Газета Спорт-Экспресс № 24 (2517) от 1 февраля 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

2 февраля 2001

2 февраля 2001 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Владимир КРАМНИК

ОДИН МАТЧ У КАСПАРОВА Я УЖЕ ВЫИГРАЛ. МАЛО?

ОТ ЧЕМПИОНА ЖДУТ ПОБЕД

Вот как в жизни порой бывает: чем больше стараешься, тем хуже получается. В Вейк-ан-Зее Владимир Крамник старался изо всех сил и даже играл в непривычные для себя "долондонского" шахматы - агрессивные, боевые. Исключением была лишь "берлинская защита" в партии с Каспаровым. Но и она, если вспомнить лондонское противостояние и учесть суперподготовку Каспарова, выглядела исключительно смелой и даже вызывающей. И в смысле результата - успешной. Правда, в этой партии Крамник, как выражаются профессионалы, "прошел через проигрыш", но ведь и Каспаров не выиграл - а значит, "берлинская стена" устояла.

Но при всем старании играл новый чемпион мира в голландском супертурнире как-то натужно. Чего стоит хотя бы последняя партия с одним из хозяев площадки Йеруном Пикетом: Крамник имел белые фигуры, а получил, мягко говоря, очень плохую позицию. Ничью в итоге сделал. Но с Пикетом? Белыми? Ничью?! Для чемпиона мира маловато. И, кстати, в случае победы Крамник мог поделить не 3 - 4-е места с Иванчуком (для последнего-то это успех), а более почетные 2 - 3-е с Анандом.

Шагая в гостиницу по пустынным, слабо освещенным улицам Вейк-ан-Зее, Крамник пытался объяснить мне столь неудачный исход последней партии:

- Накануне играл изнурительную партию с Шировым. Ночь потом не спал. С Пикетом сел играть с тяжелой головой и играл ужасно. Вообще в этом турнире у меня была масса досадных упущений... Если бы столько выигранных позиций не выпустил, победил бы. Ну, по крайней мере, поделил бы первое место. А так даже от Ананда отстал.

- Да еще "подарок" Леко сделали за два тура до финиша. Многие считают, что вы поступили излишне великодушно; согласившись с ним на ничью белыми без игры...

- Да, попал в дурацкую ситуацию... Конечно, белыми-то я поборолся бы за победу, но ко мне подошел его менеджер, сказал, что у Петера температура под 40, что он лежит в постели и играть не может. Что делать? С удовольствием перенес бы нашу партию на выходной день, но выходных больше не осталось. Я тогда еще не потерял шансов бороться за первое место, но, с другой стороны, мучить больного Леко не мог. Шахматы, конечно, дело важное, но здоровье человека все же важнее.

- А вы не обратили внимания на то, как резко венгерский гроссмейстер выздоровел уже к следующему туру? Вчера - температура под 40, постель, играть (черными, замечу) не может, а сегодня белыми громит Морозевича. Какая-то странная избирательность у этого индийского вируса, вы не находите?

- Ну, не знаю... Может, отлежался, поправился. Но со мной играть не мог. Будем считать, что нам обоим просто не повезло.

- Да ладно вам, Владимир, - Леко-то как раз повезло. Но вы и с Шировым поступили благородно. Он поливал вас, поливал, не извинился, а вы ему простили?

- Пусть все грязные заявления останутся на его совести. Не пожать протянутую руку я не мог. Решил так: первый руки не подам, но раз это сделал он, ответил на рукопожатие. В конце концов я на него зла не держу.

ПЛОХАЯ ФОРМА КАК ПОВОД ДЛЯ ОПТИМИЗМА

- Да, не заладился у вас этот турнир, Владимир. Абсолютно выигранную позицию упустили с Анандом, с Морозевичем вообще "кооператив" построили - вместо выигрыша проиграть умудрились. С Адамсом у вас такой перевес был, что непонятно, как можно было не выиграть...

- В очень плохой форме оказался. Но если даже в таком состоянии я набираю "+3", это вселяет оптимизм. А я-то знаю, в каком разобранном состоянии я был. В принципе в таком турнире не набрать "+5" - "+6" мне, Ананду и Каспарову просто невозможно. Ананд по позициям, которые имел, мог даже в "минусе" оказаться, но класс есть класс, он свои "плюс 4" набрал на голландцах. Каспаров не показал ничего сверхъестественного, его "+5" - это тот минимум, который игрок нашего класса в такой компании набирать должен. В следующий раз постараюсь подготовиться как следует, в том числе и физически, и обязательно наберу "+5" или "+6". Зато, несмотря на форму, я здесь полностью опроверг "теорию Каспарова" о том, что черными я играю "на отбой", на ничью... Показал, может быть, и не самую сильную игру, но в том, что самую интересную, не сомневаюсь! Все мои партии были очень напряженными, насыщенными тактикой. Будь я в лучшей форме, сыграл бы в партии с Анандом Cd5, а не сделал бы тупой ход е4. Такие ходы не считаются, а делаются автоматически.

