Газета Спорт-Экспресс № 49 (2542) от 2 марта 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
52-й ЧЕМПИОНАТ МИРА |
В воскресенье в 6 часов утра по московскому времени на старт первой в сезоне-2001 гонки на автодроме Альберт-парка в Мельбурне выйдут 22 пилота, представляющих 11 команд
"БОЛЬШИЕ ПРИЗЫ" БЕЗ ДРАКИ -
ЧТО БЛЮДО БЕЗ СПЕЦИЙ
Ольга ЛИНДЕ
Несмотря на то что каждый раз на старт гонки будут выходить почти две дюжины гонщиков, реальных действующих лиц у этого, как и у пяти предыдущих, чемпионата будет от силы четверо. Премьер "Феррари" трехкратный чемпион мира Михаэль Шумахер, первый пилот "Макларена" двукратный чемпион мира Мика Хаккинен и их партнеры по командам Рубенс Баррикелло и Дэвид Култхард. То есть те четыре пилота, которые сегодня обладают объективно лучшими и наиболее быстрыми автомобилями. Сделать такой прогноз совсем не трудно: за минувшие три сезона гонщики "Феррари" и "Макларена", скажем так, не выиграли только 4 гонки из 49.
Случись подобное лет десять назад и окажись за рулем тех же "Феррари" и "Макларена" Ален Прост, Айртон Сенна, а также их напарники Жан Алези и Герхард Бергер, лучшего и пожелать было бы невозможно. Потому что, несмотря на предельно узкий круг претендентов на победу, подобная схватка двое на двое неминуемо была бы украшена невероятно запутанным личностным противостоянием.
Сейчас же, если быть абсолютно честным, подобные тенденции навевают печаль. Вполне возможно, что нынешний спортивный накал борьбы не уступает поединкам великих братьев-врагов прошлого, но вот по части персональной интриги... Увы. Законы современных "Больших призов" не дают простора для любых проявлений личности. Чем лишают публику львиной доли удовольствия.
Впрочем, не все так плохо! Судя по результатам зимних тестов, в дележку очков всерьез готов вмешаться самый опытный гонщик современного пелотона Жан Алези, а уже одно это обещает массу острых впечатлений. Также готовы посыпать специями готовящееся блюдо амбициозные пилоты "Уильямса" Ральф Шумахер и Хуан Пабло Монтойя, от соседства которых под крылом Фрэнка Уильямса публика и пресса ждут многого. Кстати, большой босс "Больших призов" Берни Экклстоун однажды сказал, что, по его мнению, сейчас в мировом автоспорте есть только один гонщик, способный затмить Михаэля Шумахера. И назвал имя Монтойи! Колумбиец это хорошо запомнил. Так что чемпион серии CART возвращается в Старый Свет с наполеоновскими амбициями. Что, признаться, "Формуле-1" только на руку.
Михаэль ШУМАХЕР |
Стартовый номер 1. Родился 3 января 1969 года в Хюрт-Хермюльхайме (Германия). Живет в Швейцарии. Жена Коринна, двое детей (Джина Мария - 3 года, Мик - 1 год). В "ф-1" дебютировал в 1991 году на "Гран-при Бельгии" ("Джордан"). Всего за карьеру провел 144 гонки, одержал 44 победы, 22 раза стартовал с поул-позишн. Трехкратный чемпион мира: дважды выигрывал в "Бенеттоне" (1994 - 1995), в 2000 году - в "Феррари".
Самый высокооплачиваемый пилот за всю историю "Больших призов" в сезоне-2001 имеет шанс стать и одним из самых титулованных. Если фаворит 52-го чемпионата мира выиграет свой четвертый титул, то сравняется по этому показателю с Аленом Простом - второй результат за всю историю. Для того чтобы побить рекорд знаменитого француза (51 победа в "Гран-при"), Шумахеру нужно выиграть 8 гонок. Учитывая, что на его счету рекорд - 9 побед в сезоне, можно сказать, что задача посильная. Единственное, что может помешать Шумахеру, - недостаток мотивации. Выиграв высший титул для "Феррари" после 21-летнего перерыва, немец впал в некоторую эйфорию. Настораживает и то, что накануне отъезда в Австралию Шумахер сказал: "Начинать побеждать с первой же гонки сезона совсем не обязательно".
