Газета Спорт-Экспресс № 24 (2517) от 1 февраля 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Межсезонье |
В ВОРОНЕЖЕ СКАНДАЛ: "ПРИЗЕТКО-2"
В прошлом году полузащитник Александр Призетко, потренировавшись с "Факелом", подписал второй контракт - с "Черноморцем". Воронежцы хотели дисквалифицировать игрока, но тот в итоге провел неплохой сезон в Новороссийске. Теперь то же самое произошло с Александром Кульчием. Футболист "сбежал" из "Факела" в "Шинник".
Александр КУЛЬЧИЙ,полузащитник (клуб?)
- Сейчас я нахожусь в Москве, жду решения своей судьбы и до этого не хочу давать никаких объяснений. Ведь любое мое слово может быть обращено против меня.
На случившееся мгновенно отреагировал главный "пострадавший" - Валерий Нененко.
- Ровно год назад мы действительно столкнулись с идентичным случаем, - сказал корреспонденту "СЭ" главный тренер воронежского клуба. - Призетко приехал в нашу команду заключил с клубом контракт и отправился с "Факелом" на сбор. Провел две игры, но вдруг перебрался в другую гостиницу, где базировался "Черноморец". Свой поступок Призетко объяснил совсем по-детски: дескать, вторым тренером у Анатолия Байдачного будет Владимир Веремеев, у которого он играл в дубле киевского "Динамо". Естественно, оставить все это просто так мы не могли и подали апелляцию в КДК. Разбирательство вышло на самый верх: точки над "i" пытался расставить президент РФС. Вячеслав Колосков резюмировал, что Призетко будет последним, кто заключил без ущерба для себя контракты с двумя разными командами. Все следующие попытки обещано было беспощадно карать автоматической дисквалификацией. Так что, казалось бы, подобное не должно было повториться.
- И тем не менее...
- Ситуация повторилась, как в зеркале. 15 декабря прошлого года Кульчий прибыл в Воронеж и приступил к работе на первом, втягивающем сборе. Его контракт с "Шинником" завершился, он собирался продолжить карьеру в "Торпедо-ЗИЛ", имел договоренность с Борисом Игнатьевым, но после смены там главного тренера оказался у нас. Две недели Кульчий провел в Воронеже, подписал контракт на один год и 3 января вылетел с командой на Кипр. Там провел за "Факел" два контрольных матча - с "Торпедо" и "Крыльями", причем вторая игра оказалась для него неудачной: в пылу борьбы ему наступили на руку и сломали фаланги двух пальцев. Наложили гипс, и Кульчий стал просить отпустить его в Москву на лечение, хотя наш врач считал, что подобная травма может мешать играть, но не тренироваться.
- Кульчий успел получить в вашем клубе зарплату или подъемные?
- 15 января этого года, ровно через месяц после своего появления, он получил оговоренную контрактом зарплату и часть подъемных, которые были распределены на весь сезон. Я же, получив его в свою команду, со спокойной душой распрощался с Александром Гришиным - нецелесообразно держать на одной позиции двух одинаковых по классу и амплуа футболистов. Да и не настолько "Факел" богат для этого. Между тем мы почувствовали, что с Кульчием что-то происходит, что он стал тяготиться нашей командой. Он стал проситься назад в Ярославль, хотя я старался объяснить ему, что не могу оголять такую важную позицию, что мы заинтересованы в нем. Но однажды мы отправились на тренировку, оставив Кульчия в гостинице под присмотром администратора. Во время нашего отсутствия в номер к футболисту поднялись люди из "Шинника", помогли ему собрать сумку (самому ему с травмированной рукой сложно было это сделать) и покинули отель через служебный выход. О том, где находится Кульчий, мы узнали позже, когда теперь уже ярославец Гришин вскользь упомянул об этом в телефонном разговоре с нашим капитаном Сафроновым. Мы тут же отправили телеграмму в КДК. Оттуда запрос ушел в "Шинник", а ярославский клуб ответил: в их распоряжении нет футболиста по фамилии Кульчий.
