Газета Спорт-Экспресс № 91 (2584) от 23 апреля 2001 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1
"СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ" |
ЮГОСЛАВСКИЙ ЛЕГИОН НА АПЕННИНАХ
СБОРНАЯ ЮГОСЛАВИИ |
Пятеро из тех, кто вызван в ее расположение перед матчем со сборной России, приехали из Италии. Еще как минимум трое из тех, на ком остановил свой выбор Милован Джорич, могут появиться на Апеннинах в ближайшее время.
Югославов в Италии привечают давно. Почему? Самое простое и, кстати, достоверное объяснение лежит на поверхности: Югославия и Италия - соседи. Поэтому на Апеннинах вдоль и поперек изучили югославский рынок, который всегда был богат талантливыми и относительно недорогими футболистами. В Италии их ценят за трудолюбие, дисциплину и способность к изучению итальянского языка. Последнее означает способность быстро интегрироваться в местную жизнь, что для легионера всегда важно. А яркая игра Савичевича, Юговича, хорватов Бобана и Бокшича, вышедших из югославского футбола, только укрепляет желание итальянских клубов продолжать поиски талантов на Балканах.
В 1955 году блестящая сборная Югославии разгромила Италию на ее поле в Турине со счетом 4:0. То поколение югославов и начало первым осваивать серию А.
ПИОНЕРЫ
В 40-е балканских легионеров в серии А было всего двое. Полусредний Петр Манола провел 35 матчей за "Лацио" в сезонах-42/43, 45/46 и 46/47, забив 5 голов. В сезоне-48/49 он выступал в серии В за "Наполи", а закончил итальянскую карьеру годом позже в клубе серии С "Беневенто". Фране Матошич провел сезон-42/43 в "Болонье", сыграв 28 матчей и забив 13 голов.
В сезоне-49/50 в Италию перебрались сразу три югослава, однако карьера в серии А у них не сложилась. Голкипер Звонко Монсидер провел всего семь матчей за "Падову". Полусредние Винко Голоб и Спасойе Николич перебрались на Апеннины из Франции, где выступали соответственно за "Тулузу" и "Расинг". Голоб сыграл 21 матч в составе "Венеции", забив 5 мячей, после чего на два сезона угодил в клуб серии С "Виджевано". Николич в той же "Венеции" продержался на сезон дольше. В 18 матчах за этот клуб в серии А он забил один мяч, потом вместе с командой вылетел в серию В, где сыграл еще 33 матча и забил 6 голов. В сезоне-50/51 в серии С компанию Голобу составили защитники Пайер ("Больцано") и Ненад Долич ("Фермана"), а также полусредний Иван Сандукчич ("Фермана"). Задержался только последний, который провел в серии С три сезона - два в "Фермане" и один в "Реджане".
В начале 50-х у югославов была очень сильная сборная, в чем пришлось убедиться советским футболистам на Олимпиаде-52. Из наших тогдашних соперников на Апеннинах затем оказались двое - Вуядин Бошков и Бернар Вукас. Впрочем, оба ненадолго. Это через много лет, в начале 90-х, тренер Бошков приведет "Сампдорию" к скудетто, а в сезоне-61/62 он в составе этой же команды выходил на поле лишь 13 раз. Вукас же в 1957-59 годах провел 45 матчей за "Болонью" и забил 2 гола.
В сезоне-61/62 вместе с Бошковым в "Сампдории" играл Тодор Веселинович, участник олимпийского финала-56 Югославия - СССР. Сыграл он на два матча больше Бошкова и забил один гол. Как тренер Веселинович добился в Италии куда меньшего, чем бывший одноклубник: лет пятнадцать назад без особого успеха работал с клубом серии В "Катанзаро". Одновременно с Бошковым и Веселиновичем в серии А выступали Томислав Калоперович (19 матчей и 2 гола за "Падову") и Бора Костич (7 матчей, 2 гола за "Виченцу"). Последний, кстати, участвовал еще в одном историческом для советского футбола матче - финале Кубка Европы 1960 года.