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Стартовый номер 2. Родился 23 мая 1972 года в Сан-Паулу (Бразилия). Живет в Сан-Паулу и Монако. Жена Сильвана, детей нет. В "ф-1" дебютировал в 1993 году на "Гран-при ЮАР" ("Джордан"). Провел 130 "Гран-при", одержал 1 победу, трижды стартовал с поул-позишн. Лучшее место в чемпионате мира: 4-е.
Второй сезон Баррикелло предстоит играть, возможно, самую трудную роль в современной "Формуле-1" - второго номера в команде Михаэля Шумахера. В прошлом году она бразильцу явно удалась - именно он внес весомый вклад в победу "Феррари" в Кубке конструкторов, умудрившись не затеряться в тени немецкого премьера Скудерии. О том, как сложится для Рубиньо предстоящий сезон, судить трудно. Одно можно сказать точно: если с Шумахером не случится авария, подобная Великобритании-99, то чемпионом мира-2001 Баррикелло не быть. В начале зимы бразилец сам лишил себя такой возможности, открыто признав, что намерен добросовестно выполнять обязанности оруженосца Шумахера.
Мика ХАККИНЕН |
Стартовый номер 3. Родился 28 сентября 1968 года в Хельсинки (Финляндия). Живет в Монако. Жена Эрья, трехмесячный сын Хуго. В "Ф-1" дебютировал в 1991 году на "Гран-при США" ("Лотус"). Всего провел 145 "Гран-при", одержал 18 побед, 26 раз выигрывал квалификации. Двукратный чемпион мира (1998 и 1999, "Макларен").
Прошел с "Маклареном" все ступени ада, принимал непосредственное участие в возвращении знаменитой команды на вершину "Больших призов", оба чемпионских титула выиграл в тяжелейшей психологической борьбе, однако с точки зрения некоторых, по-прежнему не чета Шумахеру-старшему. Хотя специалисты в один голос утверждают, что ни в технике пилотажа, ни в скорости, ни в тактической сметке или в физических данных финн, как минимум, не уступает немецкому визави. После тотального поражения в минувшем сезоне на этот раз Хаккинену вновь предстоит доказывать, что именно его "Макларена" Шумахеру стоит опасаться больше всего. По словам самого Мики, мотивации ему не занимать. Вопрос в том, насколько "Макларен" будет соответствовать амбициям своего первого пилота. Ведь поражение Хаккинена в сезоне-2000 - во многом вина именно команды.
Дэвид КУЛТХАРД |
Стартовый номер 4. Родился 27 марта 1971 года в Твинхольме (Шотландия). Живет в Монако. Не женат. Помолвлен с Хайди Вышлински. В "Ф-1" дебютировал в 1994 году на "Гран-при Испании" ("Уильямс"). Всего стартовал в 107 "Гран-при", 9 из которых выиграл. С поул-позишн стартовал 10 раз. Лучшее место в общем зачете чемпионата мира: 3-е.
Для того чтобы стать чемпионом мира, у шотландца есть все - талант, амбиции, соответствующая материальная база. И вплоть до весны минувшего года окружающие в один голос утверждали: единственное, что мешает Дэвиду достичь цели, - недостаточная уверенность в себе. Однако весной 2000-го, пережив страшную авиакатастрофу, Култхард словно бы родился заново. Он стал жестче, внимательнее к деталям, стабильнее. И теперь, для того чтобы стать чемпионом мира, ему не хватает лишь немного удачи. Но для того чтобы взобраться на вершину, нужно одолеть Шумахера и Хаккинена. Култхард доказал, что может побеждать обоих, а настрой, с которым шотландец встречает 52-й чемпионат мира, не обещает немцу и финну легкой жизни.
Ральф ШУМАХЕР |
Стартовый номер 5. Родился 30 июня 1975 года в Хюрт-Хермюльхайме (Германия). Живет в Монако. Не женат. В "ф-1" дебютировал в 1997 году на "Гран-при Австралии" ("Джордан"). Всего провел 66 "Гран-при", ни разу не побеждал и не выигрывал квалификаций. Лучшее место в чемпионате мира: 5-е.