- Вы не пробовали решить вопрос о футболисте с руководством "Шинника", что называется, полюбовно?
- Я говорил на сборе с главным тренером ярославцев Александром Побегаловым, пытаясь окончательно разобраться. Он сказал, что очень заинтересован в Кульчие, что тот сам хочет играть в "Шиннике, что ему крайне неудобно за сложившуюся ситуацию, но решающий голос не у него, а у руководства клуба. Мне же стали звонить какие-то люди, представлявшиеся "агентами" и "помощниками" футболиста и предлагавшие "отступные" за то, чтобы я разорвал контракт с Кульчием и вообще забыл фамилию этого футболиста. Насколько мне известно, подобные звонки раздавались и в адрес вице-президента "Факела" Миневича.
- Чем, по вашему мнению, должны завершаться подобные истории.
- Хотелось бы, чтобы она закончилась тем, с чего началась, - чтобы мы нашли общий язык с Кульчием. Но хочу заметить: если в вопросах перехода футболистов не будет раз и навсегда наведен порядок, ни один тренер не будет спать спокойно, а количество подобных скандалов будет увеличиваться. Наверное, соответствующим подразделениям в руководстве нашего футбола пора вплотную заняться выработкой решений, предотвращающих вольготную жизнь таких горе-футболистов.
Максим ЛЕБЕДЕВ
Александр ПОБЕГАЛОВ,главный тренер "Шинника"
- Я полностью понимаю Валерия Нененко - и с тренерской, и с общечеловеческой точки зрения. Я даже не представляю, как поступил бы на его месте - быть может, точно так же. И соглашусь, что вся наша контрактная система далека от совершенства.
Но что делал бы Нененко на моем месте? Кульчий отыграл в "Шиннике" прошлый сезон, был душой команды, ее ключевым футболистом. Задолго до завершения его контракта я вел с ним переговоры, чтобы он остался, а при прощании сказал: Ярославль - город, где его ждут. Мы расстались без всяких конфликтов. Но раз Кульчий хотел играть в высшем дивизионе, как я мог его удержать?
И вот он приходит и говорит: "Хочу вернуться". Как я должен был поступить? Как поступил бы Нененко, другие тренеры? Сказали бы: "Мистер футболист, вы подписали контракт с другим клубом, извольте выйти вон!"?
Мы сказали Кульчию, что будем рады его возвращению, но сначала он должен решить все вопросы с "Факелом". Насколько я знаю, он неоднократно подходил и к Нененко, и к другим руководителям клуба. Я не понимаю, какой смысл удерживать футболиста, не желающего играть в твоем клубе? А уж принцип "Не у нас, так пусть нигде!" кажется совсем неподходящим. От этого не станет лучше ни "Факелу", ни Кульчию, ни нам. Тем более не стоит объединять вопрос Кульчия с вопросом Гришина - они никак не связаны. У Гришина завершился контракт с "Факелом", и он пришел к нам еще до того, как был решен вопрос с уходом Кульчия.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА |
Александр БУБНОВ,защитник "Динамо" и "Спартака" 70 - 80-х.
- В советские времена вопросы с переходами футболистов решались и гораздо проще, и гораздо сложнее. Естественно, никаких контрактных и трансферных систем не было, были КЗОТ и понятие целесообразности. Тогда футболист был рабом системы, многие носили погоны советской армии или МВД, а офицеров так просто не увольняли. При необходимости кадровый вопрос мог быть решен в течение нескольких минут - так было, например, на Украине, где киевское "Динамо" могло призвать любого понравившегося футболиста. А вот мой переход из "Динамо" московского в "Спартак" перманентно продолжался на протяжении трех лет: в нем принимали участие замминистра внутренних дел и столичный горком компартии. Кроме того, я заработал пожизненную дисквалификацию - позже отмененную - и целый сезон был вынужден прослужить в воинской части. Сейчас в России есть законодательная база для решения таких вопросов. Это большой шаг вперед по сравнению с советскими временами. Но положение дел в России все еще далеко от отработанных механизмов перехода футболистов, сложившихся в западных странах.