Газета Спорт-Экспресс № 18 (2511) от 25 января 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 4

25 января 2001

25 января 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Межсезонье

Бывший футболист московских "Спартака" и ЦСКА, германских "Карлсруэ" и "Арминии" уже четвертый год выступает за клуб, в котором начинал карьеру, - "Факел". В первых контрольных матчах на Кипре самый именитый футболист воронежской команды выглядел, по мнению корреспондентов "СЭ", лучшим в ее составе. В этом не было бы ничего удивительного, если бы не одно обстоятельство - в нынешнем году Шмарову исполняется тридцать шесть.

ЗМЕЯ, МЕЧТАЮЩАЯ УЙТИ КРАСИВО

В МОСКВЕ ЕЩЕ УЗНАЮТ НА УЛИЦАХ

- Что для вас значит город, в котором вы сейчас играете?

- Все. В Воронеже я скорее всего останусь после окончания футбольной карьеры, здесь мои корни, мои родители. Мать - на пенсии, отец в принципе тоже, но время от времени где-то подрабатывает.

- У вас есть дача?

- Нет, но есть у друга - там и отдыхаем. Иногда выбираемся за город к бывшему врачу "Факела" Владимиру Васильеву: его жена - крестная моей дочки. У тещи в 80 километрах от города домик в деревне.

- Летом в Дону купаетесь?

- Нет, в Усманке. Дон в последнее время сильно загрязнен.

- В городе болельщики, наверное, прохода не дают?

- Я бы не сказал. Узнают, конечно, когда поужинать куда-нибудь выйдем, или по парку с дочкой гуляем. Но без панибратства. Один - молодой, да ранний - как-то пытался со мной чуть ли не обняться, пришлось осадить: нас, говорю, вроде никто не знакомил. Тут же испарился. Интересно, что и в Москве меня еще помнят. Когда "Спартак" играл с "Байером", я приехал к другу. Иду по Песчанке, тормозит "шестерка", и какой-то человек кричит: "Валера, ты приехал Лигу чемпионов посмотреть?" В другой раз продавец в магазине автограф попросил, хотя и за ЦСКА болел.

НЫНЕШНЕЙ МОЛОДЕЖИ СОВЕТЫ НЕ НУЖНЫ

- Со "Спартаком" какие-нибудь связи остались?

- Нет, конечно. Из тех, с кем я играл, сейчас выступают лишь Титов и Ананко. Но я даже с бывшими спартаковцами, ныне легионерами, не созваниваюсь. Не сложилось как-то.

- Говорят, в 96-м вы из "Спартака" не по своей воле уходили?

- Не хочется вообще-то прошлое ворошить... Но если вкратце, дело было так. Я узнал у руководства "Спартака", за сколько оно согласно меня продать, и подыскал себе вариант в Корее. Когда об этом стало известно, моя цена возросла. Корейцы согласились, но тогда уже я не хотел ехать. А в "Спартаке" мне сказали: "Валера, ты нам не нужен". И пришлось без всякого желания отправляться в красивую, но чужую "Страну утренней свежести".

- А в Германии не было возможности остаться?

- Не было желания. Цепляться за команду очень смешной лиги после трех с половиной лет ностальгии по России - не по мне. Сейчас иногда приезжаю в Карлсруэ, к русским друзьям, и этого общения с Европой вполне хватает.

- Молодежь в "Факеле" часто жизни учите?

- На поле подсказываю, конечно. А вот в раздевалке после матча - никогда. Ведь уже все свершилось - и хорошее, и плохое. Зачем нервы трепать и себе, и еще кому-то?!

- А нефутбольные наставления?

- Нынешние 20-летние сами кому хочешь советов надают - они думают, что все про эту жизнь знают. Поэтому воздерживаюсь от нравоучений на любую тему.

ОТДЫХ НА КИПРЕ? НИ ЗА КАКИЕ КОВРИЖКИ

- Как поживает ваш бизнес в Воронеже?

- Неплохо. Только обидно бывает иногда, когда пишут, что я чуть ли не владелец заводов, газет и пароходов. Тот бизнес, что у меня есть на паях с другом, приносит небольшой доход. Но с головой в него уходить не собираюсь - пока все помыслы связаны с футболом.

- В "Факеле", кроме вас, нет звезд. С чем это связано?