Нетрудно заметить, что ни один из югославских "пионеров" заметного следа в кальчо не оставил. По-другому и быть не могло, исходя из политической обстановки того времени. Соседи поддерживали отношения, но находились все же по разные стороны баррикад. Территориальные споры послевоенного периода тоже препятствовали развитию футбольных связей. А когда к началу 60-х наступило потепление, представители великого поколения Бошкова и Веселиновича уже пересекли тридцатилетний рубеж. К тому же в Югославии действовало правило, не позволявшее покидать страну игрокам младше 29-30 лет. И, наконец, в Италии ввели запрет на легионеров, который продлился до начала 80-х.
СКРОМНЫЕ 80-е И БУРНЫЕ 90-е
В 80-е годы Италия вновь открыла границы для легионеров, но установила для них строгую квоту. Пробиться в состав клубов серии А иностранцам было непросто. В сезоне-82/83 29 игр (2 гола) за "Удинезе" провел Ивица Сурьяк, перешедший из французского "ПСЖ". Годом позже из белградского "Партизана" перебрался в "Асколи" Александр Трифунович. Этот универсал, выступавший как на позиции либеро, так и полузащитника, отметил итальянский дебют 19 матчами. Следующий сезон пропустил, затем отыграл 36 матчей в серии В (5 голов) и 20 матчей в серии А все за тот же "Асколи". Нападающий Давор Цоп провел 9 матчей за "Эмполи" в чемпионате-87/88. Защитник Мустафа Арсланович в 1988-90 годах отыграл за "Асколи" 56 матчей и забил один гол. Нападающий Владислав Джукич забил 2 мяча в 26 матчах за "Чезену" в чемпионате-89/90.
Полузащитник Блаж Слишкович, выступавший до этого в марсельском "Олимпике", перешел в 1987 году в "Пескару", где провел 23 матча и забил 8 мячей. Следующие четыре сезона он провел во Франции, а затем на год вернулся в ту же "Пескару", где забил один гол в 18 встречах. Отметился на рубеже 90-х в "Торино" форвард Харис Скоро: 32 матча (7 голов) в сезоне-89/90. Следующий чемпионат он вместе с "Торино" провел уже в серии В (32 матча, 8 голов), а завершил выступления в Италии вновь в серии А, куда вернулся туринский клуб (23 матча, 2 гола).
Нападающий Борислав Цветкович, защитник Давор Йосич, полузащитник Сречко Катанец, ныне главный тренер сборной Словении, тоже появились в серии А на рубеже 90-х. Цветкович с 1988 по 1991 год выступал за "Асколи", сыграл в серии А 61 матч и забил 13 голов, а в серии В отличился 7 раз в 23 встречах. Сезон-91/92 Цветкович пропустил, а затем провел два чемпионата в любительской серии D. Йосич 6 сезонов подряд выступал в "Чезене", где появился в 1987 году. Четыре подряд сезона в серии А (114 матчей, 1 гол) и два в серии В (56 матчей, 1 гол) - очень достойно для легионера, выступающего в Италии. Ну а самого громкого успеха добился Катанец, который выиграл с "Сампдорией" под руководством Бошкова скудетто.
Впрочем, новоявленный словенец стал чемпионом уже в 90-е, которые стали самым ярким для югославов десятилетием на Апеннинах. Кометой промелькнул в "Вероне" (сезон-91/92) один из наиболее талантливых игроков сборной Югославии Драган Стойкович, перешедший из "Олимпика", - 19 матчей, 1 гол. Звездами серии А стали Деян Станкович, Владимир Югович и Синиша Михайлович, появившиеся в сезоне-92/93 соответственно в "Милане", "Сампдории" и "Роме". Все трое в разное время выигрывали скудетто и еврокубки.
Но, пожалуй, самым любимым в серии А югославом был Деян Станкович, снискавший скромное прозвище Гений. Югович выступал за "Сампдорию", "Ювентус" и "Лацио", а сегодня доигрывает в "Интере". Михайлович после "Ромы" оказался в "Сампдории", а престижные титулы выиграл в "Лацио", где, правда, сегодня ему места на поле не находится.
