Газета Спорт-Экспресс № 111 (2604) от 19 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 10-й тур |
Герман ТКАЧЕНКО:
"НАМ ЕСТЬ ЧТО ДОКАЗАТЬ МОСКВЕ"
Сенсационный взлет "Крыльев" большинство специалистов связывает с личностью их молодого и амбициозного президента Германа Ткаченко, с которым в минувший четверг редакция "СЭ" получила шанс познакомиться поближе.
ИСПАНСКИМ ВЛАДЕЮ,
КАК ЦЫМБАЛАРЬ - ПРАВОЙ НОГОЙ
- Я родился в 1970 году в Донецке, - рассказывает Ткаченко. - Закончил горловский институт иностранных языков, сейчас являюсь не только президентом "Крыльев Советов", но и вице-президентом промышленной группы "Сибирский алюминий". Футболом интересуюсь с детства.
- Болели, конечно, за "Шахтер"?
- Да. Помню всю знаменитую плеяду игроков того времени - от Звягинцева, Латышева и Соколовского до Грачева и великого Старухина, которые заиграли чуть позже. Самый памятный матч из детства - первый, с "Торпедо": давка в трамвае, гол Сахарова и наша итоговая победа - 2:1.
- Раз вы закончили иняз, то с Анжело, наверное, общаетесь без переводчика?
- Горловский иняз был не самым передовым в стране - это вам не Институт имени Мориса Тореза. Моя группа изучала два языка - английский и испанский. Английский в первые годы после получения диплома я знал очень хорошо, а сейчас - просто хорошо. Что же касается второго... Знаете, есть футболисты, которые только одной ногой владеют в совершенстве, как, к примеру, Илья Цымбаларь - левой. В этом плане мой испанский - то же самое, что правая нога Цымбаларя.
С Анжело мы находим общий язык, тем более что я штудировал еще и латинский. Такие важные слова, как "salario" (зарплата. - Прим.Г.К.), "премия", "бонус", я, конечно, знаю. Но бразилец и сам уже немного по-русски говорит и жестами пользуется. Например, в матче с "Анжи" он увидел, как Биллонг сыграл рукой, и начал так активно сигнализировать об этом судье, что голкипер махачкалинцев Жидков его чуть не убил.
- Уважительному отношению к представителям прессы в институтах не обучают. Чем вызвано то, что чартер "Крыльев" около часа ждал журналистов "СЭ" после кубковой игры в Махачкале?
- "СЭ" я читаю десять лет. Эта газета стала для нашего поколения ценностью - в свое время мы искали ее по городу, а теперь каждое утро свежий номер мне привозит водитель. Хотя есть у меня и претензии - например, по поводу выставления оценок. Мне кажется, только сидящие здесь знают, что 5,5 - хорошая оценка. А весь остальной футбольный мир готов, получив ее, рвать на себе волосы.
- В 80-е годы Бесков сам выставлял оценки спартаковцам. На них футболисты и ориентировались. А то, что пишут в прессе, даже не читали. У вас существует подобная практика?
- После каждого матча разговариваю с Тархановым о том, кто как сыграл, кто ошибся, а кто нет. Кстати, стараюсь делать это не раньше, чем через два часа после игры: Александр Федорович - человек эмоциональный. Оценок как таковых мы не выставляем. Но его характеристики позволяют определить некий коэффициент участия в игре каждого футболиста. В немалой степени показатель полезности зависит от того, провел ли игрок на поле все 90 минут или сидел на лавочке, а в случае, если вышел - насколько ему удалось себя проявить. Как вы догадались, от таких оценок напрямую зависит сумма премиальных. Если команда победила и явных претензий к игроку нет, он получает 100 процентов премии. Запасным вратарям выплачиваем 50 процентов - они народ ранимый, к ним нужен особый подход. Тот, кто не вышел на поле, получает 25 процентов. А премиальные вышедшему на замену зависят от того, удалось ли ему вписаться в игру.
