Газета Спорт-Экспресс № 144 (2637) от 28 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

29 июня 2001

29 июня 2001 | Велоспорт

ВЕЛО ОТ "СЭ"

Вячеслав ЕКИМОВ

РУССКИЙ ЧЕМПИОНИССИМО

В начале этого года он был официально назван лучшим российским велогонщиком XX столетия. Что ж, Екимов действительно лучший, и можно не сомневаться, что во время чемпионата в Крылатском большинство зрителей будут болеть именно за него.

35-летний Вячеслав Екимов - двукратный олимпийский чемпион (в 88-м в трековой командной гонке преследования, в 2000-м - в гонке с раздельным стартом на шоссе), 6-кратный чемпион мира, 6-кратный рекордсмен мира и 10-кратный рекордсмен СССР, атак же 30-кратный чемпион СССР и России. В профи наш прославленный трековик дебютировал в 23 года и за 12 лет профессиональной карьеры выиграл 48 гонок. Это о нем знаменитый американец Лэнс Армстронг, напарник Вячеслава по команде "Ю.Эс.Постал", двукратный победитель "Тур де Франс", экс-чемпион мира и олимпийский чемпион, сказал: "Этот человек - легенда в спорте. На треке и на шоссе он сделал больше, чем все мы, вместе взятые". А в Италии, где понимают толк в велоспорте, Екимова называют Чемпиониссимо. То есть чемпион среди чемпионов.

САМАЯ ДОРОГАЯ НАГРАДА - ЗНАЧОК МАСТЕРА СПОРТА

- Только на то, чтобы перечислить все ваши титулы, нужно потратить примерно четверть часа. Правда, почти все эти титулы, кроме олимпийских, могут со временем получить приставку "экс". И все же есть у вас одно достижение, которое никогда такой приставки не получит. Имею в виду звание лучшего велогонщика России XX века...

- Признаюсь, подобной награды я не ожидал. Ее сразу как-то и не осознаешь. Хотя вроде бы все просто - кто завоевал больше всех наград в велоспорте, тому ее и вручают. Но должен сказать, что мне еще и крупно повезло. Ведь, чтобы получить такую награду, нужно было жить именно на стыке двух столетий.

- Приз лучшему гонщику века - это одна их ваших последних регалий. А какая самая памятная или дорогая?

- Не поверите, но - значок мастера спорта СССР. Этот маленький квадратик с удивительным, прекрасным дизайном просто притягивал к себе, был пределом мечтаний всех мальчишек, начинавших заниматься спортом. Ради него мы могли тренироваться с утра до вечера.

- Вы сразу решили стать велосипедистом?

- Нет, в велоспорт я попал не сразу. В 11 лет записался в секцию легкой атлетики, занимался всеми видами как многоборец. Но недалеко от моего дома в Выборге была велосипедная секция, и как-то я услышал, что летом те, кто в этой секции занимаются, уезжают в лагерь, где им выдают велосипеды. Разве можно представить себе большее удовольствие - за город на все лето, да еще и с велосипедом! Короче, долго я не раздумывал. Довольно скоро меня заметили - и я переехал в Санкт-Петербург, в велоцентр Александра Кузнецова.

ЗА ГОД - ВОКРУГ СВЕТА

- Много приходилось тренироваться?

- Сейчас посмотрим (открывает свой старый дневничок). Так. 7.00 - подъем. 7.15 - построение. 7.17 - 8.15 - первая тренировка. Затем душ, завтрак, школьные уроки. С 14.00 до 15.00 - вторая тренировка. Потом обед, хозработы, и с 17.00 до 19.00 - третья тренировка. В 19.30 - ужин. Потом в 21.05 еще одна, последняя 45-минутная тренировка. В 23.00 - отбой. И так - каждый день в течение 4 лет.

Исключение составляли лишь воскресные дни, когда не было последней тренировки. График тренировок пересматривался еще и в дни посещения музеев, а их, слава Богу, в Питере немало. Помню, как мы мечтали, чтобы их еще больше стало, нам тогда было бы чуточку полегче!

- Домой совсем не ездили?

- Раз в месяц полагалась 20-часовая "увольнительная", но - кровь из носу, а две тренировки в день все равно нужно было провести.

- По пять часов тренировок изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год... Титанический труд!

- Что поделать - для того чтобы добиться результата в видах спорта, связанных с выносливостью, нужно заложить определенную базу в школьные и юношеские годы. И, кстати, я не был первопроходцем - по такой же схеме тренировались ребята, которые были старше меня. Например, Владимир Осокин, Виктор Манаков, Александр Краснов. Они тоже стали олимпийскими чемпионами.

- В 16 вы стали мастером спорта, значит, до перехода в профи оставалось еще целых 7 лет. В эти годы что-то изменилось в вашем образе жизни?

