Газета Спорт-Экспресс № 132 (2625) от 14 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 5

14 июня 2001

14 июня 2001 | Велоспорт

ВЕЛОТРЕК

ПОКА ПУТЕВКУ НА ЧЕМПИОНАТ МИРА
ЗАВОЕВАЛИ ЛИШЬ ТРОЕ РОССИЯН

Кубок мира в польском Щецине, который проходил в конце прошлой недели, стал для российской сборной первым серьезным стартом после Олимпийских игр в Сиднее. Там, напомню, велосипедисты завоевали три медали: Оксана Гришина - серебро в спринте, Ольга Слюсарева - бронзу в гонке по очкам, а еще одну бронзу в групповой гонке получил Алексей Марков.

Соревнования в Польше не рассматривались федерацией велоспорта России как старт, где нужна лишь победа. С другой стороны, Кубок мира мог стать прекрасным шансом набрать очки, необходимые для допуска на сентябрьский чемпионат мира.

Из тех, кто выступал на Олимпиаде, в Польшу приехали четверо: Гришина, Марков, Владислав Борисов и Денис Смыслов. Трое последних выступали в Сиднее, в частности, в командной гонке преследования (четвертым был Владимир Карпец), где чуть было не пробились в квартет лучших. Войти в число четырех команд в Щецине и бороться хотя бы за бронзу (а главное - получить право на участие команды в чемпионате мира) казалось вполне реальным - состав остался почти прежним. Лишь Владимир Карпец был заменен Александром Серовым.

Но тут-то и подвело отсутствие целенаправленных тренировок: команда, которую готовил (как и в Сиднее) один из сильнейших тренеров мира Александр Кузнецов, развалилась в ходе гонки и ко всему прочему попала под новое правило, которое гласит: если третий гонщик финиширует более чем с пятиметровым отставанием от второго, результат фиксируется, но команда передвигается на последнее место.

Случись такое в финале, Россия осталась бы четвертой. Но поскольку все произошло в квалификации, пришлось довольствоваться последней строкой в протоколе.

На фоне очень приличного выступления обеих российских девушек (Светлана Гранковская стала второй в спринте, Гришина в этой гонке была третьей и заняла четвертое место в гите на 500 метров) мужчины выглядели откровенно слабо. Марков сумел завоевать бронзу в индивидуальной гонке преследования, но эта медаль стала первым и последним мужским успехом.

Причины, конечно, найти можно. Темповики под руководством Кузнецова готовились к сезону в Испании, тренировались исключительно на шоссе, отвыкли от соревнований. В числе спринтеров в Щецин приехали совсем молодые гонщики. К тому же началось прямо-таки фатальное невезение. Во-первых, в дни Кубка в Щецине катастрофически испортилась погода: похолодало, и пошел проливной дождь. Несладко пришлось всем, но особенно Алексею Чуносову, заявленному в гите на 1 км. Гонщик уже стоял в стартовом станке, когда отказало электричество и на всем треке погас свет. Через полчаса подача энергии наладилась, но, стоило Алексею вновь занять место на старте, электричество опять отказало. Промаявшись на пронизывающем ветру столько времени, спортсмен уже был мало на что способен. Особенно если учесть, что соревновательного опыта пока кот наплакал: Чуносов даже в этом сезоне имеет право выступать среди юниоров.

Перебои с током случились и перед стартом россиян в олимпийском спринте (эту дистанцию ехали Владимир Кирильцев, Чуносов и Сергей Кучеров). А потом был фальстарт.

Накануне командной гонки возникла еще одна проблема: у Серова до такой степени разболелся зуб, что ночь гонщик провел без сна. Из-за этого оказалось под вопросом его участие в парной гонке. Серов все же решил ехать (зуб перестал болеть то ли от холода, то ли от безысходности), и это заключительное выступление стало единственным, где за Россию по крайней мере не было стыдно. Седьмое место в парной гонке, с учетом отсутствия скатанности и нужной формы вполне можно считать удовлетворительным результатом.

Вот только нельзя было не сравнивать. Хотя бы со сборной Украины, бокс которой располагался по соседству с российским. Для команды Виктора Осадчего старт в Щецине тоже был не из простых. Для того чтобы потренироваться на треке, у украинцев было всего три дня. До этого все гонщики находились в Италии и работали на шоссе. В Польшу добирались на автобусе - летать и перевозить велосипеды самолетами нет денег. Собственно, и в самой Италии, где украинцы проводят как минимум шесть месяцев в году (столько позволяет виза) условия спартанские - жить приходится в казарме. Зато есть возможность постоянно находиться в гуще профессионального спорта.

Профессионализм действий отличал украинскую команду во всем, начиная от внешнего вида. В то время как некоторые из российских спортсменов после выступления продолжали сидеть или бродить вокруг бокса в полураздетом виде на пронизывающем ветру, гонщики в желто-голубой форме являли собой образец собранности и рациональности. Это переносилось и на трек. При видимом недостатке соревновательной формы (начало июня - не время для максимальных результатов) все тактические тренерские установки в заездах выполнялись предельно четко. В итоге - три серебра, две бронзы и гарантированное участие в чемпионате мира в большинстве видов программы. За что России еще бороться и бороться. Например, на следующем этапе Кубка мира в Италии, который пройдет в первых числах июля. Но уже сейчас вырисовываются очередные проблемы. Кузнецов не скрывал, что в гораздо большей степени заинтересован в том, чтобы его спортсмены приехали в Москву для участия в шоссейном чемпионате России. Значит, добывать трековые очки команде придется на более позднем этапе Кубка.

Это можно сделать в Малайзии. Но посчитать, сколько лишних денег может съесть такая поездка, - и становится обидно. Тем не менее факт есть факт. Пока право участвовать в мировом сентябрьском чемпионате имеют лишь трое россиян - Марков, Гришина и Гранковская.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Щецин - Москва