"ДЕЛО БОСМАНА"
К середине 90-х югославы проложили широкую дорогу в серию А, а еще прочнее закрепиться в Италии им помогло "дело Босмана". Судите сами. Новый европейский порядок вступил в силу в Италии с сезона-96/97, но уже годом ранее в серии А было четыре югослава: Югович ("Ювентус"), Михайлович ("Сампдория"), Савичевич ("Милан"), Перович ("Кремонезе"). Год спустя колония насчитывала уже шесть игроков: к Савичевичу добавились Миркович ("Аталанта"), Кочич и Миялкович ("Перуджа"). Сезон-97/98 стал рекордным - в серии А играли сразу десять представителей Югославии. Лишь Франция (16), Бразилия (15) и Аргентина (14) имели более солидное представительство. К Юговичу, который перешел в "Лацио", Михайловичу, Мирковичу, Кочичу, перебравшемуся в "Эмполи", Савичевичу присоединились Дундьерски ("Аталанта"), Говедарица и Сакич ("Лечче"), Стояк ("Наполи"), Вукотич ("Эмполи").
Восемь человек представляли Югославию в серии А в сезоне-98/99: Болич и Кристич ("Салернитана"), Михайлович и Станкович ("Лацио"), Миркович ("Ювентус"), Сакич и Живкович ("Сампдория"), Томич ("Рома"). А вот как выглядела югославская девятка в прошлом сезоне: Ивич ("Торино"), Югович ("Интер"), Ковачевич и Миркович ("Ювентус"), Михайлович и Станкович ("Лацио"), Миятович ("Фиорентина"), Петкович ("Венеция"), Томич ("Рома").
В нынешнем сезоне ни с бразильцами (25 игроков), ни с аргентинцами (28), ни с французами (15) Югославия спорить не может, но на фоне 10 португальцев и 8 уругвайцев ее 9 игроков - цифра неплохая. Если же добавить к ним 9 хорватов и одного боснийца, то получится, что футбол из бывшей союзной Югославии в Италии котируется очень высоко. Пятеро из девяти призваны в национальную сборную: Югович ("Интер"), Михайлович ("Лацио"), Миятович ("Фиорентина"), Милошевич ("Парма"), Станкович ("Лацио"). Кроме них, есть еще Ковачевич в "Ювентусе", Дундьерски в "Аталанте", в начале сезона в заявке "Наполи" был Стояк, которого позже отзаявили, чтобы освободить место бразильцу Эдмундо, и, наконец, в "Лечче" в глубоком запасе находится молодой Вучинич.
Практически никто из югославов не выходит в стартовом составе, а кое-кто наверняка покинет Италию по окончании сезона. Но мода на них наверняка сохранится. Сразу несколько грандов внимательно присматриваются к Кежману, должен вернуться из Испании отданный в аренду "Алавесу" Томич. Из серии В могут подняться в высший свет с "Сампдорией" Живкович и Йовичич. На карандаше у итальянских селекционеров - защитник Буневчевич из "Црвены Звезды". В Бельгии в соревновании бомбардиров форвард Ненад Йестрович, который тоже наверняка попал в поле зрения итальянцев.
Впрочем, до начала следующего сезона еще далеко, и вряд ли нас к тому времени будут интересовать итальянские легионеры сборной Югославии: обе наши встречи с ней состоятся раньше. А сейчас самое время вспомнить о тех, кто способен доставить нам неприятности и в Белграде, и в Москве. Это, на мой взгляд, прежде всего Миятович с Милошевичем, а также Ковачевич. Последнего, правда, к белградскому матчу в сборную не вызвали, но к московскому он вполне может появиться в ее составе.