- Как вам вообще кубковая игра с "Анжи"?
- Она получилась на славу. В истории "Крыльев" это был один из лучших матчей. Его не стыдно демонстрировать в доказательство того, что наш футбол пусть и не выздоровел, но находится на правильном пути.
- Вы несколько минут наблюдали за игрой, стоя у углового флажка. Организационное недоразумение?
- Да, без них не обошлось. Началось с того, что погода была плохая, рейс задержался, и мы едва успели на стадион. Я по традиции собирался зайти в раздевалку во время установки. Меня не пустили - не знаю уж, по какой причине, хотя и понимаю, что везде существуют особые правила. Но факт остается фактом: оба раза, когда я не присутствовал на установке, мы проиграли - сначала "Соколу", теперь "Анжи". Вдобавок на махачкалинском "Динамо" мне поначалу не нашлось места. Но потом меня провели и посадили рядом с уважаемым человеком - Расулом Гамзатовым. Вообще хочу сказать о Дагестане только хорошие слова, но когда оказываешься на стадионе, первым делом в голову приходит фраза "Добро пожаловать в ад!".
ЖАЛЬ, ЗА МАЙСКОЕ ЛИДЕРСТВО
МЕДАЛЕЙ НЕ ДАЮТ
- Главную задачу сезона - завоевать Кубок страны - команда не выполнила.
- Да, и мы все расстроились. Но, с другой стороны, если бы матч получился корявеньким, было бы больно и неприятно. А тот футбол, в который мы сыграли, доставил всем удовольствие. И я верю, что это был не единственный наш шанс попасть в еврокубки.
- Существует ли у "Крыльев" конкретная задача в чемпионате страны?
- Да, быть в семерке. Конечно, с учетом удачного старта цели можно было бы подкорректировать. Но здесь нужно учитывать вопросы психологии, мотивации. Никто не знает, куда пойдет такая корректировка - в плюс или в минус. Поэтому лучше все-таки концентрироваться на каждом отдельном матче.
- Насколько реально сохранить завоеванные позиции?
- Сегодняшний уровень "Крыльев" позволяет утверждать, что Россия как минимум ничего не потеряла бы от участия команды в еврокубках - особенно в сравнении с другими. Я наблюдал за матчами с участием всех клубов высшего дивизиона и могу с уверенностью сказать, что по игре "Крылья" вполне конкурентоспособны. Как долго мы сможем демонстрировать такой футбол, спрогнозировать не рискну. Надеюсь, что по крайней мере до конца года - резервы и настрой у команды есть. А итоговый результат может быть каким угодно.
- Что в таком случае скажете об игре "Спартака"?
- Я видел его встречу с "Соколом" и фрагменты игры с "Динамо". "Спартак" - очень сильная, лучшая команда в нашей стране. Он достоин уважения и потому, что завоевал множество трофеев, и потому, что всегда остается в лидерах, и потому, что обладает огромной армией болельщиков. Но в этом году я видел хороший "Спартак" только в течение 20 минут первого тайма московского матча против "Баварии". Я был на стадионе и скажу, что это был такой футбол, в который даже сами спартаковцы играют нечасто. Знаете, наверное, у каждого есть любимые и нелюбимые футболисты. Оливера Кана я до тех пор не любил. Но после того, что он сотворил в "Лужниках", я был вынужден признать, что он - лучший вратарь мира.
- Для вас субботний матч будет принципиальным?
- Это будет очередной матч... со "Спартаком". Чемпион есть чемпион. Каждая встреча с ним добавляет футболистам эмоций, увеличивает мотивацию. Короче говоря, это особенное событие. Но такими же особенными были и две прошлогодние встречи, такими же будут и те, которые пройдут в следующем году.
- За победу футболистов ожидают повышенные премиальные?
- До конца мы этот вопрос еще не решили. Но он обсуждается - ведь повышенные премиальные - это один из самых действенных инструментов улучшения игры.
