Газета Спорт-Экспресс № 120 (2613) от 30 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

31 мая 2001

31 мая 2001 | Теннис

ТЕННИС

ROLAND GARROS

Николай ДАВЫДЕНКО

УДОЧКИ - НЕ РАКЕТКИ, ИХ ЛОМАТЬ МОЖНО

ДОСЬЕ "СЭ"

Николай ДАВЫДЕНКО

Родился 2 июня 1981 года в Северодонецке (Украина). Живет в Зальмтале (Германия).

Рост - 178 см. Вес - 65 кг. Правша.

Профессионал с 1999 года.

Лучший результат - полуфинал в Амстердаме (2000).

Сейчас занимает 116-е место в АТР Champions Race и 116-е в рейтинге по итогам 52 недель.

За карьеру заработал 85 366 долларов призовых.

Евгений ФЕДЯКОВ

из Парижа

О нем заговорили летом прошлого года, когда никому не известный россиянин дошел в Амстердаме до полуфинала турнира International Series, начав его с квалификации, а в первом круге основной сетки обыграв "посеянного" там 2-м аргентинца Мариано Сабалету. Потом был Australian Open - первый в карьере Давыденко чемпионат "Большого шлема", на котором, тоже будучи "квалифаем", он во втором круге в упорнейшей борьбе уступил Патрику Рафтеру. После этого долгое время новостей о Николае опять практически не было.

Возможно, я ошибаюсь, но после получасового разговора с Николаем у меня сложилось впечатление, что, выступая под флагом России, он ничем не обязан этой стране. Однако России было бы неразумно потерять его.

- Как получилось, что родились вы в Украине, живете в Германии, а выступаете за Россию?

- В 10 лет я переехал из Украины в Волгоград, где жил в семье старшего брата, который с тех пор является моим тренером. В Волгограде познакомились с одним немцем, который тогда там работал. Он посмотрел, как я играю, подписал с нами контракт, став моим спонсором, а затем взял с собой в Германию. Там в 18 лет я получил российское гражданство. По национальности я украинец, у меня есть в Украине родственники, которых я не видел 10 лет. Но возвращаться туда я не собираюсь. По возможности приезжаю в Волгоград, где у меня много друзей и знакомых и где на стадионе "Динамо" мои родные корты.

- Ваш брат - профессиональный тренер?

- Судя по тому, как я играю, уже, думаю, да.

- На сколько он старше вас?

- На 11 лет. Ему 31, мне скоро исполнится 20.

- А кто ваши родители?

- Они живут в Астрахани, куда тоже переехали из Украины, работают в "Газпроме". Вижу их редко - когда они раз в год приезжают ко мне на месяц в Германию, и еще в ноябре, когда в теннисном календаре перерыв.

- А где находится город Зальмталь, в котором выживете?

- На самом западе Германии, в 100 км от границы с Люксембургом и рядом с более крупным городом Триром.

- Так это же исторические места, связанные с Карлом Марксом. А еще, если не ошибаюсь, они знамениты мозельскими винами...

- Верно. У мамы моего спонсора дома большой винный погреб. Мы тоже храним много белого вина. Правда, сами не пьем, оно для гостей.

- Какие у вас отношения со спонсором?

- Самые что ни на есть дружеские. Расставаться с ним я не собираюсь. Этот человек мне очень помог. Мы ведь начинали на новом месте с нуля, приехав в Германию, по сути, без каких-либо средств, и он оплачивал мое проживание, страховки, помогал платить налоги, которые в Германии очень велики.

- Поездки на турниры финансировал тоже он?

- Конечно. Сначала я ездил только по Европе, но после того, как стал неплохо зарабатывать, смог позволить себе вояжи в Америку, Австралию.

- Почему многие молодые игроки покидают Россию?

- Потому что из нее очень тяжело и дорого ездить на турниры. Скажем, из Москвы в Париж надо на самолете лететь, а я сюда на машине за три часа добрался. Кроме того, в России корты более низкого качества, хуже условия для тренировок и мало хороших спарринг-партнеров.

- Какой суммой должен располагать молодой игрок, который для начала хочет попасть в первую рейтинговую сотню?

- Чтобы играть каждую неделю и оплачивать гостиницы, питание и транспорт, нужно порядка 100 тысяч долларов в год.

- Вы постоянно ездите на турниры с братом?

- Да. Здесь мы тоже вместе.

- Как оцениваете свою игру в матче с Бьоркманом?

- Стартовать в Париже было тяжело. После Открытого чемпионата Австралии я из-за травмы спины выбыл на два месяца и пропустил серию турниров в Америке. А когда вернулся, то сразу же попадал на сильных соперников: например, в Эшториле - на Кучеру, в Мюнхене - на Юханссона... Почувствовал себя увереннее, когда перед Открытым чемпионатом Франции прошел два круга на одном "челленджере".

