Газета Спорт-Экспресс № 122 (2615) от 1 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

1 июня 2001

1 июня 2001 | Футбол - Сборная России

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ"

Виктор ОНОПКО БРАЛ ХАРАКТЕРОМ

В Луганске на спортивных журналистов-биографов Виктора Онопко обижаются: давно в подробностях выписаны страницы жизни футболиста, связанные с его выступлениями за "Шахтер", "Спартак", "Овьедо", не говоря уже о сборной России, а вот об истоках его мастерства болельщикам почти ничего не известно.

Расспросить первого тренера капитана сборной России, увы, невозможно: Олег Пилипенко, десять лет учивший Витю Онопко футбольным наукам в школе "Зари", покинул этот мир, так и не узнав, какая слава ждала его подопечного.

- Думаю, их встречу можно назвать подарком судьбы для обоих, - считает завуч футбольной школы Валерий Галустов, работающий здесь с 1973 года, а до этого игравший в "Заре". - Пилипенко был квалифицированным специалистом по диплому и детским тренером по призванию. Эрудированный, интеллигентный, терпеливый, исключительно порядочный. Не сомневаюсь, что он оказал мощное влияние на формирование Онопко и как футболиста, и как человека.

- Пилипенко как-то выделял Онопко среди учеников?

- Любимчиков у Олега я никогда не замечал. Он никому не давал поблажек. Но однажды собственными ушами слышал из уст Пилипенко такую фразу о Вите Онопко: "Любого заберите, но этого - не отдам!"

- А вы помните, чем выделялся Онопко среди сверстников?

- Внешне если и отличался, то со знаком минус: худющий, нескладный, стартовой скорости - почти никакой... Зато многое из недополученного от природы брал железным характером, силой воли. По части упорства на тренировках ему равных не было.

- Откуда, на ваш взгляд, удивительная щедрость Луганска на футбольные таланты? Сергей Андреев, Александр Заваров, Василий Евсеев, Сергей Юран, Александр Полукаров, Игорь Гамула, Сергей Погодин, Виктор Онопко - навскидку всех и не вспомнишь...

- Школа у нас была хорошая. Даже две: наша, "заревская", и минпросовский спортинтернат. А главное - детские тренеры тогда имели все: поля, инвентарь, форму, мячи, возможность вывозить ребят на лето в загородный лагерь. В кошмарном сне вряд ли могло присниться то, что произошло с детским футболом за последние десять лет. Он на грани гибели.

- Насколько в этих условиях велика вероятность появления новых Онопко?

- Вопрос почти риторический... И все же я не склонен посыпать голову пеплом. Хотя бы потому, что "штучные" игроки вроде Онопко подчас появляются не благодаря, а, наоборот, вопреки обстоятельствам. Такие футболисты делают сами себя.

Если первым тренером капитана сборной был Олег Пилипенко, то для большого футбола Онопко в 1986 году открыл Евгений Король, тренировавший в то время дубль "Шахтера".

- Команда футбольной школы "Зари" приехала к нам на товарищеский матч, - вспоминает он. - Долговязого парня, игравшего "под нападающими", трудно было не заметить - главным образом благодаря его необыкновенной настырности на протяжении всех 90 минут. У нас на носу было первенство профсоюзов, и я подумал: хорошо бы его попробовать в этом турнире. Поговорил и с ним, и с Пилипенко, оба согласились. Чтобы Виктору не было скучно, я пригласил из школы "Зари" еще одного паренька, фамилию которого уже не помню - из-за проблем со здоровьем он вскоре с футболом расстался. Но, честно говоря, я не верил, что Онопко приедет, пока не увидел его выходящим из поезда "Луганск - Донецк".

Законы рынка тогда в стране еще не действовали, и никаких денежных компенсаций за футболиста не полагалось. Поэтому и старшего Онопко, и младшего - Сергея, который тоже окончил школу "Зари", "Шахтер" получил в свое распоряжение "по-родственному". Правда, вместе выйти на поле в оранжевых футболках братьям так и не удалось. А вот влипнуть в почти детективную историю незадолго до развала Союза они успели.

Какой-то госкомспортовский чиновник для выезда на отборочный матч в Италию в составе олимпийской команды СССР по ошибке оформил паспорт не Виктора, а Сергея Онопко. А поскольку внешне братья, мягко говоря, не очень похожи, то попытка старшего пройти в Шереметьево паспортный контроль по документам младшего позорно провалилась.

- Даже авторитет Никиты Павловича Симоняна не помог: меня сняли с рейса, - вспоминал Виктор. - Попросили написать объяснительную. Я изложил все как было: что очень хотел сыграть за сборную и никаких других целей не преследовал.

Тогда, десять лет назад, никто не мог знать, что "нелегал" из Луганска надолго станет капитаном и ключевым игроком сборной России. И что каждый из его будущих тренеров наверняка в душе будет солидарен с первым: "Любого заберите, но этого - не отдам!"

Юрий ЮРИС