- Вам по силам сохранить нынешний состав до конца года? Или летом Тихонов с Бушмановым уедут за границу?
- От ухода футболистов не застрахован ни один клуб. Даже Егор Титов может уехать - но если за него заплатят 22 миллиона долларов. То же самое касается и наших игроков. Но конкретных переговоров о продаже Тихонова с Бушмановым мы не ведем и планов расстаться с ними у нас нет. Более того, я обсуждаю с ними перспективу продления контрактов на следующий год.
- И тот, и другой принадлежат "Крыльям"?
- Тихонов полностью, а Бушманов чуть менее чем на 50 процентов. Большая часть прав на него у "Спартака", а нам Бушманов отдан в аренду до конца года. Сейчас ведем переговоры о его выкупе. Думаю, удержать того и другого мы в состоянии. "Крылья" - провинциальная команда, обделенная вниманием крупных трансферных рынков. Так что проблем будет не больше, чем у "Черноморца" в случаях с Левицким и Тчуйсе. Новороссийцам просто нужны были деньги, и они продали своих лидеров. А "Крылья" - не богатый, но средний в финансовом отношении клуб, и деньги от продажи Тихонова с Бушмановым нам сейчас не нужны.
- А если предложение будет очень заманчивым?
- Это уже вопрос бизнеса. Здесь включается правило, которое гласит: нет ни одного непродаваемого футболиста. На Западе давно все формализовано. В контракте почти каждого игрока стоит сумма отступных. Скажем, у Мостового, по моим сведениям, эта сумма - 10 миллионов долларов. Неудивительно, что он продолжает выступать не в самой сильной "Сельте" - такие деньги за 30-летнего футболиста отдавать жалко.
Мы же готовы к любому развитию ситуации. В клубе идет селекция, мы ищем ребят, которые даже в случае отъезда Тихонова, Бушманова, Каряки, Анжело, Лавренцова сумеют эффективно закрыть их позиции.
- Многие считают, что поспешная продажа Смертина не позволила "Локомотиву" стать чемпионом. Что важнее для вас - выгодно продать футболиста или добиться чего-нибудь серьезного с командой?
- За те деньги, которые "Локомотив" получил за Смертина, его стоило отпустить. Кроме того, я не думаю, что команда потеряла золотые медали именно из-за его отъезда. Наоборот, его продажа позволила приобрести перспективных молодых ребят. Что касается "Крыльев", то нам хочется наконец добиться долгожданного результата. Мы работали на него полтора года и только сейчас имеем возможность получить удовлетворение от собственного труда. Жаль, что за первое место в мае никто медалей не дает.
ТАРХАНОВ - НЕ БИЗНЕСМЕН
- Накануне сезона поговаривали, что вы хотели пригласить еще двух спартаковцев - Ширко с Кечиновым.
- Нам предлагали Кечинова, но мы испугались его брать. Во-первых, денег не бывает столько, сколько хочешь. Пригласив Кечинова, мы бы не смогли взять молодых ребят, которые заиграют завтра. А во-вторых, Кечинов - отличный футболист, но наши опасения касались не футбольных качеств, а состояния его здоровья.
По кандидатуре Ширко у меня был конкретный разговор и с клубом. Мы с Александром даже встречались - с разрешения "Спартака", разумеется. Москвичи отпускали его, но цена оказалась слишком большой. Нужен ли он был Тарханову? Конечно, да.
- Известно, что самым любимым игроком Тарханова был Радимов.
- Сейчас он выступает в "Левски". Но если там у бывшего армейца что-то не получится, дверь в "Крылья" для него открыта. Кстати, с другим игроком "Левски", Драгичем, клуб уже подписал контракт. Он прибудет в Самару летом.
- Что значит Тарханов для нынешних "Крыльев"?
