Газета Спорт-Экспресс № 144 (2637) от 28 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

29 июня 2001

29 июня 2001 | Велоспорт

ВЕЛО ОТ "СЭ"

Сергей ЕРДАКОВ: "ВСЕ НАЧАЛОСЬ В 85-м"

Как-то я, в очередной раз засомневавшись, не обманывает ли меня память, набрала номер телефона президента российской велофедерации Александра Гусятникова. Тот, выслушав мой вопрос, удивленно переспросил: "Чего ты мне звонишь? Есть же Ердаков - ходячая энциклопедия!"

Он и в самом деле личность уникальная, Сергей Валерьевич Ердаков, координатор по профессиональному спорту Федерации велосипедного спорта России, бывший генеральный секретарь Лиги профессионального велоспорта и бывший менеджер первой экс-советской профессиональной команды "Альфа Люм". Вся его жизнь связана с велогонками, и поэтому лично для меня не было ничего удивительного в том, что во многом именно с именем Ердакова связана история появления в нашей стране первых велопрофи. Речь, как вы догадываетесь, о команде "Альфа Люм".

- Насколько я знаю, процесс создания "Альфа Люм" был довольно долгим...

- В профессиональных велогонках команда дебютировала в 1989 году, контракт с генеральным спонсором был подписан в ноябре 88-го, но сама работа по созданию команды была начата еще в 85-м. Ситуация, кстати, была уникальная, ведь в то время краеугольным камнем нашего спорта еще оставалось олимпийское движение, то есть идея любительства в рафинированном, так сказать, виде. Тем не менее однажды меня вызвал к себе тогдашний зампред Госкомспорта Вячеслав Гаврилин. Говорит: "Старик, я слышал, ты интересуешься профессиональным спортом? Не пора ли и нам попробовать, с чем это едят?" Отвечаю - почему бы нет, наши гонщики это заслужили, но как вам видится осуществление этого процесса? В ответ слышу: ты пока данные собирай, а там посмотрим. Это был ноябрь 85-го года.

- Что дальше?

- Дальше составил план командировок, утвердили его у начальника Управления летних видов спорта Олега Чувилина - и в феврале 86-го мы с Александром Кузнецовым поехали в Италию - изучать профессиональный велоспорт. Командировок таких было несколько.

- Что оказалось самым сложным?

- Финансовая сторона вопроса, потому что Спорткомитет, давая согласие на "продажу" наших велогонщиков, естественно, хотел получить от этого выгоду, и немалую. В конечном итоге удалось заключить двухлетний контракт с фирмой Alfa Lum из Сан-Марино на общую сумму два миллиона долларов.

- Майкл Бруски и его фирма были единственными желающими заполучить советских шоссейников?

- Нет. Поначалу на наших гонщиков претендовала испанская "Келме", активно строившая у нас в стране заводы по производству обуви, и итальянцы из "Манифлекс", фирмы по производству спальной мебели. Дело было вроде бы на мази, побеждали итальянцы, но вдруг - это было в 87-м году - на Виктора Галаева из "Совинтерспорта", через который в то время подписывались все контракты с зарубежными партнерами, вышли представители довольно известной промоутерской фирмы "Дорна". Они заявили, что найдут гораздо более выгодный контракт. Так на горизонте появилась "Альфа Люм", выпускающая разную бытовую продукцию из алюминия.

- Как формировался кадровый состав команды?

- Много сложностей возникло с кандидатурами на пост тренера с российской стороны. От итальянцев на этот пост был назначен Примо Франкини. Ну а я, поскольку всю жизнь проработал с Виктором Капитоновым, естественно, предложил его кандидатуру. Только итальянцы ни в какую: не хотим Капитонова - и точка. Мне же казалось, что это наиболее логичное решение вопроса, ведь все те гонщики, которым вскоре предстояло стать профессионалами, можно сказать, знакомы Виктору Арсентьевичу с пеленок. Но именно это и было главной причиной отказа. Мол, он будет работать так, как привык, нам же нужно многое изменить, чтобы сделать из ваших любителей настоящих профи.

