Газета Спорт-Экспресс № 91 (2584) от 23 апреля 2001 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

23 апреля 2001

23 апреля 2001 | Футбол

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ"

"НАШИ" ИЛИ "ИНОСТРАНЦЫ" -
КТО БОЛЕЕ РОССИИ ЦЕНЕН?

Кому должен отдавать предпочтение тренерский штаб сборной России - игрокам, выступающим в российском первенстве, или легионерам, варящимся в котле сильнейших европейских чемпионатов? Нам, по большому счету, все равно. Для нас - они все свои. Ведь, к примеру, Алексей Смертин еще совсем недавно выступал в сборной как "россиянин", а теперь он легионер. Поэтому, не важно, кого в составе больше. Главное, чтобы сборная побеждала и радовала игрой. И тем не менее любопытно посмотреть, что говорит статистика о "взаимоотношениях" двух составляющих сборной - "россиян" и "иностранцев".

Нынешний чемпионат России стартовал непривычно рано - в первую декаду марта. Официальная версия - в интересах национальной сборной. Только вот россиян, появившихся на поле в стартовом составе в матчах со Словенией и Фарерами, оказалось меньше, чем "иностранцев", - 4 и 5. Результат известен: вымученная ничья с одним из конкурентов, и победа с минимальным счетом над аутсайдером. И, что самое главное, отсутствие содержательной игры. Случайность? Посмотрим, что говорит статистика.

В истории российской сборной так уж повелось, что в большинстве матчей (55 против 38) число легионеров превосходит количество "россиян". Но резонен вопрос: а что выиграла от этого наша сборная? "Иностранная" команда провела на 17 матчей больше "российской", однако при этом число побед у обеих одинаково - по 25. Об официальных матчах особый разговор. Проведя на 10 встреч больше (29 против 19), легионеры выиграли на 2 игры меньше. Причем "россияне" в своих 19 матчах потерпели лишь 2 поражения. От кого? На чемпионате мира-94 - от будущих чемпионов бразильцев и на чемпионате Европы-96 - от будущих чемпионов немцев.

Из 93 матчей сборной России я насчитал 18, результат в которых имел принципиальное значение. Начинаешь рассматривать их подробно и лишний раз убеждаешься в справедливости ранее приведенных выводов.

Чемпионат мира-94. Поражение на старте от сборной Бразилии - 0:2. Число "россиян" в стартовом составе превышает "иностранцев" - 6 против 5. Результат, конечно, обидный, но ведь сборной России противостоял будущий чемпион мира. Однако главный тренер Павел Садырин на следующий матч со шведами выпустил уже 8 "легионеров". Шведы - не бразильцы, однако результат оказался столь же плачевным - 1:3. А сборная России, как выяснилось чуть позже, потеряла даже теоретические шансы на выход в 1/8 финала. В последнем матче на турнире - с командой Камеруна - ставка была сделана на "россиян" - "иностранцев" представляли лишь Черчесов, Корнеев и Саленко. И российская сборная выдала, пожалуй, самую феерическую игру в своей истории, итогом которой стали крупная победа (6:1) и рекорд мировых чемпионатов Олега Саленко (справедливости ради - "легионера"), забившего 5 мячей.

Дорога к следующему крупному турниру (ЧЕ-96) у нашей сборной оказалась не самой сложной - все-таки сборные Греции и Шотландии нельзя отнести к ведущим футбольным державам Европы. А вот финальный турнир первенства континента вновь принес сплошные разочарования. Сменивший Садырина Олег Романцев не рискнул сделать ставку на "россиян": в стартовом матче с Италией (1:2) легионеров вновь оказалось больше - шестеро. И хотя по ходу турнира главный тренер стал чаще поглядывать в сторону выходцев из российского чемпионата (в последней, самой удачной игре с чехами, завершившейся вничью - 3:3, их на поле появилось семеро), спасти положение было уже невозможно: сборная России заняла в своей группе последнее место, а Романцев подал в отставку.