- Он создает их вместе с нами. Сегодняшние "Крылья" начинались с нуля. Полтора года назад у нас в распоряжении было 12 футболистов. Базы не было, двусторонки проводить было невозможно. Пришлось закупать игроков, и многие из них раскрылись благодаря Тарханову. На некоторых тренеров у нас навешивают ярлыки. Говорят, к примеру, что Тарханов - бизнесмен. Иллюзия. Он тренер и по крайней мере в последние полтора года не занимается ничем, кроме тренировочного процесса. Работает не за деньги. У него есть мотивация, есть, что доказать.
Тарханов, если так можно сказать, обучаемый тренер. Я вижу, как он работает: просматривает западные чемпионаты, разбирает их, просит нашего вице-президента Яни Димитрова привозить из заграничных поездок методические кассеты, с удовольствием обучает Сашу Бородюка тренерскому искусству, других ребят - футбольному. Замечаю, как выросли Бобер и более зрелые игроки - Шунейко, Дохоян. Все просто: Тарханов не гнушается им объяснять, как мячи надо подавать, как ставить ноги. У нас ведь, к сожалению, школы готовых футболистов не выпускают
Мы же имеем возможность зарабатывать, продавая подготовленных футболистов. Возьмем Игнашевича. История с его переходом - пример идеальной бизнес-схемы. Футболист взят в аренду бесплатно. Тренер начинает с ним работать, видит потенциал роста. Потом мы его выкупаем за небольшую сумму, продолжаем работать и продаем на пике его цены. Больше миллиона марок за защитника вряд ли кто заплатит.
ПРИ ГАЗЗАЕВЕ СБОРНАЯ
НЕ БУДЕТ РЫНКОМ
- Говоря о педагогических способностях Тарханова, я не могу оставить без внимания тему, которую недавно затронул в беседе со мной Вячеслав Иванович Колосков. Она касается отъезда наших молодых ребят за рубеж. Прав Колосков: все они были брошены в жернова профессионального спорта. Выжил - ты герой. Но давайте проанализируем, как сложились судьбы тех, кто уехал. Фактически ни один из них не раскрылся. Того же Мичкова я считал одним из самых талантливых наших футболистов, и где он теперь? Но наши клубы иногда предпочитают своей молодежи легионеров, и единственный выход выступать на высоком уровне для выпускников спортшкол - отъезд за границу.
Политика "Крыльев" вовсе не исключает покупки молодых талантливых футболистов за хорошие деньги - просто за них в последнее время требуют сумасшедшие суммы. Мы с Тархановым собирались пригласить кое-кого из ребят, уже уехавших за рубеж, - в конце концов они покидали Россию звездами. Просматривали их и в Бельгии, и во Франции, и в молодежной сборной...
В итоге "Крыльям" не подошел ни один - их требовалось еще немного подучить, а Западе их просто оставили на произвол судьбы.
- Как вы оцениваете приход в молодежную сборную Валерия Газзаева?
- Мне очень жаль, что наши сборные стали инструментами по реализации чьего-то бизнеса и экспорту молодых футболистов из страны. Почему Гладилин не брал в сборную Анюкова и Бобра? Видимо, приоритеты диктовали другие люди. Не могу не согласиться с Колосковым, что приход Газзаева к рулю "молодежки" - это положительный момент. Он по крайней мере не будет оператором по продаже игроков.
РАВНЕНИЕ НА СУДЬЮ ИВАНОВА
- Какое бы место занимали "Крылья", не будь "Сибирского алюминия"?
- Наверное, самарцы воспользовались бы спонсорской помощью другой крупной компании. А вот если бы этого не случилось, то, думаю, "Крылья" выступали бы сейчас во втором дивизионе.
- Как формируется бюджет команды?
