Газета Спорт-Экспресс № 53 (2546) от 7 марта 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4
ШАХМАТЫ |
СУПЕРТУРНИР В ЛИНАРЕСЕ |
КАРПОВ - КАСПАРОВ: 167-е РУКОПОЖАТИЕ
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Линареса |
Карпов и Каспаров. Они олицетворяют сегодня шахматы так же, как Пеле и Яшин - футбол, Третьяк и Гретцки - хоккей, Мохаммед Али - бокс, Карелин - классическую борьбу, а Его Воздушество Джордан - баскетбол... Но в нашей стране, в которой "поэт больше, чем поэт", а шахматист больше, чем шахматист, эти два гроссмейстера олицетворяют не только извечное стремление поставить мат королю противника. Карпов и Каспаров - это непримиримейшее соперничество! Во всем: в спорте, в жизни, в политике... Это два различных взгляда на жизнь, две различные философии.
Но, прежде всего это, конечно же, два совершенно разных характера, что с особой силой проявляется именно тогда, когда они борются друг с другом за черно-белой доской, руководя двумя, казалось бы, игрушечными деревянными армиями. Но никакие они не игрушечные, эти шахматные армии. В волшебных руках Карпова и Каспарова фигуры и пешки оживают, они вселят в них свои мысли и свои души. И, повинуясь замыслам полководцев, эти армии создают для нас и тех, кто будет жить после нас, бесценные произведения шахматного искусства. Как не горят рукописи, так и тексты шахматных партий не исчезают бесследно. Как мы можем сейчас взять с полки старинный фолиант, так и наши далекие потомки смогут, порывшись в компьютерной базе, найти... Ну, допустим, 167-ю партию двух великих "К" в Линаресе-2001...
Я смотрю на их 167-е рукопожатие через шахматный столик и думаю о том, как бесконечно притягателен каждый из них для сердца любителя шахмат. Для моего сердца. К сожалению, понимаешь это слишком поздно. Ведь один величайший в истории шахмат гроссмейстер уже, увы, постепенно отходит от практической игры, а другой хотя и продолжает выигрывать все сильнейшие супертурниры, но титул чемпиона мира нелепо уступил в матче с молодым, пусть и очень сильным соперником...
Карпов. Спокойный, как бездонный омут, неразгаданный, непонятый, ускользающий, загадочный... Кажется, что он владеет какой-то тайной, за которую ему пришлось заплатить слишком дорогую цену, чтобы в лучшие свои годы управлять действиями фигур и пешек на доске одним только взглядом светлых до прозрачности глаз со зрачками разного цвета, как у Воланда. Великий, бесподобный, гений игры. Когда-то даже самые лучшие умы, посвятившие шахматам всю свою жизнь, вынуждены были признаться: они не понимают, как играет Карпов! Мы вчера говорили с Анатолием Евгеньевичем, и выяснилось, что 12-й чемпион мира и сам до конца не понимает, как он играл, когда добился побед на 150 турнирах (абсолютный рекорд - на все времена!). Или когда в Линаресе-94 показал результат на уровне мифического... Понимаете, даже ему это непонятно! Потому что это тайна, которая так и останется, наверное, неразгаданной. Карпов сыграл 11 матчей на первенство мира. Из них 5 - с Каспаровым.
Каспаров. Жгучий, пронзительный, испепеляющий, всепроникающий взгляд, как рентгеном просвечивающий любую позицию, любого соперника. Взрывной, импульсивный, беспощадный к противникам за доской. Да и в жизни такой же. Выиграл 8 супертурниров высочайшей категории подряд! И это сейчас, в конце прошлого и начале нынешнего веков.
Смотрю на их 167-е рукопожатие через черно-белую доску в 9-м туре Линареса-2001 и вижу: подобрели суровые глаза Гарри, мелькнула незнакомая теплота в непроницаемых глазах Карпова. Слежу за их совместным анализом. Ведут себя, как два старых приятеля: легкие подначки, словечки свойские проскальзывают... Никто никого на сей раз не обыграл ни за доской, ни в анализе. Евгеньич воистину обладает каким-то мистическим чутьем, его рука сама ставит фигуру на нужное поле. Каспаров же, как обычно видит столько, что глаза разбегаются, страшно трудно выбрать одно-единственное решение. Но выбирает - жестко и точно.
