятно, что этот урок дал ему именно я.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