Кроме того, я постоянно сидел в сильнейших цейтнотах, чего раньше со мной никогда не было. Я ведь не "цейтнотчик" по сути. И вот это - первый признак плохой формы.

А ВСЕ-ТАКИ ЖАЛЬ...

- А если бы организаторы турнира в Линаресе согласились выплатить неустойку за срыв подписанного вами после их отказа контракта? Можно было бы все же найти компромисс?

- Нет. Потому что это бизнес. Я имел договоренности с серьезными людьми, с которыми, думаю, мне иметь дело еще не раз. Дал слово, подписал контракт. Зачем же мне подводить хороших людей, выглядеть в их глазах несерьезным человеком, с которым впредь лучше дела не иметь? По меньшей мере глупо. А вот организаторам Линареса надо научиться вести дела более профессионально. Я им давал три крайних срока для обдумывания моих условий. Все три они пропустили. А спохватились лишь тогда, когда поняли: без моего участия турнир теряет привлекательность. Более того, я соглашался играть в Линаресе, если бы они перенесли его сроки. Пожалуйста, говорил, сдвиньте сроки турнира! Апрель, май, сентябрь у меня свободны, и я с удовольствием сыграю. Не захотели. Так в чем моя вина перед Линаресом?

- Вы меня убедили, Владимир, но, как поется в одной хорошей песне Булата Окуджавы: "А все-таки жаль..."

И ВНОВЬ СУПЕРКОМПЬЮТЕР!

За разговором мы добрались до гостиницы, где чемпион мира собирался поужинать. Продолжить беседу решили за столом, где она, понятно, приняла более приятный оборот.

- Владимир, как вам роль шахматного короля? Привыкаете понемногу?

- Если честно, пока не привык. Да и от сверхнапряжения лондонского матча еще до конца не отошел... Борис Васильевич Спасский, с которым встречался в Париже, сказал мне, что он после матча на первенство мира отходил обычно год.

- Да, Спасский знает, что говорит: он сыграл три матча на первенство мира и один "Матч-реванш XX века" с Фишером. А вы изучали партии вашего лондонского матча с Каспаровым?

- Да, естественно. Изучал, и с пристрастием.

- Ну и какое впечатление?

- Знаете, что интересно: сразу после матча в Лондоне многие обозреватели поспешили заявить, что, дескать, уровень нашей с Каспаровым игры там был невысок. Я же, изучив партии внимательно, пришел к противоположному выводу: очень приличный уровень, очень интересные партии. Так что зря нас ругали. Если учесть сверхнапряжение и довольно короткую дистанцию, мы с Каспаровым играли в хорошие шахматы!

- С организаторами вашего матча, людьми из "Брейн Геймз", контактируете?

- Да, они, например, готовы провести мой матч с суперкомпьютером.

- Вот как! Сюрприз, да еще какой! И когда же состоится этот поединок? О каком очередном "Кремниевом монстре" идет речь?

- Матч планируется провести в октябре нынешнего года, суперкомпьютер мне собираются подобрать в соперники очень серьезный.

- Не слабее, чем "Дип Блю", с которым играл Каспаров?

- Вряд ли. Ведь времени с тех пор прошло довольно много, наука и техника не стояли на месте, в том числе и в этой области. Контракт пока не изучал, этим скоро займутся мои адвокаты.

ЧЕМПИОНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

- Матч с суперкомпьютером - испытание, конечно, серьезное. Может, вам и удастся отомстить за тот урон, который нанес престижу человечества матч Каспаров - "Дип Блю"... Но все же, Владимир, вы чемпион мира среди людей. С ними играть собираетесь?

- В июле состоится традиционный турнир в Дортмунде, который на этот раз будет иметь 21-ю категорию и будет проходить в два круга, как и последние турниры в Линаресе. Это будет очень сильный турнир: в нем, кроме меня, примут участие Ананд, Адаме, Леко, Топалов. Весной, как обычно, сыграю в Монако, где, как вы знаете, соревнуются в быстрой игре и игре вслепую.

