Газета Спорт-Экспресс № 111 (2604) от 19 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

19 мая 2001

19 мая 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 10-й тур

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МАТЧ: СПАРТАК - КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ

ТИХОНОВ ПРОТИВ РОМАНЦЕВА:
ЖЕСТОКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

- Матча со "Спартаком" наверняка ждете с нетерпением?

- Нет, о 19 мая пока не думаю. До того у нас еще много важных игр.

В этом отрывке из разговора с Андреем Тихоновым не было бы ничего запоминающегося, если бы не время, когда он состоялся. Эта фраза прозвучала еще 6 апреля во Владикавказе, в канун матча "Алания" - "Крылья". До встречи со "Спартаком" самарцам оставалось 43 дня. Но ее дату экс-капитан красно-белых отчеканил без запинки. Хотя о ней вроде бы и "не думал"...

Говорил тогда Тихонов и об оставшейся обиде. И о том, что он не хуже тех, кто играет в "Спартаке" сегодня. И о том, что его уход предопределили подводные течения.

Эту ситуацию нельзя рисовать черными и белыми красками, она гораздо сложнее. Сергей Довлатов писал: "Есть истины ясные и глубокие. Ясной истине противостоит ложь. Глубокой истине противостоит другая истина, не менее глубокая". В этой истории истин даже больше, чем участников. Тренерская и игроцкая. Нравственная и спортивная.

Многие болельщики, в том числе спартаковские, обрушились на Романцева с критикой: как, мол, можно выбрасывать за борт футболиста, который был символом команды и на вопросы об отъезде за рубеж неизменно отвечал: "Останусь в "Спартаке", пока ему нужен"?

Говорили о том, что Тихонов заслужил более терпеливого отношения со стороны Романцева. Для примера приводили Федора Черенкова, у которого из-за проблем со здоровьем тоже бывали долгие, едва ли не на год, спады. Но Константин Бесков безгранично доверял тогдашнему спартаковскому символу и всякий раз в награду получал от него на следующий сезон волшебный футбол, от которого сходили с ума миллионы людей.

Все это правильно. Но с точки зрения болельщиков, которым свойственно требовать от тренера-чемпиона еще и "чемпионства" по человеческим качествам. Но так, увы, не бывает. Человек, отвечающий за результат, смотрит на футбол совсем с другого угла. А уж с интересами игрока интересы тренера могут расходиться едва ли не диаметрально. Футболисту хочется как можно дольше играть и как можно лучше устроить жизнь. Тренеру же надо выжать из игрока максимум. Никогда тренеры, любимые футболистами, не становились чемпионами. Человечность и успех в тренерской профессии сочетаются с трудом.

Без сожалений "резать мясо" умели и изобретатель этого жестокого афоризма Анатолий Тарасов, и другой хоккейный мэтр Виктор Тихонов, и великие футбольные режиссеры: Константин Бесков и Валерий Лобановский. Причем некоторые из них, будучи игроками, сами пострадали от подобного: Виктор Маслов убрал из киевского "Динамо" популярнейшего Лобановского, а Бесков - 29-летнего капитана "Спартака" Романцева.

Жестоко? Но прав писатель Александр Нилин: "Наиболее жестокий из футбольных законов - непременный поиск от добра добра. За фигурой звезды - всенародного любимца - тренер просто обязан видеть призрак никак не менее одаренного резервиста. И неустанно обращаться мыслями и мечтами к гипотетической замене сегодняшнего триумфатора".

Киевское "Динамо" после отчисления Лобановского три года подряд становилось чемпионом Союза. "Спартак" после ухода Романцева-игрока за несколько месяцев совершил стремительный спурт и поднялся с седьмого места на второе, а заодно одержал громкую победу в Кубке УЕФА над "Астон Виллой". И в ситуации Романцев - Тихонов произошло то же самое. Осень "Спартака"-2000, за исключением матча с "Лионом", получилась триумфальной. Можно вспомнить и о том, что до нынешнего сезона ни один футболист, уходивший от Романцева по инициативе последнего, не мог доказать несправедливости такого решения.

Вопрос, если исходить из нилинской формулы, в другом. Резервиста, способного полноценно заменить прежнего Тихонова в "Спартаке", не видно. Но если им станет, скажем, "способный перебегать Роберто Карлоса" Грановский - перед тренером Романцевым можно будет только снять шляпу. Пока же наставнику "Спартака" будут вспоминать историю с бывшим капитаном всякий раз, как команда выступит неудачно. Впрочем, если он принял такое непопулярное решение, значит, наверняка был к этому готов.

Что произошло минувшей осенью между Романцевым и Тихоновым, достоверно знают только очевидцы. Но что скрывать: тогда многим казалось, что Тихонов - футболист действительно "отыгранный". Может, именно чтобы доказать обратное, он предпочел Израилю Самару. А потом сказал уже в апреле: "С "Саутгемптоном" вопрос, видимо, закрыт: главный тренер Гленн Ходдл, которому я приглянулся, возглавил "Тоттенхэм". Летом все будет зависеть от решения руководства "Крыльев" - захочет ли оно меня продать. Лично я никуда из Самары не рвусь".

Рвется он только на поле. А как будет рваться сегодня, можно себе представить.

В этой давней истории нужно разделять два момента. С одной стороны - тренер всегда прав, поскольку отвечает за команду. А с другой - игрок имеет право на обиду, на свое мнение. Но есть и творческий спор. И разрешить его можно только творчески - в нашем случае игрой. Если творчество возьмет верх - выиграет весь футбол.

Игорь РАБИНЕР