Обсуждалась и кандидатура Александра Гусятникова, но его зарубило наше начальство. Потому что он как главный тренер сборной СССР только что проиграл Олимпиаду в Сеуле... В итоге место тренера получил Владимир Брауде, руководитель сильного кишиневского велоцентра.

- А по каким критериям отбирали гонщиков в первый состав "Альфа Люм"?

- В основном по возрасту. Тех, кто считался лучшими, наиболее перспективными на данный момент и представлял интерес с точки зрения Олимпиады-92, никто отдавать не собирался. Поэтому брали главным образом ребят возрастных, то есть старше 25 лет.

- Разве 25 лет для шоссейника - это возраст?

- Согласен, расцвета на шоссе спортсмены достигают после 27 лет, но тогда было принято считать, что после 23 лет велосипедисты начинают снижать результаты. Мол, взрослеют, голова уже другим занята. И так далее. Поэтому в команде оказался, например, Петр Угрюмов: будущего призера таких великих многодневок, как "Джиро" и "Тур де Франс", списали по возрасту. В эту же категорию попали Иван Иванов, Олег Ярошенко, Александр Зиновьев, Сергей Сухорученков... Единственным молодым был Дима Конышев. Но с ним расстались легко. Дело в том, что к тому времени у него сложилась репутация неудачника: почему-то на большинстве наших гонок он постоянно падал. Замначальника нашего управления Ильдар Калимуллин так и звал его: падающий гонщик.

И, между прочим, с Конышевым вышел казус. Подошел момент подписания контракта, и вдруг наш Дима уперся: без Гусятникова не поеду. Представляете ситуацию: зал коллегий Спорткомитета, сидит председатель Марат Грамов, страшный человек, чье слово было законом, рядом Гаврилин, миллионер Бруски, еще кто-то, а Конышев условия ставит! А итальянцы тоже уперлись: без Конышева команду не возьмем! Уломать Диму стоило невероятных усилий. И когда подошло время отправлять ребят за границу, нас с Калимуллиным вызывает к себе Чувилин и дает приказ: проводить Конышева до зоны паспортного контроля. Если он паспортный контроль не пройдет, на работу можете не возвращаться.

- Ну и дела! Выходит, Конышева в профессионалы выпроводили насильно... Впрочем, не думаю, что сейчас он об этом жалеет. А были еще какие-нибудь, скажем так, необычные способы перехода в профи?

- Были. Например, Андрей Чмиль попал в "Альфа Люм" в качестве компенсации.

- ?..

- Когда на роль тренера с нашей стороны был выбран Владимир Брауде, он сказал мне: уезжая, я оголяю республику (напомним, что Брауде возглавлял велоцентр в Кишиневе. - О. Л.) , надо найти способ как-то это компенсировать. В результате вместе с Брауде в "Альфа Люм" оказался и Андрей.

- Я слышала, что почти детективная ситуация была и с Джамолидином Абдужапаровым, одним из величайших финишеров среди профи, неоднократно признававшимся лучшим спринтером такой знаменитой многодневки, как "Тур де Франс"...

- Вы правы, Абду попал в "Альфа Люм" почти нелегальным способом. В 89-м, выступая весной на гонке "Тур Сарте", он попался на допинге. Результат той пробы, правда, стал известен лишь в мае, когда Абдужапаров в составе сборной СССР выступал уже на велогонке Мира. Естественно, его сняли и отправили домой. Должен заметить, что в те времена существовала довольно замысловатая система официальной дисквалификации за допинг. Сначала гонщик получал ее на уровне национальной федерации, затем на уровне Спорткомитета, где такие вещи оформлялись с участием так называемого первого отдела. Так вот, федерация Абду дисквалифицировала, но из-за каких-то проволочек дальше это дело не пошло. А согласно контракту "Альфа Люм" на второй год имела приоритетное право на фактически любого нашего гонщика, и они на 90-й год запросили двоих - Абдужапарова и Славу Екимова. Александр Кузнецов, наставник Екимова, сразу отказал, заявив, что будет искать своему подопечному профессиональный контракт самостоятельно. Оставался Абдужапаров. Но тогдашний главный тренер сборной Юрий Каширин ни в какую не соглашался его отдавать. А Абду ни в какую не соглашался оставаться в любителях. Говорил: не хочу больше Олимпиады, не хочу Каширина... Короче, пришлось его оформлять как туриста. Вот только из турпоездки он не вернулся, оставшись работать в "Альфа Люм".