- Во-первых, те, кто сделал себе имя в российском футболе, не очень-то хотят идти в команду, которая борется за выживание. А во-вторых, известные футболисты стоят немалых денег. Пока "Факел" не может себе позволить дорогих покупок.

- Недавняя смена областных и городских властей повлияет на ситуацию с финансированием клуба?

- С тех пор, как я вернулся в "Факел", смена политического руководства региона произошла впервые, и что-либо прогнозировать сейчас сложно. Посмотрим - в принципе возможно и улучшение, и ухудшение ситуации.

- Где любите проводить отпуск?

- Там, где тепло. У моря, под пальмами...

- ...например, на Кипре?

- Ну уж нет: на Кипре - ни за какие коврижки. Я здесь столько пота пролил, что с отдыхом этот остров для меня никак не ассоциируется.

- А на каком языке общаетесь с местным населением?

- По-немецки я вообще-то могу что-то промычать, но на Кипре в ходу английский. С ним сложнее, но мне и не надо много разговаривать ни с кем. "Чиккен", "порк", "фиш" - для общения с официантами этого вполне хватает.

- Минувшей зимой в какую страну ездили?

- Никуда. Собрались с женой на Канары, а ей в последний момент визу почему-то не дали. И отдохнуть не отдохнули, и проблем себе нажили: турфирма-то деньги не все вернула. 600 долларов оставили себе за услуги. Какие такие услуги, когда мы из Воронежа шагу не сделали. Теперь судиться будем.

- Вы еще не планировали, кем станете, завершив карьеру.

- Получится ли стать тренером или одним из руководителей "Факела", не знаю, но в следующем году попытаюсь поступить в ВШТ.

- Травмы сильно осложняют вам жизнь?

- Тяжелых у меня, по сути, и не было. Вот только в сентябре 99-го ахилл порвал. Год из-за этого потерял: оперировался, форму набирал. Тяжело было - прежде всего морально.

- Сейчас уже готовы 90 минут играть?

- Попробовать надо - пока тренеры только на один тайм выпускают. 45 минут выдерживаю без проблем. А впереди - полтора месяца подготовки. К началу чемпионата должен быть в порядке.

- После вечерних тренировок вы 15 минут стоите в морской воде. Помогает холод или соль?

- Скорее холод.

ПРОБЛЕМЫ С КУРЕНИЕМ БЫЛИ В ГЛУБОКОМ ДЕТСТВЕ

- Вы считаете себя профессионалом?

- Процентов на 90. Что такое профессионализм? Это когда человек четко знает, что может себе позволить, а что - нет. И старается не отступать от этого. Кто-то может на дискотеку сходить накануне матча и отпахать потом за троих на поле, а кто-то должен выспаться как следует. Мне как-то Валентин Бубукин рассказывал про одного футболиста. Тот играл неплохо, но выпивал. Бубукин его спрашивает: представляешь, как бы ты играл, если бы не пил? А он в ответ: если бы я не пил - вообще бы не играл. У меня, например, любимый напиток - пиво. Но я четко знаю: употреблять его надо не до, не во время, а через два часа после еды. Иначе живот отвиснет до колен.

- Вы что, специально время засекаете перед употреблением пива?

- Конечно. То же самое и о сексе могу сказать. Для кого-то он может быть полезен перед игрой. А у другого на следующий день ноги ватные. Пусть человек сам решает эту проблему, а не сидит два дня на базе, думая не о предстоящем матче, а, извините, совсем о других вещах. В Германии попроще было: там накануне игры только в 4 часа вечера всех в гостинице собирали.

- С курением проблем у вас не было?

- Были - в 4 года. Мать такую трепку задала, что на всю жизнь расхотелось дым вдыхать.

- На сборах вы играли в позиции "под нападающими". Роль настоящего форварда, наверное, интереснее?

- Я в "Спартаке" справа играл, в ЦСКА - наконечником атак. Из глубины действовать, конечно, лучше. Больше возможностей обмануть, перехитрить соперника.

- В последнее время вас, наверное, все чаще спрашивают, когда собираетесь повесить бутсы на гвоздь?

- По гороскопу я - змея. Наступил мой год, и скорее всего он станет последним в моей игровой карьере. Хотелось бы при этом, чтобы прощание с болельщиками получилось красивым. Другими словами, чтобы игра моя в сезоне их порадовала.