Газета Спорт-Экспресс № 280 (2476) от 7 декабря 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

8 декабря 2000

8 декабря 2000 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 2-й тур. Группа С

ЛИОН - СПАРТАК - 3:0 (3:0)

ПУСТЬ ЧЕРНЫЙ ВТОРНИК СТАНЕТ УРОКОМ. А НЕ УДАРОМ

Только без паники. И - без истерики. 0:3 в Лионе - крупная неприятность, но не трагедия. Вспомните, как в первом групповом турнире "Андерлехт" громили в Киеве - 4:0, а из "Штурма" и вовсе дважды делали посмешище со счетом 5:0 - в Монако и Глазго. Но дальше пошли "униженные" бельгийцы и австрийцы, в то время как украинцы, монегаски и шотландцы остались за бортом. Такова, если приглядеться, формула успеха в нынешней Лиге чемпионов: главное - все без исключения выиграть дома. На выезде же хватает трех ("Спартак"), а то и вовсе одного ("Штурм") очка.

Конечно, безумно обидно, что сказочный для "Спартака" год закончился на такой печальной ноте. К хорошему ведь привыкаешь быстро - вдохновенная победа над "Арсеналом" ввергла страну в эйфорию, заставила многих забыть и о заколдованности французских клубов для российских команд, и о том, что на дворе уже зима. Со дня окончания чемпионата России, между прочим, как-то незаметно прошел почти месяц. Две недели назад в Лужниках 80 тысяч болельщиков отменили законы физиологии - но лишь на 90 минут.

Болельщики "Спартака" со стажем наверняка вспомнят, как вслед за низвержением "Тулузы" в 86-м - таким же незабываемым, как разгром "Арсенала" в 2000-м, - последовало унылое зимнее поражение от скромного австрийского "Сваровски-Ваккер". Главный тренер той "Тулузы" Жак Сантини ждал сатисфакции целых 14 лет...

Конечно, 5 декабря "Спартак", несмотря на зиму, вовсе не был обречен. Результат футбольного матча - это сложнейшее переплетение факторов объективных и субъективных, физических и психологических, научных и даже мистических. Случилось так, что в черный для нас вторник все эти факторы были не на спартаковской стороне. "Лион" после четырех ударов по воротам красно-белых выигрывал уже в первом тайме со счетом 3:0 - как тут не вспомнить о везении? Третий мяч, забитый Андерсоном каким-то чудовищно-непостижимым образом, - явная насмешка госпожи удачи. А что до мистики - то уже несколько дней назад, после поражений нашей мини-футбольной сборной и Марата Сафина, лично я почувствовал, что в нашем спорте высших достижений наступила какая-то черная полоса. Чутье, увы, не подвело...

По игре "Спартака" впору снимать фильм "Особенности национальной психологии". Стало ясно, что игрокам красно-белых накануне матчей Лиги чемпионов ни в коем случае нельзя считать себя фаворитами, а болельщикам, специалистам и журналистам - говорить об этом во всеуслышание. Лион в этом отношении стал логическим продолжением прошлогодней "группы жизни", в которой спартаковцы "умерли", не одержав ни одной домашней победы. Для того чтобы "Спартак" играл так, как умеет, он должен быть разъяренным на публичное неверие в себя. Порой это проявляется даже на российском уровне - помните 6:0 в двух прошлогодних матчах с "Локомотивом", когда "Спартак" был взбешен высказываниями о более современном футболе "Локо"?

Вы возразите, что классная команда европейского уровня должна чувствовать себя уютно в любой роли. Но, во-первых, "Спартак" только обживается среди футбольных грандов. А во-вторых, похоже на то, что российскому игроку противопоказано чувствовать себя сытым, довольным и некритикуемым со стороны. Поэтому можно понять Романцева, который всячески избегает хвалебных эпитетов в адрес своих игроков даже в тех ситуациях, когда они их заслуживают. И хотя после матча с "Арсеналом" Егор Титов на вопрос о вероятности эйфории ответил, что "в этом случае Олег Иванович нас быстро поставит на место", до конца это сделать, видимо, не удалось.

Есть ли вина Романцева в лионском поражении? Задавшись этим вопросом, очень соблазнительно вспомнить его собственное признание, что видеозаписи матчей "Лиона" главный тренер начал смотреть лишь за сутки до матча. Дескать, почему так поздно? И не поэтому ли "Спартак" так легко принял из рук лионцев "троянского коня" в виде территории, которая французам для реализации своих замыслов и не была нужна?

Но ведь до сих пор этот метод "мозгового штурма" срабатывал! Каждый большой тренер имеет бесспорное право на собственный - пусть порой не всегда понятный для окружающих - стиль подготовки к важным матчам. И клеймить этот стиль из-за отдельно взятого результата, мне кажется, столь же непрофессионально, сколь и безмерно восторгаться им. Под влиянием эмоций людям свойственно бросаться из крайности в крайность - а истина, как обычно, лежит где-то посередине. И когда, допустим, речь заходит о том, что в Лионе "Спартак" забыл про фланги - единственное спасение в условиях напрочь перекрытого центра, то говорить скорее надо о том, что на края тренер вынужден ставить одного плохого флангового игрока - Баранова и одного вообще не флангового - Безродного. Другой вопрос: почему в команде, претендующей на высокую репутацию в Европе, некем заменить игроков-неудачников? Но это и тема другая.

На мой взгляд, тренер в своем творчестве не должен изменять самому себе. Романцев в этом отношении представляется фигурой цельной, он никогда не идет по пути наименьшего сопротивления, не выбирает решений, которые лежат на поверхности. Поэтому я безоговорочно поверил одному из представителей спартаковского лагеря, убеждавшему меня дней за десять до матча в Лионе, что главный тренер ни за что не выпустит на поле Бушманова - каким бы очевидным ни выглядело именно такое решение "проблемы Ананко". Во втором круге Романцев справедливо списал опытного, но медлительного игрока с корабля - и только человек колоссальной воли в такой ситуации мог сражаться до конца. Бушманов впечатления такого человека не производил. А потому вариант с переводом на позицию либеро Парфенова или Булатова и выходом Калиниченко в полузащите представлялся мне более выгодным. И каким-то более, что ли, "романцевским".

Но Бушманов все-таки вышел на поле. Тренер не выдержал здесь своего стиля - и теперь, не сомневаюсь, горько жалеет об этом. Тихоходный "чистильщик" не успевал за развитием событий, проигрывал единоборства (сравните мягкость Бушманова с самозабвенными подкатами Ананко!) - и своей ненадежностью не только вернул спартаковскую оборону к ее летнему паническому состоянию, но и вывел из равновесия пусть и небезгрешного Филимонова. И у ворот "Спартака" начался такой "пожар", о каких мы осенью 2000-го вспоминали только в страшных снах.

Дай Бог, чтобы фиаско в Лионе стало для "Спартака" уроком, а не ударом. Чтобы оно не лишило нашего чемпиона уверенности в своих силах, но вернуло ему чувство тревоги и сосредоточенности, без которого в Лиге чемпионов побеждать нельзя. И чтобы кадровые проблемы, еще раз напомнившие о себе во Франции, зимой были устранены.

Если тренеры и игроки серьезно, но без надрыва отнесутся к тому, что произошло в черный вторник, то в матче последнего тура "Спартак" с "Лионом", убежден, расквитается. Так, как в 86-м расквитался с "Тулузой" Жака Сантини после 1:3 на поле французов.

Игорь РАБИНЕР