Упомянутое трио - это не Шевченко, Креспо или Вьери. Но ведь и в нашей линии обороны нет игроков уровня Каннаваро, Несты или Тюрама. Если наша полузащита не отдаст югославам инициативу, да еще проявит себя в атаке, как это умеют делать Титов, Карпин и Мостовой, это может принести нам успех. Если же наши игроки позволят югославским форвардам хозяйничать в штрафной или на ближних подступах к ней, быть беде.
Кто из двух призванных в сборную "итальянцев" - Милошевич или Миятович - составит 25 апреля в атаке пару Кежману? Выбор за Джукичем, но рискну предположить, что шансов больше у Милошевича.
АНГЛИЧАНЕ БЫЛИ НЕ ПРАВЫ
Милошевич блестяще проявил себя в Испании, в "Сарагосе", войдя в число лучших бомбардиров тамошнего первенства. Подтвердил он класс и на Евро-2000. Благодаря Милошевичу "Сарагоса" попала в Кубок УЕФА, а сам он пошел "на повышение" - в "Парму".
Серб, родившийся в Боснии, Милошевич в свое время выступал в "Партизане". Кстати, "Парма" уже тогда, семь лет назад, имела на него виды. Но вместо Италии Саво оказался в Англии, где провел три неудачных сезона, не сумев вписаться в британский футбол и не показав бомбардирских способностей. Дошло до того, что в Англии ему дали обидное прозвище Миссошевич, от английского to miss - "промахиваться".
В "Сарагосе" Милошевич сумел доказать, что англичане были не правы. Испанцы увидели жадного до гола, обладающего незаурядными физическими данными форварда, обожающего курсировать у чужих ворот, используя малейшую возможность для удара. В отличие, скажем, от Миятовича, он к тому же крепко стоит на ногах и может выигрывать единоборства у самых цепких защитников.
Перейдя в "Парму", Милошевич пошел на немалый риск: взяли его на замену не кому-нибудь, а аргентинцу Эрнану Креспо, который перешел в "Лацио". Замена равнозначной не стала: на сегодняшний день югослав забил в три раза меньше голов, чем аргентинец. Тем не менее наставник "Пармы" Ренцо Уливьери утверждает, что Милошевич нужен его команде, и недавний красивый гол в ворота "Аталанты" добавил Саво оптимизма.
ПОСЛЕДНИЙ ШАНС
Для Предрага Миятовича, перешагнувшего 30-летний рубеж, предстоящий чемпионат мира может стать последним в карьере турниром такого ранга.
"Будучност" и "Партизан", "Валенсия" и "Реал". Снискав славу на полях Югославии и Испании, став вторым в списке лучших футболистов Европы 1997 года и обладателем Кубка чемпионов, накануне прошлого сезона Миятович перебрался на Апеннины. Предполагалось, что в "Фиорентине" он заменит неуправляемого бразильца Эдмундо и станет идеальным напарником Батистуты. Легкий и техничный Миятович особенно хорош в паре с пробивными игроками типа Пенева и Шукера, с которыми он играл соответственно в "Валенсии" и "Реале". Многие не без оснований полагали, что его связка с Батистутой позволит "фиалкам" замахнуться на высокое место в чемпионате Италии.
На деле вышло иначе: прошлый сезон Миятович может записать себе в пассив. Его замучили травмы, а "Фиорентина" с трудом зацепилась за седьмое место, дающее право играть в Кубке УЕФА. Перенеся операцию, Миятович вернулся в строй, но запомнился разве что голом в ворота своей бывшей "Валенсии" в Лиге чемпионов. Летом 2000 года по итальянским газетам пошел слух о том, что Миятовича собираются продавать, и только уход Батистуты в "Рому" предостерег руководство от поспешных шагов.
Чем хорош Миятович? Техничен, обладает пусть не всегда сильным, зато точным ударом. Умело исполняет штрафные и пенальти. Словно рыба в воде чувствует себя в ситуации, когда мяч мечется в гуще защитников. Иногда кажется, будто он заранее знает, где ждать отскока. Так что малейшее промедление с удалением мяча из нашей штрафной после углового или штрафного удара чревато неприятностями .