- Какие еще приключения, связанные с первой нашей профессиональной командой, вам запомнились?

- То, как мы создавали первую Лигу профессионального велоспорта. В ноябре 88-го, напомню, мы уже заключили контракт с итальянцами и команда готовилась уезжать за рубеж. Но тут с нами связался тогдашний президент Международной профессиональной федерации (FICP) Михаил Эккель - и сообщил, что для того, чтобы получить право выступать в гонках, мы должны вступить в FICP и создать свою профессиональную федерацию. На что нам отводилось... два дня, поскольку именно через два дня в Брюсселе начинался конгресс этой организации. И если мы не успевали выступить на нем, следующего нужно было ждать год.

Мы схватились за головы: виза-то была, но билетов на самолет уже не было. В итоге мы с Каллимулиным на моей новенькой "восьмерке" меньше чем за полтора дня доехали до Брюсселя. На место прибыли часа за полтора до начала. Вступили в FICP. А вот машину мою убили насмерть. До сих пор сердце болит, как вспомню...

- С чего началась профессиональная биография "Альфа Люм"?

- С шикарной, страшно помпезной презентации в Сан-Мартино-ди-Кастроццо, где было огромное количество прессы. Итальянцы очень гордились тем, что именно они первыми заполучили к себе российских гонщиков, и старались придать происходящему максимальный блеск. Всем участникам той презентации подарили на память по золотому значку велосипедиста с маленьким бриллиантом.

- А когда пришло время выходить на старт первой гонки, коленки не дрожали?

- Конечно, мы страшно нервничали. Внимание-то к нам было совершенно фантастическое. К тому же смотрели на нас как на марсиан. Но должен сказать, что с чисто спортивной точки зрения адаптация прошла гораздо лучше, чем мы думали. А вот с, так сказать, бытовой было много анекдотических ситуаций.

К примеру, садимся завтракать или обедать. Итальянцы накрывают стол - на 17 гонщиков, тренеров и всю остальную обслугу. И этот стол буквально ломится от всякой всячины включая фрукты - виноград, персики, арбузы, дыни, клубника, еще Бог знает что. И все это съедается под чистую. Как-то подходит ко мне Джованни Джунко, менеджер с итальянской стороны, и спрашивает: Сергей, а зачем они все съедают? Я же вижу - они уже не голодные, но едят через силу...

Я даже не знал, что ему ответить. Напомню: на дворе 89-й, февраль. Скажите, кто тогда в нашей стране в феврале арбузы или дыни ел? Вряд ли он понял бы мои объяснения. Но довольно скоро ребятам стало ясно: такое изобилие на столе будет и завтра, и через неделю, и через месяц. И все вошло в норму.

Другая анекдотическая ситуация была с телефонными звонками. Как-то Джунко заявил ребятам: команда берет на себя расходы по оплате телефонных звонков. После этого из отеля, где мы жили, позвонить куда-нибудь стало почти невозможно - телефон был все время занят. Через неделю Джунко, получив счета, схватился за голову. Нет, говорит, так не пойдет. Лучше будем каждому выдавать по 50000 лир (около 40 долларов) на месяц на телефон.

