Газета Спорт-Экспресс № 66 (2559) от 24 марта 2001 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

24 марта 2001

24 марта 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

Когда в "Анжи" перед началом нынешнего сезона появился камерунец Мишель Пансе Биллонг (именно так пишется его фамилия), многие подумали: ну вот, взяли еще одного кота в мешке. Однако две недели спустя - в первом же туре - Гаджи Гаджиев доверил ему место в стартовом составе. И загадочный африканец дебютировал так здорово, что всем стало ясно: махачкалинцы сделали серьезное приобретение.

КАМЕРУНСКИЙ ЛИБЕРО "АНЖИ" СВОБОДНО ГОВОРИТ НА ДЕВЯТИ ЯЗЫКАХ

С Биллонгом удалось пообщаться после одной из тренировок в Махачкале. Могучий темнокожий футболист (рост 192 см, вес 90 кг) оказался очень любезным в общении охотно рассказывал о себе и обстоятельно отвечал на все вопросы.

Он родился в Яунде 27 лет назад. Играть в футбол учился в детско-юношеской школе одного из ведущих камерунских клубов "Тоннер". Там же начал карьеру профессионального футболиста. Затем выступал за мексиканские команды "Тампико" и "Пуэбла", южнокорейскую "Ильву", португальский "Авиш". Везде играл на позиции либеро. В последние три года регулярно привлекается в национальную сборную Камеруна. На ЧМ-98 во Франции сыграл один матч - против сборной Чили (1:1). В прошлом году участвовал в товарищеской встрече с французами (1:1). У него шесть сестер и семь братьев, два из которых играют в камерунских клубах, причем один из них - член молодежной сборной страны. Пансе женат, имеет двоих детей. Супруга учится на юридическом факультете университета в Яунде.

- Как состоялся ваш переход в "Анжи"? - вопрос Биллонгу.

- Я подыскивал себе европейский клуб, который участвовал бы в Лиге чемпионов или в Кубке УЕФА. Мой агент предложил вариант с "Анжи". К команде присоединился на предпоследнем сборе в Испании. Гаджиеву понравилась моя игра, а мне - "Анжи".

- Как вас приняли в команде?

- Доброжелательно. Все старались помочь, подбодрить. Особенно внимательны ко мне были Сирхаев, Стойкович, Ранджелович, которые с первых дней ко мне отнеслись, как к давнему приятелю.

- А как вы общаетесь с партнерами, тренерами?

- С помощью Мориса (конголезец Морис Педро - игрок дублирующего состава "Анжи". - Прим."СЭ"). Он учился в России и знает русский, а с ним мы говорим на одном из африканских языков или французском. А вообще я свободно владею девятью языками - пятью африканскими и четырьмя европейскими, а также бегло говорю и по-корейски.

- А не хотели бы для коллекции освоить один из дагестанских языков?

- Придется (улыбается). Меня уже у вас сделали своим, прозвав Черным Магой. Я не обижаюсь. Но лучше бы меня прозвали Черным Абдурахманом. Абдурахман - это мое второе имя, мусульманское.

- Вы верите в Аллаха?

- Да, и исправно соблюдаю все предписания ислама. Вот только намаз не всегда удается делать. Сами понимаете, тренировки, игры. Но, я думаю, Аллах простит меня грешного.

- Как вам Махачкала, стадион, где предстоит играть?

- Климат у вас хороший, тепло. Не то что в Москве, где я чуть не превратился в сосульку. А с городом я пока толком не познакомился. Стадион видел только по телевизору, когда показывали отрывки одного из прошлогодних матчей. Должен сказать, атмосфера на нем произвела впечатление. Полные трибуны, темпераментные болельщики - в такой обстановке нельзя плохо играть.

- Вам довелось участвовать в матчах самого высокого уровня. Какой из них оставил наиболее яркое впечатление?

- Конечно, матч на "Стад де Франс" в октябре прошлого года. Он хоть и был товарищеским, но интерес вызвал необычайный - все-таки встречались обладатель Кубка Африки, победитель олимпийского турнира в Сиднее и чемпион мира и Европы. Нам удалось показать неплохой футбол против именитой французской сборной, которая, за исключением Зидана и Бартеза, выставила сильнейший состав. Встреча завершилась вничью - 1:1.

- Наверное, пришлось попотеть, играя против таких суперфорвардов, как Анелька и Анри?

- Они-то как раз особо и не досаждали. А вот Вильторд, игравший так, словно у него два сердца, изрядно попортил нам кровь.

- Элвер Рахимич отказался от выступлений за сборную Боснии, так как, по его словам, утомительные поездки на родину не пойдут ему на пользу. До Камеруна добираться еще дольше. Не тяжело будет совмещать игры за сборную и "Анжи"?

- Тяжело, но я не могу отказаться от участия в матчах за сборную. Надо будет искать компромиссные варианты между интересами национальной команды и моего нового клуба. Например, на ближайший отборочный матч ЧМ-2002 с Того, который состоится в апреле в Яунде, я не поеду, поскольку соперник не представляет серьезной угрозы. К тому же Камерун, набрав в первых трех играх девять очков, уверенно лидирует в своей группе.

- Уже составили представление о российском чемпионате?

- По двум матчам трудно это сделать, тем более что игра проходила в не совсем футбольных условиях. В холод и на раскисшем поле командам сложно показать, на что они способны. По первым впечатлениям могу сказать, что в России стараются играть в современный футбол с четким распределением функциональных обязанностей игроков на поле, с неукоснительным выполнением воли тренера. Другое дело, не хватает исполнителей, которые могли бы воплощать задуманное наставником. В Камеруне, мне кажется, больше одаренных футболистов, но хромает организация игры. А в Южной Корее нет ни того, ни другого - там много беготни и нет мысли.

- Почему вы редко подключались в атаку? С вашим ростом вы могли бы, например, доставить неприятности соперникам при подаче угловых...

- В других командах я частенько шел вперед, забивал по 6 - 8 мячей за сезон. Но в первых играх я не хотел рисковать и выходить за рамки возложенных на меня оборонительных функций.

- Как оценил вашу игру Гаджиев в матчах с "Торпедо-ЗИЛ" и "Сатурном"?

- Он мне персонально ничего не говорил, но высказал немало критики в адрес всей команды.

- Говорят, африканцы обидчивые люди, не любят, когда их критикуют?

- А кто любит? Но во взаимоотношениях наставника и футболистов без этого не обойтись. Замечания тренера надо воспринимать и делать выводы - для меня это закон.

Мурад КАНАЕВ

Махачкала