Газета Спорт-Экспресс № 89 (2582) от 20 апреля 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

21 апреля 2001

21 апреля 2001 | Остальные

ВЗГЛЯД Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

КОМУ НУЖНА ПОБЕДА

Телевизор я почти не смотрю. В ежедневной газете на мозги ложится столько информации, что получать дополнительную просто не хочется. Да и сериалы, количество которых на ТВ все возрастает, не люблю. Однако даже мне, теленелюбителю, сложно не заметить тенденцию: из программ всех каналов практически исчезли спортивные передачи.

Во время чемпионата мира по лыжам запомнился разговор с одним из лучших спортивных комментаторов Владимиром Гомельским. Он предметно, с рейтинговыми выкладками канала РТР объяснил, почему лыжные соревнования бессмысленно транслировать в принципе. Кроме как с Олимпийских игр. Мол, никого это не интересует. То же самое - с биатлоном и массой других видов спорта. Фигурное катание - дело другое: в свое время этот вид спорта был настолько раскручен, что ностальгия по нему сидит в российском телезрителе чуть ли не на генетическом уровне.

Вспомнила о беседе лишь неделю назад, случайно разговорившись с незнакомым мужчиной, который доставлял на дом заказанную бытовую технику. Узнав, что я работаю в спортивной газете и периодически пишу о хоккее, он бросил: "Непонятно, за что у нас ругают сборную. Игроки же прекрасно видят, что все их усилия стране до лампочки. Вот когда они будут знать, что за ними наблюдают миллионы, тогда и играть станут на миллион".

- Вы бывший спортсмен? - поинтересовалась я.

- Нет, просто болельщик. Смотрю все спортивные передачи, включая ночные. И никак не могу понять: неужели на телевидении никому не приходит в голову, что, например, грамотно поданные трансляции Кубка мира по биатлону дадут сто очков вперед любому мыльному сериалу?

Вот выдержка лишь из одного письма, пришедшего на электронный адрес "СЭ": "Неужели телевидению дано право измываться над зрителями? Например, ставить в программу футбол - и не показывать. Отбирать у других каналов право на "Формулу-1" - и показывать ее в час ночи!"

Таких писем множество. Они-то и позволяют полагать, что спорт интересует людей самого разного возраста гораздо больше, чем принято считать.

Признаться, была удивлена, обнаружив, что мои дети (18, 14 и 13 лет) смотрят преимущественно Eurosport. И это - при наличии двух десятков программ с полным набором мультиков, ужастиков, музыкальных клипов и приключенческих сериалов. В этом возрасте, как понимаете, симпатии насильно не привьешь.

Рейтинг, конечно же, вещь серьезная. В "СЭ" десять лет назад мы сразу столкнулись с законами рынка. Они требовали писать прежде всего о футболе. Многие еще тогда упрекали газету в чрезмерном внимании к этому виду спорта. Не хочу спорить, кто прав, но уверена: то, что большинство стадионов в дни игр забиты под завязку, а многие игроки становятся героями национального масштаба, - во многом заслуга газеты. "СЭ" же первым начал раскручивать "Формулу-1", НХЛ, НБА, профессиональное фигурное катание, бокс. Теперь эти темы - одни из самых читаемых, а следовательно, продаваемых.

А ведь возможностей для "раскрутки" у телевидения куда больше, чем у периодических изданий. Так, может, стоит хотя бы попробовать пойти этим путем?

Спорт - интересное и великое явление, созданное человечеством. Тираж спортивных газет во всем мире - яркое тому подтверждение. Только вот телевидение за границей все-таки отличается от российского. Спорта там (а как следствие - и интереса к нему) значительно больше. И как тут не вспомнить слова, сказанные одним из журналистов на Играх в Нагано после победы чешской хоккейной сборной в олимпийском финале: "Выигрывают те, чьей стране больше нужна победа!"