Газета Спорт-Экспресс № 118 (2611) от 28 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3

28 мая 2001

28 мая 2001 | Остальные

ВОЙНЫ И ШОУ

Недавно, а точнее, глубокой ночью после окончания четвертьфинала хоккейного ЧМ-2001 Россия - Швеция, мы со старым приятелем сидели перед уже потухшим экраном телевизора. "И все-таки молодцы наши! Играли-то в первом периоде здорово!" - сказал один из нас. "А что толку, если на концовку сил не хватило? - возразил второй. - Уж лучше бы, как со швейцарцами и немцами, - не рвали бы с самого начала. Глядишь - тихой сапой вышли бы в полуфинал". Далее последовала горячая дискуссия на вечную болельщицкую тему: что в спорте важнее - красота или результат? Каждый остался при своем мнении, а истина, как обычно, где-то посередине.

Вопрос о том, что же есть спортивное действо в первую очередь - искусство или соперничество, шоу или война - вечен. И все-таки если бы барон де Кубертен решил реанимировать Олимпийские игры не сто с лишним лет назад, а сейчас, то в придуманном им знаменитом девизе "Быстрее! Выше! Сильнее!", вероятно, появилось бы четвертое слово, например "Красивее!" или "Зрелищнее!" Слишком изменился за последнее время сам спорт высших достижений, который и в России, и тем более на Западе живет по законам большого бизнеса.

Есть много хорошо известных способов зарабатывать деньги на спорте. Оказывается, можно даже на несколько лет вперед продать заведомо слабой сборной место в группе сильнейших чемпионата мира по хоккею, что, казалось бы, полностью противоречит провозглашенным Кубертеном спортивным принципам. Но ИИХФ - не самая богатая федерация, а участие японцев в финальном турнире гарантирует привлечение богатых спонсоров. И все принципы забываются.

У боссов НХЛ, НБА и других американских профессиональных лиг иные финансовые возможности. Будучи настоящими американцами, они давно поняли, что даже самый проходной матч может принести большой доход, если превратить его в высококлассное шоу. Этой цели подчинено все, начиная от раскрутки звезд и кончая составлением турнирного календаря. Любой российский тренер скажет, что с точки зрения методики спортивной тренировки 100 матчей за сезон многовато даже для могучих "полицейских" Национальной хоккейной лиги. Но, видимо, североамериканские профессионалы редко учатся на собственных ошибках. Говорят, что вместо этого они вырабатывают психологию победителей, стараясь сразу же забывать о поражениях. Правильно это или нет? Кто знает... По крайней мере Олимпиаду-98 в Нагано, последний турнир, в котором участвовали все сильнейшие, выиграла не Канада, а Чехия.

Итак, на Западе большой спорт уже давно стал частью индустрии развлечений. "Понимаете, профессиональный теннис - это тот же шоу-бизнес, - сказал Марат Сафин в прошлом году на Уимблдоне. - Разница только в том, что мы, теннисисты, стараемся превзойти друг друга в мастерстве не на сцене, а на корте. Причем никто из нас не может существовать поодиночке. Например, я должен быть благодарен другим игрокам, которые помогают мне зарабатывать деньги. Также, как они благодарны мне". Логично? Вполне.

И все-таки есть единственное соревнование, которое в каком-то смысле стоит особняком. Олимпиада. Она по-прежнему воспринимается большинством участников и зрителей, как настоящая война за медали. Особенно в России - стране, которая по людскому менталитету значительно отличается от той же Америки.

Вы никогда не задумывались, почему во всем мире Анна Курникова считается живой и весьма действенной рекламой тенниса, а у нас ее воспринимают совсем иначе? Думается, суть в том, что наш зритель приходит в "Олимпийский" болеть, переживать за своего кумира и не прощает, когда его болельщицкие ожидания обманывают. Для сытого западного обывателя поход на тот же Уимблдон - это в первую очередь возможность приятно провести время в хорошей компании и потратить специально отложенную сумму на клубнику со сливками и сувениры.

Мы на генетическом уровне привыкли к победам. Во всем - хоккее, баскетболе, да и футболе, кстати, тоже. И поэтому нередко воспринимаем поражения как своего рода предательство. Это не всегда справедливо. Как однажды совершенно верно заметил в интервью "СЭ" Станислав Черчесов, если у человека не получается, скажем, пас или удар, к патриотизму это отношения не имеет. Но мы такие, какие есть.

Правда, в России жизнь тоже не стоит на месте. Помнится, в свое время молодого Вагиза Хидиятуллина критиковали за нестандартный имидж. Кумир парней из нашего двора действительно не соответствовал облику советского спортсмена - длинные волосы, выпущенная майка. Лет 10 назад его бы наверняка прозвали футбольным Агасси. Теперь каждый имеет право выбирать: хочешь - отращивай волосы, хочешь - брейся наголо. Музыкальные паузы на хоккее стали для нас таким же привычным делом, как танцы так называемых групп поддержки во время минутных перерывов на баскетболе.

Все это - хорошо. Другое дело, что по-настоящему большие победы приходят к нам все реже и реже. Во многом потому, что российский спорт незаметно теряет тот положительный опыт, который в прежние времена нарабатывался в нем годами. И если новые звезды-спортсмены у нас еще иногда загораются, то молодых известных тренеров в России практически нет.

В чем-то, например, в организации спортивных праздников, мы ненамного отстали от заграницы. В чем-то даже превосходим ее - дайте только деньги! Однако как подумаешь, что голландский "Аякс" открыл детскую футбольную школу в ЮАР, сразу как-то грустно становится. Вот тебе и шоу...

Остается просто-напросто быть оптимистами. И думать о том, что все изменится к лучшему. Ну а пока через несколько месяцев, во время зимних Игр в Солт-Лейк-Сити, мы, как и раньше, будем считать медали, мечтая хоть в чем-то обогнать Америку. Возможно, это не так уж и плохо...

Евгений ФЕДЯКОВ