- Тренироваться стал еще больше. Сеансов было по-прежнему четыре, но в день в общей сложности набегало уже часов 6 - 7. После объем уже не увеличивался, но росла интенсивность. За год нужно было на тренировках накатать до 40 тысяч километров, то есть, фигурально выражаясь, обогнуть земной шар по экватору.

- Сколько же дней занимает подобная кругосветка?

- 364 дня. Но были годы, когда без тренировки или соревнования не обходился ни один день. Спортивная форма, если так можно выразиться, складывается из песчинок, а теряется горстями. У американцев есть один жизненный принцип, который они стараются соблюдать. Этот принцип гласит: "Сила мелочей в том, что их много". Я всю жизнь стараюсь быть сильнее мелочей.

- Вы и сейчас ведете дневник?

- Даже два. В них не только подробности тренировок и соревнований, а практически вся моя жизнь. Теперь один из дневников я отдаю на кафедру инфизкульта имени Лесгафта, другой остается у меня. В нем я записываю свои мысли, ощущения, наблюдения, какие-то свои маленькие секреты. Часто их перечитываю. Воспоминания хорошо тренируют память, а для профи светлая голова необходима так же, как хорошее здоровье.

ПОМНЮ КАЖДУЮ СМЕНУ

- В 1988 году на Олимпиаде в Сеуле вы стали чемпионом в командной гонке преследования на треке. Помните все четыре заезда на пути к золоту?

- Я не только все заезды, я каждую свою смену помню. Олимпиада - это ведь целая веха в биографии любого спортсмена. На Играх в Сиднее я выиграл свою вторую золотую олимпийскую медаль в шоссейной разделке - и помню каждый вираж на всех 46 километрах.

- Вот уже 12 лет вы - профессиональный гонщик. Прекрасно знаю, что такое - профессиональный спорт. Жестокая штука. Но от вас я ни разу не слышал ни одной жалобы, ни одного худого слова... Неужели у вас все так прекрасно?

- Некоторые ребята - я имею в виду "Альфа Люм" - ушли в профи на год раньше, чем я. Прошло всего несколько месяцев их новой жизни, и в нашей прессе начали появляться статьи под пугающими заголовками типа "Жизнь взаймы" и так далее. Кое-кто из наших новоиспеченных профи жаловался журналистам на свою адскую жизнь. А у меня в ответ на такие жалобы возникал вопрос: ребята, вас туда никто за уши не тянул, зачем распускать слюни? Не нравится - оставайся в любителях. Совершенно иначе к переходу в профи отнесся Андрей Чмиль. Ему выпал один шанс из тысячи - и он им воспользовался на все сто процентов. Поэтому отвечу так: в профессиональном спорте есть масса проблем, но если ты вошел в него, то воспринимай его таким, каков он есть, не ной, не хнычь и не порти нервы ни себе, ни окружающим.

- Профессионалом вы стали в 1990 году, подписав контракт с голландской командой "Панасоник". Каким было первое впечатление о профессиональном велоспорте?

- Контракт, который мы готовили вместе с Александром Анатольевичем Кузнецовым, был подписан в конце 1989 года и получил большой резонанс. На следующий же день после его подписания тогдашний президент Международной профессиональной федерации Эккель прислал поздравление с удачной сделкой. А первое впечатление? Это были не тренировки и не соревнования, а атмосфера. Никто ни на кого не повышает голоса, никто никого не заставляет что-либо делать. Просто каждый сознательно занят своим делом.

О ДОПИНГАХ - ЧЕСТНО

- Профессиональный спорт в понятии обывателя неразрывно связан с допингом. Это справедливо?

- В какой-то степени - да. Несколько месяцев назад скончался один из авторитетнейших врачей в велоспорте - Эрик Райкерт из французской "Фестины". Той самой команды, которая была причастна к допинговому скандалу на "Тур де Франс" 1998 года. Незадолго до смерти он выпустил книгу "Дело "Фестины", где высказал свою точку зрения на проблему допинга. Райкерт написал: "Запрещенный препарат эритропоэтин использовался и используется почти во всех командах. Велосипедный мир с головой погряз в фармакологии, и в ближайшее время возвращения к спорту без нее не предвидится. Поэтому гонщики должны применять препараты под наблюдением специалистов. Самостоятельные эксперименты могут привести к катастрофе спорта".

Не могу с этим не согласиться. Хотя, к счастью, времена амфетаминов и жуткие примеры с летальными исходами прямо на трассе уже ушли в историю. Такие, как смерть Кнута Енсена на Олимпиаде-60 в Риме или гибель Тома Симпсона на "Туре"-67.

- Простите, но с помощью тренировок в среднегорье можно решить те же проблемы, которые решают с помощью ЕРО...