Несмотря на то что Шумахер-младший зарекомендовал себя как быстрый и довольно надежный гонщик, ему все еще не удалось по-настоящему выбраться из тени старшего брата. Хотя, по оценкам многих специалистов, задатков у него даже больше, чем у трехкратного чемпиона мира. В минувшем сезоне был главной ударной силой "Уильямса", подтвердив, что Фрэнк Уильямс не ошибся в своем выборе. В нынешнем Ральфу, судя по всему, вновь предстоит столкнуться с задачей, которую он однажды уже решал, а именно - выдерживать жестокое соперничество с напарником по команде. В 97-м в "Джордане" только вмешательство босса "конюшни" помогло погасить конфликт между ним и Джанкарло Физикеллой.
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
Стартовый номер 6. Родился 20 сентября 1975 года в Боготе (Колумбия). Не женат. Дебютант "Формулы-1".
Попав в 95-м из Америки в Европу, сын архитектора из Боготы сразу же привлек к себе внимание, став 3-м в чемпионате Великобритании в "Формуле Воксхолл". Побеждать ему помогал не только явный гонщицкий талант, но также горячий темперамент, самоуверенность и полное бесстрашие. В 97-м, став вторым призером "Формулы-3000", получил место тест-пилота "Уильямса". Годом позже, выиграв "Ф-3000" с рекордной суммой очков, отправился за океан в серию CART, отвергнув несколько предложений от команд "Больших призов". Сказал, что хочет начать карьеру сразу же в топ-команде. В США немедленно стал звездой первой величины, с первой же попытки выиграв "500 миль Индианаполиса" и став самым молодым чемпионом в истории всей серии. Сильными сторонами считает агрессивность и умение мгновенно приспосабливаться к любым трассам. Однако 2000 год, проведенный в CARTe, слегка его расслабил (доказательство - только 9-е место в серии и всего 3 победы): вернувшись в "Уильямс" на предсезонные тесты, вынужден был по ультиматуму команды срочно худеть! Может внести остроту в течение чемпионата, учитывая тот факт, что абсолютно не признает авторитеты.
Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА |
Стартовый номер 7. Родился 14 января 1973 года в Риме (Италия). Не женат, подруга Луна, трехлетняя дочь. В "Ф-1" дебютировал в 1996 году на "Гран-при Австралии" ("Минарди"). Провел 74 "Гран-при", побед не одерживал, однажды стартовал с поул-позишн. Лучшее место в чемпионате мира: 6-е.
В "Большие призы" попал сразу из итальянской "Формулы-3", поскольку подавал большие надежды. Итальянцы не выигрывали чемпионатов мира в "Ф-1" со времен Альберто Аскари, и Физикеллу домашняя пресса называла "следующим чемпионом мира". Увы, несмотря на явный талант и приличную скорость, Физико скорее всего никогда им не будет, поскольку у него слишком мягкий характер.
Дженсон БАТТОН |
Стартовый номер 8. Родился 19 января 1980 года во Фроуме (Англия). Не женат. В "Ф-1" дебютировал в 2000 году на "Гран-при Австралии" ("Уильямс"). Провел 17 "Гран-при", нет ни побед, ни поулов. 8-й в чемпионате мира.
Амбициозный и агрессивный англичанин стал самым молодым гонщиком в истории "Ф-1", получившим зачетные очки (6-е место на "Гран-при Бразилии", 2-й гонке в карьере). Считается главным претендентом на будущее чемпионство из всего молодняка "Больших призов".
Жак ВИЛЬНЕВ |
Стартовый номер 9. Родился 9 апреля 1971 года в Сен-Жан-сюр-Ришелье (Канада). Живет в Монако. Не женат. В "Ф-1" дебютировал в 1996 году на "Гран-при Австралии" ("Уильямс"). Провел 82 гонки, выиграл 11, 13 раз стартовал с поул-позишн. Чемпион мира-97 ("Уильямс").