Все звонки прекратились немедленно. Потому что эти деньги для каждого перестали быть халявой, а тратить свои никто не захотел. Потом тот же Джунко предложил: вы, мол, ребята, профи, а значит, имеете право на личную жизнь - приглашайте в гости ваших жен недели на две-три. Все расходы фирма берет на себя. И тут поднимает руку один наш гонщик, не буду называть фамилию, и спрашивает: если жены нет, можно получить деньгами? После Джунко, которому уже было за 70 и который всю жизнь провел в спорте, признался мне, что ни разу за всю жизнь не слышал подобного вопроса!

- А кто из наших неопрофи быстрее всех по-настоящему освоился в том мире?

- Андрей Чмиль. Первый год он буквально в рот смотрел Диме Конышеву, но уже тогда было видно, что настраивает себя на долгую карьеру. Должен сказать, Чмиль преуспел - и профессионалом стал высочайшего класса, победителем многих престижных гонок, обладателем Кубка мира. И именно Андрей первым заключил персональный контракт.

В 90-м уже было известно, что на третий год Бруски команду не оставит, поэтому мы с Брауде начали искать для наших ребят другие команды. Андрей же будущее место работы нашел для себя сам. Это была бельгийская команда FESB. Подписывать соглашение мы ездили с Брауде. И происходило это на границе между Францией и Бельгией примерно часа в три ночи. Дело в том, что бельгийцы торопили, у нас была только французская виза, и их во Францию не пропускали. Пришлось Андрею организовывать нашу встречу на границе.

- Вы сказали, что Бруски не собирался оставлять команду на третий год. Почему? Ведь, насколько я понимаю, со спортивной точки зрения это был чрезвычайно удачный проект. Вряд ли кто ожидал, что уже в дебютном году у "Альфа Люм" будет, например, второе место на чемпионате мира в Шамбери, завоеванное Конышевым...

- Вы правы, наши ребята своими результатами превзошли все ожидания. Но Бруски, создавая команду, никогда не преследовал чисто спортивного интереса. Для него гонщики были лишь средством хорошей рекламы его продукции, и за два года они полностью выработали его маркетинговые планы. О чем он честно нас предупредил, сказав, что ему нужно искать потенциальных покупателей в другой области. И в 91-м купил гандбольную команду.

- После "Альфа Люм" у нас уже были попытки создания других профессиональных команд, но с объективной точки зрения "Альфа Люм" была и остается вершиной. Вам хотелось бы когда-нибудь снова пережить нечто похожее на то, что вы переживали 13 лет назад?

- Конечно, хотелось бы. И я не теряю надежды на то, что когда-нибудь у нас снова будет команда такого же суперкласса. Никто из тех ребят, что открывали для России дорогу в велопрофи, не разочаровал. Все они стали звездами.

- Понимаю, на что вы намекаете. Для того чтобы когда-нибудь повторилась "Альфа Люм", нужно снова научиться в России растить шоссейников-звезд. Но для этого необходима преемственность поколений, а большинство наших профессионалов, насколько я знаю, даже после окончания карьеры не собираются возвращаться домой. Чмиль и вовсе получил бельгийское гражданство, Петр Угрюмов работает тренером не в России, а где-то в Италии... Вам не обидно, что ваши бывшие подопечные, люди с таким колоссальным спортивным и жизненным опытом, не приносят своей стране той пользы, которую могли бы принести?

- Вообще-то я думаю, что минуло то время, когда спортсмены, попавшие за рубеж, любыми силами старались там и остаться. Сейчас в России заработать себе имя и деньги стало намного легче, чем на Западе. Но дело в другом. Положа руку на сердце, надо сказать, что в России на данном этапе они никому не нужны. Ни как гонщики с мировыми именами, ни как личности. В России они не востребованы. И мы будем разбазаривать свой золотой запас до тех пор, пока у страны не дойдут руки до большого спорта.

Я почти уверен, что они вернутся. Но только тогда, когда у нас появится необходимая внутренняя инфраструктура, когда начнет работать закон о спорте, когда наши гиганты промышленности научатся пропагандировать свою продукцию через большой спорт и поймут, что велосипед в этом смысле - одно из самых выгодных вложений средств.

Ольга ЛИНДЕ