Газета Спорт-Экспресс № 47 (2540) от 28 февраля 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 4

28 февраля 2001

28 февраля 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

Еще не начался футбольный сезон, а уже полетели первые тренерские головы. Руководству "Торпедо-ЗИЛ" не понравилось, как Борис Игнатьев вывел команду в высший дивизион, раменского "Сатурна" - методика работы Владимира Юрина, краснодарской "Кубани" - как выяснилось, фамилия недавно приглашенного наставника Александра Ирхина.

ИРХИН - ВЕЧНЫЙ ПОЖАРНЫЙ

Официально в вину тренеру поставили накаленную атмосферу в команде, неправильные взгляды на ее комплектование, невнимательное отношение к игрокам, завоевавшим право выступать в первом дивизионе, не выдерживавший никакой критики уровень приглашенных футболистов. Вроде бы опытный тренер с приличной репутацией, а вон сколько напортачил за два месяца. Даже как-то не верится. Ведь раньше он всем приносил только удачу. Какую бы команду ни возглавил Ирхин, она неизменно начинала подниматься в таблице или спасалась от вылета в низший дивизион. А однажды, когда тренеру выпало редкое для него счастье - проработать с "Тюменью" от начала до конца сезона, он сумел вернуть ее в российскую элиту. Пришлось обратиться за комментариями по поводу отставки к самому несостоявшемуся краснодарцу.

СТАРЫЕ ГРАБЛИ

- Всегда есть соблазн хорошее поменять на лучшее, но не каждый раз, видимо, это надо делать, - говорит Ирхин, до "Кубани" возглавлявший красноярский "Металлург". - Уж очень интересным, перспективным выглядело предложение "Кубани". Руководство Краснодарского края видит команду не просто в высшем дивизионе, но и лидером юга России. И его заинтересованность не на словах: строится шикарная тренировочная база для команды, при которой пять уже действующих полей. В конце мая там вступит в строй 4-звездный отель. Все это - заслуга бывшего президента клуба Ивана Паненко, который меня и приглашал. К тому же у меня двое маленьких детей, а из Красноярска домой, в Москву, не налетаешься. Так что Краснодар устраивал во всех отношениях. Вдобавок от Паненко я получил карт-бланш на комплектование команды.

- Который, как сейчас говорят, вы использовали не по назначению.

- Да вроде бы все делал, как обычно в таких ситуациях. Постарался определиться с имевшимися в наличии игроками, параллельно просматривая большую группу новичков. В это же время закладывался и функциональный фундамент. Прошедшие сборы позволили определить слабые места, которые потребовали дополнительной селекции. И тут произошла смена президента клуба.

ВЛАСТЬ ПЕРЕМЕНИЛАСЬ

- Чем она была вызвана?

- Решением нового губернатора Краснодарского края с мотивировкой "в целях усиления руководства футболом". Нового президента клуба назначили за пять дней до вылета команды на второй сбор. Меня пригласили на короткую ознакомительную беседу с участием обоих вице-президентов и начальника команды, после которой были подписаны предварительные контракты с некоторыми новичками. И мы улетели на Кипр. За три дня до окончания сбора Паненко сообщил по телефону, что клуб не намерен заключать со мной контракт, поскольку, на взгляд руководства, моя работа, в частности, по комплектованию, не соответствует поставленным задачам.

Набираю номер Анатолия Исаева, который консультировал Ирхина на Кипре.

- Никаких отклонений от нормального тренировочного процесса не заметил, - удивился звонку олимпийский чемпион, ныне авторитетный специалист - Правда, игроки прошлогоднего состава обижались, что попадают в состав реже новичков, и как-то обособились. Но ведь так и должно быть: возможности старожилов известны, они связаны с командой контрактами и никуда не денутся, а новички прибывают на считанные дни, с ними приходится определяться в сжатые сроки - один тайм, одна игра - еще не показатель. Ирхин о звонке из Краснодара никому не сказал, продолжал работать как ни в чем ни бывало, и только после победы над "Рубином" сообщил ребятам о предстоящем расставании. Многие не скрывали сожаления по этому поводу.

КАК ОДНОРАЗОВАЯ САЛФЕТКА

- У вас самого есть версия причин вашей отставки? - снова спрашиваю Ирхина.

- Больше чем уверен, что новый президент клуба с самого начала планировал пригласить более именитого тренера, под которого краевое руководство даст деньги. Выделять их под Ирхина посчитали риском: а вдруг у него ничего не получится? 8 февраля по телефону мне объявили об отставке.

- И вскоре пригласили Олега Долматова.

- Долматов - один из лучших, на мой взгляд, российских тренеров, и выбор "Кубани" можно только приветствовать. Но почему руководство клуба поступило со мной, как с одноразовой салфеткой? Недоумение вызывают и претензии к моей работе, оценку которой дали (опять же непонятно кто) после окончания промежуточного этапа, когда команда еще не бежала, не обрела необходимой сыгранности, игровой дисциплины. На мой взгляд, мы были на верном пути.

ДО ПЕРВОГО ПОЖАРА

Ирхин не впервые в такой ситуации. В разгар прошлого сезона он был уволен из "Уралана", когда игроки, после серии поражений взяв очко во Владикавказе и победив в Москве ЦСКА, поверили, что кризис преодолен. Его место занял югославский специалист, во главе с которым "Уралан" с треском вылетел из группы сильнейших.

- Так и не знаю, за что меня тогда уволили, - констатирует экс-наставник элистинцев. - За последние годы только в Красноярске встретил полное понимание, смог оценить настоящий сибирский характер. Узнав, что "Кубань" отказалась от моих услуг, руководители красноярского клуба позвонили одними из первых, поддержали.

Хотя Ирхин проработал в Красноярске всего около трех месяцев, по итогам прошлого сезона он был признан тренером № 2 края после всеобщего любимца сибиряков Сергея Ломанова ("Енисей", хоккей с мячом).

Сейчас Ирхин опять в простое. Надо думать - до первого "пожара" в каком-нибудь честолюбивом клубе. Он успел свыкнуться с ролью пожарного, но не смирился.

- У меня такая репутация, видимо, потому, что часто меняю команды, обычно решаю задачу не вылететь из высшего или первого дивизиона. Но хотелось бы, чтобы обращали внимание и на то, что мои команды играют. И хотя я в постоянном цейтноте, многое из того, что задумано, удается реализовать.

Павел АЛЕШИН