Два первых сезона, проведенных Жаком в "Уильямсе", остаются вершиной его карьеры, даже несмотря на то, что в Старый Свет он приехал в ранге чемпиона серии CART и "500 миль Индианаполиса". Карьеру канадца, приглашенного в "Ф-1" по инициативе Берни Экклстоуна в качестве "средства против Шумахера", сильно подкосил переход в БАР. По деньгам Вильнев - второй номер "Больших призов" после Шумахера, однако от размера гонораров успехи в гонках не зависят. Однако, судя по всему, ни мастерства, ни азарта канадец не утратил, и возвращение в "Формулу" "Хонды" может помочь ему вернуть былой авторитет.
Оливье ПАНИС |
Стартовый номер 10. Родился 2 сентября 1966 года в Лионе (Франция). Жена Анна, сын Орельен и дочь Каролин. В "Ф-1" дебютировал в 1994 году на "Гран-при Бразилии" ("Лижье"). Провел 91 "Гран-при", одержал 1 победу, квалификаций не выигрывал. Лучшее место в чемпионате мира: 8-е.
Случайная победа в нелепом "Гран-при Монако"-96 остается вершиной его карьеры в "Больших призах". Сильной стороной считается умение тестировать автомобили, за что, собственно, и был взят в напарники Вильневу, не отличающемуся талантом в работе с техникой. Вряд ли окажет канадцу серьезное сопротивление как партнер по команде, хотя считается довольно быстрым.
Хайнц-Харальд ФРЕНТЦЕН |
Стартовый номер 11. Родился 18 мая 1967 года в Менхенгладбахе (Германия). Живет в Монако. Жена Таня, годовалая дочь Леа. В "ф-1" дебютировал в 1994 году на "Гран-при Бразилии" ("Заубер"). Провел 114 гонок, трижды выигрывал, 2 раза стартовал с поула. Вице-чемпион мира 1997 года ("Уильямс").
В молодости считался более многообещающим гонщиком, чем товарищ по юниорской команде "Мерседеса" Михаэль Шумахер. Однако из-за финансовых трудностей карьеру в "Больших призах" начал на три года позже - и в командах более низкого уровня, чем Шумахер. Впрочем, его нынешний босс Эдди Джордан абсолютно уверен, что именно в его команде Френтцену суждено стать чемпионом мира.
Ярно ТРУЛЛИ |
Стартовый номер 12. Родился 13 июля 1974 года в Пескаре (Италия). Неженат. В "Ф-1" дебютировал в 1997 году на "Гран-при Австралии" ("Минарди"). Провел 61 "Гран-при", ни побед, ни поулов не имеет. Лучшее место в чемпионате мира: 10-е.
Скорее всего, именно этот нетипичный итальянец, получивший от родителей имя в честь знаменитого финского мотогонщика Ярно Сааринена, и станет "следующим чемпионом мира". Недаром, подписывая с ним контракт, Эдди Джордан назвал его "бриллиантом в короне "Джордана". До прихода в "Большие призы" выигрывал все чемпионаты, в которых участвовал. Но в "Ф-1" дорога к вершине всегда более длинная.
Йос ФЕРСТАППЕН |
Стартовый номер 14. Родился 4 марта 1972 года в Монфорте (Голландия). Жена София, сын Макс и дочь Виктория. В "Ф-1" дебютировал в 1994 году на "Гран-при Бразилии" ("Бенеттон"). Провел 74 гонки, 0 побед, 0 поулов. Лучшее место в чемпионате мира: 8-е.
В "Большие призы" ворвался, как метеорит, - всего лишь через два года после первой в карьере автогонки, заработал бешеную популярность у фанатов, избежал гибели в загоревшемся на пит-лайн "Бенеттоне" - вот, пожалуй, и все.
Энрике БЕРНОЛЬДИ |
Стартовый номер 15. Родился 19 октября 1978 года в Куритибе (Бразилия). Не женат. Дебютант "Формулы-1".
Многократный чемпион своей страны по картингу, в 16 лет перебрался в Европу и живет в Италии. Чемпион Европы в "Формуле Рено" 1996 года, вице-чемпионом британской "Формулы-3" 1998 года стал всего лишь через год после того, как побывал в коме после автомобильной аварии у себя дома, в Куритибе. Кумиром называет Айртона Сенну и мечтает сесть за руль "Макларена" - команды, бывшей для Сенны больше, чем просто место работы.