- Это так, но для этого нужно гораздо больше времени и средств. К тому же среднегорье - не аптека, и его нет на каждом углу. Впрочем, на эту тему дискутировать можно бесконечно, а правда в том, что проблема существует, и, видимо, в ближайшее время потребуются какие-то серьезные изменения в спортивных и государственных законах, чтобы не погубить велоспорт.

СИДЯЧАЯ ЗАБАСТОВКА ДЛИНОЙ В ПОЛТОРА ЧАСА

- После уже упоминавшегося скандала на "Тур де Франс" 1998 года обыски во время шоссейных многодневок, похоже, входят в моду. Достаточно вспомнить лишь недавнюю "Джиро"... Что в такой ситуации могут предпринять гонщики?

- Не очень многое. Например, в 98-м на "Type" после того, как в машине "Фестины" было обнаружено 400 допинговых доз, начались постоянные обыски во всех командах. И утром перед 17-м этапом весь пелотон вышел на старт, но вместо того чтобы сесть в седла велосипедов, мы уселись на асфальт. Эта сидячая забастовка задержала старт этапа на полтора часа, что обошлось организаторам в несколько миллионов франков - из-за фактического срыва телетрансляций и так далее. Мы требовали лишь одного - чтобы нам дали возможность спокойно выполнять работу, за которую мы получаем деньги.

Когда накануне следующего старта арестовали технички команд ОНСЕ и "Келме", мы бойкотировали весь этап: ехали со скоростью 30 км в час, а финиш пересекли, взявшись за руки. Так мы пытались показать миру, что мы, гонщики-профи, такие же трудящиеся, как и все, и что мы имеем такие же права на труд. И никто не имеет права на пренебрежение к нашей профессии.

Вот скажите - вам придет в голову обвинять адвоката, который, готовя какой-то серьезный процесс, не спит по двое-трое суток? Или водителя-дальнобойщика, который сделал все, чтобы его нагруженная спелой клубникой фура пересекла всю Европу и вовремя доставила ценный груз за тысячи километров? И тот, и другой выполнили свою задачу не на кефире и даже не на кофе...

ЛЕГКО БЫВАЕТ ТОЛЬКО НА МАССАЖНОМ СТОЛЕ

- Давайте вернемся к менее опасной и спорной теме. Вы фактически единственный гонщик в мире, который, 11 раз стартовав на "Тур де Франс", ни разу не сошел с гонки до финиша... Это у вас принцип такой - любой ценой доехать до финиша - или же вам многодневки даются так легко?

- Не знаю никого в велоспорте, кому было бы легко на гонке. Легко бывает только на массажном столе. Что же касается сходов... Когда мне было лет 18, нас учили тому, что нужно заканчивать гонку в любом случае, даже если она складывается для тебя безнадежно плохо. Тогда считалось, что сход может стать привычкой, гонщик будет сходить всегда, и ничего путного из него не выйдет.

Но уже будучи профи, я стал замечать, что с многодневок сходят многие велосипедисты и ничего позорного в этом не видят. Это делали в основном те, кто чувствовал: в этой гонке им уже ничего не светит. Но через несколько дней они выходили на старт какой-то другой гонки - и выигрывали ее. Тогда я пришел к выводу, что есть некая золотая середина, отыскав которую, можно будет трезво оценивать свои силы и иногда - подчеркиваю, иногда! - сходить с гонки, не рискуя заработать некий комплекс неполноценности. До финиша многодневок не добирались и Бернар Ино, и Лэнс Армстронг, и многие другие знаменитости.

- Признайтесь, легко ли зарабатывать на хлеб, будучи велосипедистом-профи?

- Если честно, не знаю, где еще, кроме профессионального велоспорта, так тяжело зарабатывать деньги. Я проехал 11 французских "Туров", и каждый раз в первой половине гонки преследовала одна и та же мысль: какого черта ты ввязался в это дело?! Тяжело - это не то слово. Скорее всего, описать словами свое состояние просто невозможно. Сидишь в седле - и сам себя убеждаешь: сегодня догребу до финиша, а завтра - ни-ни, никуда не поеду, пропади оно все пропадом! Но "догреб" до финиша - уже легче. А в отеле принял душ, лег на массаж, лежишь, вспоминаешь, как этап складывался - и к ужину уже думаешь: ничего - еще пара этапов, и будет середина гонки, а там и до Парижа рукой подать... Короче, как бы тяжело ни было, но где-то находишь силы все преодолеть - и едешь дальше. Ведь ты - профи.

- У русских есть такая поговорка: "Одноногому тогда легче, когда рядом - безногий". Тяжело в многодневках всем, наверняка иногда приходят в голову мысли, что вон тому, что едет рядом, еще тяжелее?