- Грунт - ваше любимое покрытие или вы считаете себя универсалом?

- В Германии я практически постоянно тренировался на грунте, так что мой прошлогодний успех в Амстердаме не случаен. Еще нравится австралийский rebound асе - он хотя и жесткий, но медленный. Поэтому, если я, как говорят теннисисты, "прибьюсь", то могу и на харде показать неплохой результат. На траве не играл пока ни разу - моим первым турниром на ней будет Queen's. В зале же играть не очень люблю.

- Каковы ваши сильные и слабые стороны?

- Хорошо чувствую себя на задней линии. Я люблю бегать, подкручивать мяч, атаковать. А вот у сетки чувствую себя пока неуютно. И, конечно же, мне нужно улучшить подачу.

- Вам легче играть с опытными соперниками типа Бьоркмана или с молодыми?

- В общем-то, мне все равно. Сейчас многие молодые играют лучше, чем опытные, потому что у них больше сил.

- Вы сравнительно невысокого роста...

- Я бы сказал, что среднего. Есть игроки ниже меня. Мне моего роста хватает. Слишком высоким тоже быть нехорошо двигаться тяжелее. А я быстрый и резкий.

- С нашими теннисными звездами знакомы?

- Конечно. Скажем, я тренировался с Сафиным в Валенсии перед Открытым чемпионатом Австралии. А на турнире в Мюнхене и здесь - с Кафельниковым. Так что я всех наших игроков знаю. Часто обедать вместе ходим. А Столяров, с которым мы дружим, у меня дома был.

- Сафин и Кафельников - легкие в общении люди?

- Евгений в последнее время стал очень общительным. С Маратом тоже нет никаких проблем.

- А с капитаном сборной России вы знакомы?

- Нет.

- И никаких контактов с федерацией у вас не было?

- Практически нет. Лишь однажды звонили туда - старые знакомые в федерации помогли сделать визу в Америку. Правда, раньше я тренировался в юниорской сборной, но помогали мне мало, и выезжать я никуда не мог, поскольку не имел гражданства.

- Почему?

- Потому что мои родители тогда еще были гражданами Украины.

- Если вас пригласят в российскую команду на матч Кубка Дэвиса, вы согласитесь?

- В принципе, в ней есть четыре игрока, которые стоят выше меня в рейтинге: Сафин, Кафельников, Южный и Столяров. Если смогу подняться в классификации и меня позовут в сборную, то сначала хорошенько подумаю. Летать в Москву только для того, чтобы потренироваться, мне неинтересно. Да и в финансовом плане невыгодно: ведь в это время можно зарабатывать деньги, участвуя в турнирах.

- Жить и дальше намерены в Германии?

- Да, пока не получу там вид на жительство. Для этого надо прожить в стране семь лет. Мне осталось два года, а потом видно будет.

- Российское гражданство менять не собираетесь?

- Это тоже повод для размышлений. Если все хорошо, то менять гражданство смысла нет. А если возникнут какие-то проблемы, например, получу травму? Тогда, наверное, есть смысл взять немецкое гражданство. В Германии чувствуешь себя более надежно. Там ты можешь хорошо зарабатывать, а потом получать нормальную пенсию.

- У меня создалось впечатление, что в России вы никому не нужны.

- Действительно, в России я никому не нужен.

- Грустно...

- А что поделаешь. Пока там и без меня достаточно хороших игроков.

- На самом-то деле их не так уж и много. Но сменим тему. Чем любите заниматься в свободное время?

- После турниров я домой приезжаю просто отдыхать. Езжу на рыбалку, на велосипеде катаюсь или на машине. Хожу на дискотеки. А еще в кино, благо немецкий язык знаю хорошо.

- Что смотрели в последний раз?

- Позавчера ходил на "Мумию-2".

- А любовь к рыбалке у вас с Волги?

- Нет, еще в Украине с отцом ходили. Да особой любви-то, честно говоря, нет. Когда рыба клюет, хорошо, а когда нет, то можно и удочки с досады сломать. Они же не ракетки.

- А ракетки не ломаете?

- В матчах нет, на тренировках случается, но редко - у меня же рекламного контракта на ракетки нет. К тому же я играю старой моделью, которая уже не выпускается.

- А новые не пробовали?

- Пробовал, но пока ничего не понравилось.

- А на форму у вас контракт есть?

- Тоже пока нет. Но тут появились кое-какие сдвиги. Например, на моем матче с Бьоркманом были представители нескольких фирм.

- Каковы ваши цели в теннисе?

- Если буду хорошо играть, то есть шанс уже в этом году попасть в число 50 лучших в мире.

- Ну что ж, желаю вам встретить свое 20-летие в Париже!

- Спасибо.