Ник ХАЙДФЕЛЬД |
Стартовый номер 16. Родился 10 мая 1977 года в Менхенгладбахе (Германия). Не женат. В "Ф-1" дебютировал на "Гран-при Австралии" 2000 года ("Прост"). Провел 16 "Гран-при", 0 побед, 0 поулов. 0 очков.
После того как в 98-м стал чемпионом "Формулы-3000" в юниорской команде "Макларена", считается одним из самых талантливых новичков "Формулы-1".
Кими РАЙККОНЕН |
Стартовый номер 17. Родился 17 октября 1979 года в Эспу (Финляндия). Не женат. Дебютант "Формулы-1".
Самый невероятный дебют на всю историю: в "Большие призы" Райкконен попал, имея за плечами опыт всего 23 гонок "Формулы Рено"! Впрочем, суперлицензию от FIA получил пока лишь на три стартовых "Гран-при".
Эдди ИРВИН |
Стартовый номер 18. Родился 10 ноября 1965 года в Нбютанардсе (Северная Ирландия). Не женат. Имеет внебрачную дочь Зое. В "Ф-1" дебютировал в 1993 году на "Гран-при Японии" ("Джордан"). Провел 112 гонок, выиграл 4, ни разу не стартовал с поула. Вице-чемпион мира-99 ("Феррари").
Бесспорно, талантлив и быстр, однако на язык еще быстрее. Далеко не всегда обдумывает то, что говорит. До сезона-99, в котором чуть было не стал чемпионом мира, был известен главным образом тем, что получил по физиономии от Айртона Сенны после дебютной для Ирвина гонки на Сузуке. После того как имел неосторожность публично назвать "Ягуар" R2 не слишком быстрой машиной, пошли слухи, что Бобби Рэйхол готов заменить ирландца. Слухи были опровергнуты, но не слишком настойчиво: третьим пилотом в команду был взят испанец Педро Де Ла Роса...
Лучано БУРТИ |
Стартовый номер 19. Родился 5 марта 1975 года в Сан-Паулу (Бразилия). Не женат. В "Ф-1" провел одну гонку - на "Гран-при Австрии" в 2000-м году ("Ягуар").
В роли временного заместителя Эдди Ирвина произвел хорошее впечатление, за что получил право провести полный гоночный сезон с командой.
Фернандо АЛОНСО |
Стартовый номер 20. Родился 29 июля 1981 года в Овьедо (Испания). Не женат. Дебютант "Формулы-1".
За руль карта сел в 3-летнем возрасте. В картинге выиграл все, что можно, в том числе чемпионат мира. В "Формуле-3000" в сезоне-2000 стал 4-м. Имеет контракт с "Рено", в "Минарди" одолжен на год, для того чтобы набраться гоночного опыта.
Тарсо МАРКЕШ |
Стартовый номер 21. Родился 19 января 1976 года в Куритибе (Бразилия). Не женат. В "Ф-1" дебютировал на "Гран-при Бразилии" 1996 года ("Минарди"). Провел 11 гонок, не набрал ни одного очка.
Бразилец возвращается в "Формулу-1" после двух сезонов, проведенных в серии CART. Задачу, поставленную перед командой новым владельцем "Минарди" Полом Стоддартом - добираться до финиша в каждой гонке, - вполне способен выполнить на "отлично".
Жан АЛЕЗИ |
Стартовый номер 22. Родился 11 июня 1964 года в Авиньоне (Франция). Живет в Швейцарии. Жена Кумико, трое детей (дочь Шарлотт от первого брака, сын и дочь от второго). В "Ф-1" дебютировал в 1989 году на "Гран-при Франции" ("Тиррелл"). Провел 184 "Гран-при", выиграл 1, дважды стартовал с поула. Третий призер чемпионата мира-97 ("Бенеттон").
Если бы в 1990 году Алези послушался разума, а не сердца и предпочел бы "Феррари" "Уильямс", то, бесспорно, уже был бы неоднократным чемпионом мира.
Гастон МАЦЦАКАНЕ |
Стартовый номер 23. Родился 8 мая 1975 года в Ла-Плате (Аргентина). Не женат. В "Ф-1" дебютировал на "Гран-при Австралии" 2000 года ("Минарди"). Провел 17 гонок, не набрал ни одного очка.