Дружеский анализ абсолютно равных 12-го и 13-го Королей игры. До чего же приятно видеть и слышать приятельское подтрунивание друг над другом двух великих, сопровождающее четкий разбор их только что сыгранной 167-й партии... Ничья. Ничья за доской. Ничья на фоне Вечности.
Вечером я зашел к каждому из них в номер. Мы беседовали с Каспаровым о Карпове, а с Карповым - о Каспарове. С Карповым мы проговорили свыше 3 часов и еще будем встречаться - готовится программное интервью для "СЭ". С Каспаровым проговорили в этот раз поменьше, но Гарри, как обычно, высказывался настолько емко, что хватило бы на несколько номеров газеты. Итак, Карпов и Каспаров друг о друге.
КАРПОВ:
- Эпоха Каспарова, говорите? Эпоха эта есть, и она продолжается, только отсчет ее ведут не всегда справедливо. Почему-то многие полагают, что наш последний с ним матч - в Севилье - выиграл Каспаров. Будь у меня в последней партии на последний ход на 5 секунд побольше, матч закончился бы моей победой... А так лишь вничью. Я уж не говорю про счет 5:0 в первом нашем матче. Если б я выиграл 6:0, а я мог это сделать, то не было бы вообще такого шахматиста Каспарова. Это к вопросу об эпохах. Но потом, действительно, наступило десятилетие, в течение которого доминировал Каспаров. Да, согласен, можно говорить о его эпохе. Но когда он думал, что с Карповым покончено раз и навсегда, вдруг грянул Линарес-94. А в 1996-м я выиграл матч у Гаты Камского, после которого этот молодой талантливый шахматист, по сути, бросил шахматы. Был еще мой победный матч с Вишванатаном Анандом - в 1998-м. Так что эпохи Каспарова в чистом виде не получается. А наши с ним матчи... Это было такое противостояние, которого не знала история шахмат. К сильным сторонам Каспарова надо отнести его удивительную динамику игры, умение вкладывать огромную энергию в каждый ход. Однако он всегда уделял слишком много внимания счету, я же играл зачастую по наитию. В позиционном маневрировании Каспаров мне тогда в основном уступал. Сейчас же он, пожалуй, не хуже меня владеет и этим компонентом игры. А вот в чем ему нет равных в истории шахмат, так это в дебютной подготовке. В ней он превосходит даже Алехина и Фишера. Гарри доминировал и продолжает доминировать в турнирах, но уже должен считаться с новыми молодыми сильными игроками.
КАСПАРОВ:
- Понимание и представление о шахматах у Карпова по-прежнему гигантские! Другое дело, что он заметно отстал от современной теории и уже не так держит удар, как в свои лучшие времена. Но, во-первых, годы берут свое, а во-вторых, мотивация не та уже. Карпов ведь давно все всем доказал, и сейчас просто меньше работает над шахматами. Еще 5 лет назад, в 1994-м в Линаресе, он играл с чудовищной силой! А представьте, как он играл 15 лет назад. Я-то хорошо это помню... Вообще современные шахматы и современные молодые шахматисты сформировались во многом на наших с Карповым матчах. Многие над этим не задумываются. Ананд, Иванчук, Гельфанд и даже Крамник - все они росли и развивались под влиянием наших с Карповым матчей. Есть шахматы до наших матчей, а есть - после. Шахматы двинулись вперед семимильными шагами после наших матчей. Сейчас я играю сильнее, потому что у меня за плечами колоссальный объем непрекращающейся работы, а у него, кроме практической силы и понимания, ничего не осталось. В запасе идей и в объеме работы я его намного превосхожу. А без этого в современных шахматах уже нельзя.
И все же, несмотря на "превосходство в объеме работы" Гарри над Анатолием, их 167-я партия завершилась вничью. Правда, их линаресский микро-матч из двух партий Каспаров выиграл. Но - минимально. Так же минимально он выигрывал и их большие матчи. Исторические.
9-й тур. Грищук - Широв - 1:0.
Ничьи: Карпов - Каспаров и Полгар - Леко.
Перед последним 10-м туром: Гарри Каспаров - 6,5 очка; Александр Грищук (оба - Россия) и Юдит Полгар - по 4,5; Петер Леко (оба - Венгрия) и Анатолий Карпов (Россия) - по 4; Алексей Широв (Испания) - 3,5.