Газета Спорт-Экспресс № 73 (2566) от 2 апреля 2001 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3

2 апреля 2001

2 апреля 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

ХОХОТ ФЕМИДЫ

Одним прекрасным утром в конце прошлогодней весны отдел футбола "СЭ" оживленно дискутировал на тему: писать нам дальше о судействе или нет. Поводом послужила угроза питерского арбитра Тараса Безубяка подать на газету в суд за критику в его адрес после одного из матчей чемпионата.

"Как можно не говорить о чудовищных судейских промахах, повлиявших на ход игры? - возмущался кто-то из коллег. - Ведь зачастую именно судья становится главным персонажем матча! Читатели вправе найти в газете отражение происходящего". "Что толку?! - возражали ему. - Пиши, не пиши - ничего не изменится. Результат матча останется в силе, да и с арбитра - как с гуся вода. Мы про них пишем, а они над нами смеются!"

Я с трудом представлял, как можно хохотать над критикующей тебя газетой, у которой 650 тысяч читателей. Пока не увидел эту картину собственными глазами. Дело было в самолете, летевшем из южного города в Москву. Впереди меня бригада арбитров, обслуживавшая накануне матч команд высшего дивизиона, изучала в свежем номере "СЭ" мой отчет о вчерашней игре, на четверть посвященный их ошибкам. Процесс шел озорно, куражливо и сопровождался негромким смехом. Если бы читали в конце полета - наверняка смеялись бы громко. Потому что вскоре, отбросив газету, как ненужный хлам, веселое трио приступило к дегустации пятилитровой канистры с "домашнячком" - первой из нескольких, взятых на память о пребывании в краю виноградников. Полтора часа спустя в карманы блузок стюардесс за каждое дефиле между креслами стали вдруг запихиваться "пятисотки" от главного и "стольники" - от боковых. Компания чем-то напоминала рудокопов Шпицбергена, летящих после трудовой вахты на материк с чувством выполненного долга и оттопыренными карманами.

Вино на юге действительно вкусное. Понравилось оно и арбитрам, побывавшим на прошлогодних сочинских сборах. Ничего зазорного, кстати, в этом не вижу. Тем более что, расслабляясь, рефери не забывали о взаимовыручке и чувстве локтя. Одного совсем утомленного сборами товарища два крепких судейских плеча заботливо доставили по трапу в салон авиалайнера, вылетавшего в Москву. Я почти не удивился, узнав в бедолаге одного из тех, кто немногим ранее стал жертвой чудовищного заговора против бригады российских судей в Израиле. "Видать, - подумалось, - международные скандалы - не фунт изюма. - Остальные-то держатся, а этот вон как испереживался".

Последний эпизод, конечно, пустяк, житейская история - не более. Гораздо серьезнее другие вещи, происходящие в судейском корпусе.

В последние годы вопрос "берут или не берут?" как-то незаметно стал риторическим. О том, что "берут", сегодня не знают лишь очень далекие от футбола люди. Доводилось слышать и такую точку зрения: берут ВСЕ судьи, а не работающих с арбитрами команд не существует в природе. Даже неприлично нищие клубы предпочитают занять - лишь бы не стать жертвой "незаряженных" представителей футбольной Фемиды. Что уж говорить о тех, у кого расходы на арбитраж прописаны в клубном бюджете отдельной строкой!

Говорят, что иногда судят и в долг. Но горе клубу, вовремя этот долг не вернувшему! Несколько людей рассказывали мне, как в прошлом сезоне на том же провинциальном юге нашлись смельчаки (или ротозеи), накопившие виртуальных долговых расписок перед судейским общаком. И перестали они побеждать, и даже вничью играть перестали, и искали они выход, а когда нашли, то было им счастье. Правда, недолгое.

Тему общака, в частности, и хорошо организованного теневого надзора над судьями вообще затронул на ноябрьской конференции ПФЛ главный тренер ижевского "Газ-Газа" Александр Ивченко. В последующих выступлениях удалось разобрать лишь две созвучные реплики. Автор первой - руководитель тольяттинской "Лады" Александр Гармашов ("Уж чья бы корова мычала..." - тут же зашептались двое в соседнем ряду.). Второй - президент РФС Вячеслав Колосков. Главный футбольный чиновник страны сказал примерно следующее: клубы, дескать, сами виноваты. Перестанут давать - и судейский криминал засохнет на корню. На мой взгляд, с таким же успехом чабан может втолковывать овцам: станьте несъедобными - и волки вас не тронут.

Кстати, вышеупомянутые ротозеи с юга, оказавшись в тупике, нашли не деньги, а именно выход. В руководство клуба были введены люди, хорошо знающие, куда стекается судейский оброк. Согласно сплетне, очень похожей на правду, они-то и "разрулили" ситуацию.

Как ни стараюсь, не могу вспомнить ни одного случая добровольной судейской отставки. А ведь жизнь у служителей Фемиды - не сахар. Пинки и хула на поле, проклятия и обвинения в гомосексуализме с трибун, избиения в раздевалках и за пределами стадионов... Даже с учетом очень большой любви к футболу должен же был хоть кто-то устать получать оскорбления за не такие уж большие деньги? (В прошлом году главный судья за матч команд высшего дивизиона получал 4 тысячи рублей.) Никто не устал. А на подступах к элитной кормушке - очередь.

Напоследок - еще одна картинка из прошлогоднего Сочи. На главной улице города, Курортном проспекте, человек в форменной куртке с надписью "Коллегия футбольных судей" на спине деловито справляет малую нужду под пальмой. Через несколько минут ему предстоит сдавать тест Купера, и делать это, конечно же, лучше опорожненным. Так что уж потерпите, дорогие сочинцы...

Увы, у моего попутчика, фотокора "СЭ" Андрея Голованова, закончилась пленка, поэтому сценку приходится описывать словесно. А возвращаясь к предмету прошлогоднего спора, скажу: писать о судьях все-таки будем. Даже о таких.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