- Честно говоря, это очень важный момент. Когда с тобой в одной команде едет такой гонщик, как, например, Лэнс Армстронг, одолевший страшную болезнь (рак. - "СЭ"), да еще не просто едет, а выигрывает "Тур де Франс", становится стыдно перед самим собой за свои слабости.

ИНТИМНЫЙ ВОПРОС

- Можно затронуть тему полегче? Вы, гонщики-профи, каждый день переносите колоссальные физические нагрузки, во время супермногодневки, к примеру, не слезаете с седла часов по семь. А как же с личной, интимной жизнью?

- Этот вопрос всегда интересует журналистов, но не всегда его отваживаются задавать. Отвечу аналитически. Если гонщик способен выдерживать такие нагрузки, значит, его организм способен к быстрому восстановлению функций. Причем, видимо, всех, а не некоторых. Поэтому далеко не правы те, кто говорит, что после финиша профи - это выжатый лимон. Через час после финиша это уже хороший, сочный и свежий лимон!

- И все-таки - как влияет секс на результат?

- Расскажу такой случай. Мы готовились к чемпионату страны на учебно-тренировочном сборе. Перед первой тренировкой один парень - не стану называть фамилию - час занимался любовью с горничной, которая приходила номер убирать. В итоге на утренней тренировке он буквально "сваливал" с колеса. Но вечером наоборот - никто у него на колесе усидеть не мог! Тренеры долго не могли понять, в чем дело, пока кто-то не разведал причину...

- Прежде бытовала такая фраза: коротка спортивная жизнь. Одним из первых в велоспорте ее справедливость поставил под сомнение голландец Юп Зотемелк, который стал чемпионом мира в 39 лет. Андрей Чмиль выиграл Кубок мира в 36. Вы стали олимпийским чемпионом во второй раз в 34 года. Выходит, вы втроем окончательно прикончили эту фразу?

- Средний возраст победителей больших туров и профессиональных чемпионатов мира сейчас 27 с половиной лет. Но постепенно эта цифра растет. Но раньше чемпионы были моложе. Возможно, возраст отдельных победителей скоро начнет зашкаливать за 40.

- Нет предела человеческим возможностям?

- Думаю, да. Наглядный пример - Книга рекордов Гиннесса, где, например, говорится о некоей бабуле, которая в сто лет с парашютом прыгает. Да мало ли других примеров, которые никак не вписываются в рамки обычной жизни? Лично я придерживаюсь мнения: если будешь все делать так, как все, то и станешь таким, как все.

СИГАРЕТ НИКОГДА НЕ ПРОБОВАЛ

- Прочитав это интервью, кое-кто может подумать, что Вячеслав Екимов - записной аскет, ни разу в жизни не нарушивший режима. Так ли это?

- Я не аскет, но режим стараюсь соблюдать. Сплю не менее 8 часов, ложусь обычно в 11. Спать стараюсь на жесткой постели. Сигарет никогда не пробовал, да, вероятно, и не буду. Вина не пью никогда. В исключительных случаях - глоток шампанского.

- В последнее время в спорте все большее значение придается не столько спортивному результату, сколько имиджу спортсмена, его внешнему облику, умению общаться, говорить на разных языках...

- Думаю, что это очень важно. Ведь сейчас громадную роль в жизни спортсмена и его карьере играют средства массовой информации. Не обращать на журналистов внимание уже невозможно. Особенно если ты связан жесткими контрактными обязательствами и, образно выражаясь, не имеешь права ни на полшага в сторону. В конце концов именно журналисты создают имидж спортсмена.

- А что входит в ваше понятие имиджа? Например, Марко Пантани два года назад на "Тур де Франс" себя и всю свою команду перекрасил в желтый цвет - цвет майки лидера "Большой петли". О кольцах в ушах и ноздрях я уж и не говорю...

- Баловство все это. Хоть весь обвешайся кольцами и серьгами - настоящей славы таким образом все равно не добиться.

ДАРОВАНИЕ, ДИСЦИПЛИНА, ВОЛЯ

- Главное качество, необходимое для того, чтобы достичь таких же результатов, как вы?

- Таких качеств, думаю, должно быть много. Природное дарование, конечно. Трудолюбие, самодисциплина, упорство, сила воли, терпение. О последнем скажу особо. Многие спортсмены, у которых было все, кроме терпения, так и не дождались своего звездного часа.

- А какие особенные качества характера воспитывает велоспорт?

- Знаете, как ни банально это звучит, но я всегда считал, что велоспорт - это школа жизни. Что нужно, чтобы добиться успеха в жизни? Уметь трудиться и преодолевать себя. Падать, вставать - и обязательно продолжать свой путь. Наконец, научиться догонять - это ведь, согласитесь, так важно!

Сергей ЕРДАКОВ