- 25 процентов пытается обеспечить областной бюджет - эта сумма прописана в нем отдельной строкой. Остальные деньги - частные. Пока их предоставляют исключительно компании, близкие к "Сибирскому алюминию". Других инвесторов пока нет. На сегодня клуб - закрытое акционерное общество, но и это шаг вперед по сравнению с автономным некоммерческим объединением, которым он был пару лет назад. Но мы на пути к созданию открытого акционерного общества. 25 процентов акций планируем предоставить губернии, процентов 40 оставим у себя, а остаток распределим между частными инвесторами, которых пытаемся заинтересовать уже сейчас. Считаю, что многие клубы начнут переоформляться в ОАО уже в этом году. Первой ласточкой стал "Зенит". Трудность на этом пути только одна - к сожалению, футбол у нас еще во многом остается в тени.
- Компания рассчитывает, что футбол будет приносить прибыль?
- Нет, не рассчитывает. Конечно, любое вложение денег должно приносить пользу. Но на сегодняшний день мы можем лишь капитализировать наше социальное и политическое влияние в регионе, используя популярность команды, не более того.
- Какую максимальную сумму клуб готов сейчас выложить за футболиста?
- До миллиона долларов, но только в рассрочку.
- Лидерство в чемпионате изменило что-нибудь в положении клуба?
- На стадионе прибавилось зрителей. В Самаре на футбол приходит каждый 50-й житель города. Это немало, хотя на "Крылья" ходили, даже когда мы играли плохо. Мы получаем больше денег от продажи билетов, растет интерес к команде коммерческих структур. Надеюсь, нам удастся выгодно решить вопрос с продажей прав на телетрансляции.
- Хотелось бы услышать ваш комментарий по поводу нападения на Тараса Безубяка.
- Безубяк безобразно отсудил в Саратове. Считаю, что гол был забит нам с нарушением правил, мы должны были пробить два пенальти, а все свистки с 70-й по 90-ю минуту были не в пользу "Крыльев". После игры я высказал арбитру свои претензии в корректной, но эмоциональной форме. Обещал его наказать через ЭСК, совет президентов, и жестко сказал: "Еще одна результативная ошибка, и ваша деятельность будет находиться под таким общественным контролем, что вам не поздоровится". Теперь опасаюсь, что произошедшее с Безубяком может бросить тень на наш клуб. То, что случилось в Петербурге, - ужасная дикость. Это либо трагическое совпадение, либо провокация, причем не столько против нас, сколько против идей по реформированию судейства.
- Вы были одним из инициаторов создания фонда по стимулированию судей, в который клубы высшего дивизиона могли бы перечислять деньги для профессионально работающих арбитров.
- Как только я вступил в должность президента, от меня сразу же начали требовать заплатить судьям долги за 1998 год. Какие долги? - спрашивал я. Где они в балансах? А, это вопросы взаимоотношения физических лиц? Так к ним и обращайтесь! При чем здесь клуб? Потом мне рассказали, как платят судьям. И в результате я обратился к коллегам с предложением создать фонд в ноябрьском интервью "СЭ". Тогда речь шла о больших суммах - порядка 15 тысяч долларов, но я был в футболе новым человеком и всего не знал. Мое предложение по каким-то причинам не прошло. А потом мы встретились у Алешина... Но сейчас идея все равно буксует. Видимо, слишком много у нее противников, которые пытаются превратить ее в фарс. Это прежде всего околофутбольные люди, часть судейского корпуса, часть функционеров, за исключением двух руководителей нашего футбола.
Хорошо, что есть такие арбитры, как Иванов. Мне обидно, что "Крылья" оступились в шаге от финала, но отработал он прекрасно, хотя в этом матче было все: стычки, давящие трибуны, мелкие провокации, включая известные "югославские финты". Хотя... Из Махачкалы обе команды улетали вместе, и я знаю, что по дороге Биллонг признался Самарони, что сыграл рукой в своей штрафной.
Так или иначе, я уверен, что нужно не только платить судьям хорошие деньги, но и финансировать их подготовку. А Иванов может вырасти в арбитра, который будет знаменит в Европе не меньше, чем известный даже обывателям Коллина. Ведь у него не только квалификация соответствующая, но и фамилия подходящая.
Записал |
Глеб КОСАКОВСКИЙ |