Отличает Миятовича и еще одно умение - симулировать фол. В серии А пальма первенства среди провокаторов принадлежит Филиппо Индзаги, который в чужой штрафной при любом контакте валится, словно тростинка на ветру. Но Миятович временами превосходит игрока "Ювентуса", и, опекая его, нашим защитникам надо быть очень осторожными.
В чем Миятович менее силен, так это в игре головой. Кроме того, он непредсказуем в плане самоотдачи. Если игра с самого начала пойдет хорошо, может выдать блестящий матч. А в ином поединке растворяется на поле. Возможно, такие "качели" связаны с непростой личной жизнью, которая не раз преподносила ему неприятные сюрпризы. От первой жены у Миятовича родились два сына, и один из них с рождения стал инвалидом. По словам форварда, врожденная болезнь мальчика - самая большая боль в его жизни. А тут еще бывшая жена угодила в скандальную хронику: ее сожитель обвиняется в убийстве, а сама она, страдающая наркозависимостью, была арестована у себя на квартире, где полиция вроде бы нашла оружие. Подобные вещи не способствуют психологической устойчивости, хотя во Флоренции утверждают, что сегодняшний Миятович выглядит в меру счастливым человеком в компании новой спутницы жизни, подарившей ему дочку.
Нынешний сезон должен был дать ответ на вопрос, сумеет ли Миятович прижиться в серии А. Похоже, пока это не удалось. Место в составе югославу доверяют редко, а слухи о его возможном переезде в Турцию или Грецию становятся все настойчивее.
КОМАНДНЫЙ БОЕЦ
Третий из упомянутой тройки, Дарко Ковачевич, в Белграде 25 апреля на поле не выйдет, но с учетом предстоящего ответного матча в Москве рассказать о нем стоит. У него много общего с Милошевичем: одногодки, физически мощные игроки с похожими параметрами - Ковачевич на сантиметр выше, зато Милошевич на два килограмма тяжелее. Оба попали в Италию транзитом через Англию и Испанию, причем в Англии оба провалились.
Но хватает и отличий. Милошевич - футболист более цельный в техническом плане, одинаково хорошо владеет обеими ногами и головой. У Ковачевича игра головой, пожалуй, самая сильная сторона. В "Ювентусе" он выполняет роль "башни", как называют таких игроков в Италии. Если Милошевич в большой степени индивидуалист, то Ковачевич - игрок командный. Часто, находясь спиной к воротам, он принимает верховые передачи партнеров и сбрасывает мяч ближайшему из них. Но любит и сам завершать атаки.
За время выступлений в "Ювентусе" Ковачевич зарекомендовал себя с лучшей стороны в человеческом плане. Ему редко находится место в стартовом составе, где выходят Индзаги и Дель Пьеро, а теперь еще и Трезеге, но югослав никогда не позволяет себе публично высказывать недовольство этим обстоятельством. Зато, когда его выпускают на поле, демонстрирует настоящий бойцовский дух. Он, возможно, менее одарен, чем Миятович, зато никогда не отбывает на поле номер и, даже будучи не в лучшей форме, старается быть максимально полезным команде.
Ковачевич смело взмывает в воздушные дуэли с любым противником и нередко идет на таран, не гнушаясь, как и большинство нападающих серии А, помогать себе в жесткой борьбе локтями. В матче Кубка Италии против "Брешии" игрок последней Бизоли на собственном опыте убедился, каково бороться с Ковачевичем в воздухе: в результате у него случилась временная остановка сердца. К счастью, все обошлось, и Бизоли быстро вернули к жизни.
Но вот чем хотелось бы закончить рассказ о форвардах сборной Югославии. Миятович чередует хорошие игры с провальными, Милошевич нередко злоупотребляет индивидуальной игрой и не отличается стопроцентной реализацией голевых моментов. Словом, у каждого есть слабые места. Нашим футболистам осталось только их нащупать.
Георгий КУДИНОВ |
Милан |