Говорят, новая метла метет по-новому. Однако третий главный тренер нашей сборной Борис Игнатьев, как и его предшественники, по-прежнему "не замечал" сильных игроков в отечественном чемпионате. И в групповом турнире к мировому первенству 1998 года (а, начиная с него, именно матчи в группах стали приобретать главное значение - ведь финальные турниры проходили уже без участия сборной России) ставка вновь была сделана на легионеров. В гостевой игре на Кипре, ничья в которой в результате не позволила нашей команде занять первое место в группе и избежать стыковых матчей, российский чемпионат представляли лишь 2(!) игрока (Чугайнов и Цымбаларь), что, наряду с еще четырьмя встречами, является рекордом. "Иностранцы" же избежать позора не смогли: в первый и пока в последний раз в своей истории мы не сумели обыграть футбольного "карлика". После этой игры два основных игрока - Карпин и Мостовой (между прочим, легионеры) - не выступали за сборную России на протяжении полутора лет.

Шанс спасти ситуацию, конечно, еще оставался. Причем даже два шанса. Сначала достаточно было не проиграть в Софии болгарам, но... Можно сколько угодно пенять на судейство чеха Крондла, не назначившего в тот день несколько пенальти в ворота соперников. Однако многие об этом уже не помнят, зато остался в памяти результат - 0:1. Счет не в пользу легионеров, которых и без Карпина с Мостовым на поле опять оказалось больше, чем россиян. Вторая возможность поехать на чемпионат - обыграть в стыковых матчах итальянцев (оба раза в стартовом составе было по 7 "иностранцев"). Однако и здесь сборная России не смогла проявить себя с лучшей стороны. В первую очередь, в атаке - единственный мяч за 180 минут нам помог забить Каннаваро. Соперник же, сыграв вничью в Москве, спокойно провел победный гол на своем поле и отправился на мировое первенство, которое впервые за 20 лет прошло без нас.

Следующий отборочный цикл сборная России начала под руководством Анатолия Бышовца. Он вернул в состав Карпина с Мостовым, но не смог вернуть сборной победы, проиграв все 6 матчей. Три из них оказались официальными - с Украиной, Францией (дома) и Исландией. Три проигрыша с минимальным счетом, фактически лишившие нашу команду шансов (оставались лишь теоретические) на поездку на европейский чемпионат 2000 года. В сборной Бышовца по-прежнему главную роль играли "иностранцы".

В роли спасителя выступил Романцев. Причем новый-старый главный тренер решился-таки на переворот - впервые (и не на один матч) на ведущие роли в сборной выдвинулись игроки, выступающие в российском чемпионате. Быть может, и не стоило бы выделять отдельно встречу с командой Армении в Ереване. Даже несмотря на крупный счет (3:0), этого соперника наша команда должна была обыгрывать в любом составе. Однако заголовок в "СЭ" после той игры до сих пор стоит перед глазами: "Россия ждала победы 532 дня". Именно такой срок прошел от последнего выигрыша в официальных матчах. И именно после победы над Арменией начался подъем нашей сборной. Историческую июньскую победу на "Стад де Франс" над чемпионами мира французами ковала наша "российская" сборная. Тогда на поле вышли 8 "россиян" (в официальных матчах их оказалось больше только в домашней игре с Фарерами в 1995 году), усиленные действительно лучшими легионерами - многолетним капитаном сборной Онопко да Мостовым с Карпиным. Романцев же продолжал доверять футболистам российского чемпионата до конца - до решающего матча с Украиной. И торжество "россиян" над "иностранцами" было бы полным, не случись трагедии в виде курьезного мяча Шевченко перед самым финальным свистком.

После невыразительных встреч со Словенией и Фарерами Романцев взялся за обновление сборной. За счет кого? Конечно, игроков российского чемпионата. Число "россиян", приглашенных на матч с югославами, превышает количество легионеров (12 против 10). И, пожалуй, скоро прекратятся и разговоры, что в стране нет забивающих форвардов. Вспомним: два года назад именно Романцев открыл миру Панова. Тогда нападающий "Зенита" дебютировал за сборную России в игре с Арменией, а ровно через 70 дней провел два мяча в ворота Бартеза в Сен-Дени. В последних двух встречах у нас был лишь один номинальный нападающий - Бузникин. Теперь, похоже, проблема с форвардами решена - в последний момент тренерский штаб решил вызвать в команду саратовца Андрея Федькова. Ну разве может быть более весомый аргумент, чем хет-трик в ворота "Спартака" - первый в российской истории - в четвертьфинале Кубка страны. Между прочим, Панов подтвердил правильность выбора Романцева уже после победы над французами, когда впервые забил "Спартаку".

Павел ОСИПОВ