- "Слепые" турниры обычно удается выиграть вам, а в "зрячих" вас частенько обходит Широв... Но главное, Владимир, как вы собираетесь защищать титул? Вы говорили, что осознаете ответственность, которая лежит на чемпионе мира. Так будет все же какой-то нормальный цикл розыгрыша первенства мира?

- Ответственность осознаю. А на восстановление нормального цикла есть большие надежды. Не вижу ничего плохого в сохранении исторических традиций и не понимаю, зачем их надо разрушать, как это делает ФИДЕ. Наоборот, традиции надо продолжать и укреплять. К счастью, не только я или, скажем, Каспаров, придерживаемся такого же мнения. Неожиданно большой интерес проявили к этому серьезные люди из США. Известный бизнесмен и шахматный организатор Бессель Кок тоже хочет что-то организовать. Да и "Брейн Геймз" не отказывается от своих планов. Пока у меня не было времени рассмотреть все инициативы. Вот сейчас, после окончания турнира, придется этим вплотную заняться.

- Вы сами не раз говорили, что вас "назначили претендентом" и вы не хотите, чтобы такая практика повторялась впредь.

- Меня действительно претендентом назначили, но я всегда был готов играть и в отборочном турнире. Просто его не было. И свою историческую миссию я вижу в том, чтобы такой турнир был.

- В нем найдется место и для Каспарова?

- Там найдется место для всех сильных шахматистов.

- И в результате возможен ваш новый матч с Каспаровым?

- Конечно, возможен.

- Вы верите в то, что сможете выиграть у Каспарова еще один матч?

- Почему нет? Один выиграл, почему бы не выиграть и второй?

ГЛУПОСТЬ ХУЖЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

- А ваш объединительный матч с Анандом возможен? Или это очередная "утка"?

- Это было сказано для газет... Никаких предложений насчет матча с Анандом не поступало.

- Как вы отнеслись к тому, что в январском рейтинге ФИДЕ не обсчитан ваш матч с Каспаровым?

- Как к очередной глупости ФИДЕ. Для меня совершенно очевидно, что они не смогут не обсчитать наш матч. Это бессмыслица и глупость, которая лишний раз привлечет к ФИДЕ негативное внимание. Общественность не поняла этого шага, и в итоге они накажут только сами себя. Проигнорировать такой матч все равно не удастся. В этом и заключается проблема ФИДЕ - временами они совершают такие бессмысленные глупости, что просто диву даешься... Кроме того, у меня большое подозрение, что сделано это было деятелями ФИДЕ неспроста - ведь я после матча с Каспаровым прибавил 25 пунктов. Нетрудно убедиться, что мой рейтинг должен был дойти примерно до 2800, и я выходил на 2-е место. Ананд же, несмотря на выигрыш чемпионата ФИДЕ, оказался бы позади меня. Но таким образом продвигать "своих" и задвигать "чужих" - и некрасиво, и просто глупо. В конце концов профессионалы просто будут ориентироваться на профессиональный рейтинг - ему чужда политическая подоплека, он точнее и оперативнее.

- Контакты с людьми из ФИДЕ были?

- У них планы меняются с калейдоскопической быстротой: то одна система предлагается, то другая, то один контроль, то другой. То "Гран-при", то опять "нокаут"... Серьезный деловой разговор с ними просто невозможен: надо же знать, какие у них планы, а они сами этого не знают. Говорить пока не о чем, все на уровне слухов.

НАДО УЧИТЬСЯ ОТДЫХАТЬ

- Жоэль Лотье мне говорил, что вас прекрасно принимали во Франции...

- Да, все было очень красиво: сеанс в Сенате, непрерывные интервью - по пять в день, первый канал телевидения... Я и не ожидал, что во Франции такой удивительный шахматный бум! Но я все равно не должен был туда ехать. Потому что вся эта суета фантастически приятна, но сил отняла чрезвычайно много. А сделать надо было то, что я в принципе и хотел, но не сделал: уехать куда-нибудь на пару недель, отключить телефон и как следует отдохнуть. Вот этим, хотя и с большим опозданием, я сейчас и займусь. Просто опыта матчей на первенство мира не было. И я даже не подозревал, что колоссальный подъем, который был у меня перед Лондоном и сразу после победы над Каспаровым, сменится таким спадом. Но опыт придет. Да, собственно, уже приходит.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

Вейк-ан-Зее - Москва