Газета Спорт-Экспресс № 275 (2471) от 1 декабря 2000 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

2 декабря 2000

2 декабря 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2000. Высший дивизион

Анатолий БАЙДАЧНЫЙ

НАМ НУЖНЫ ГОЛОДНЫЕ И ЗЛЫЕ ИГРОКИ

Главный тренер "Черноморца" работает в российском футболе четвертый сезон. 6-е место - пока высшее достижение как для Байдачного, так и для новороссийской команды, с которой он заключил новый контракт и намерен идти дальше - к признанию и успеху.

Пока наставник южан, который сейчас в Минске, где недавно состоялась свадьба его сына, еще не до конца определился с оценкой чемпионата-2000.

- Сказать, чего было больше - положительных эмоций или отрицательных, мне трудно. Пожалуй, 50 на 50. Я получил удовольствие от хорошей игры команды, однако результат мог быть и лучше, если бы не некоторые обстоятельства. Например, продажа игроков, которая была вынужденной мерой. Хотя с точки зрения тренера, который ставит игру, это убийственно.

- Тем не менее вам есть чем гордиться: взяв команду по ходу сборов и почти никого не пригласив лично, вы сумели занять такое место в турнирной таблице, которое иным тренерам только снится.

- Пусть снится. Я же всегда ставлю перед собой, командой, руководством только максимальные задачи. Сам зачастую страдаю от этого, другие со мной мучаются, но иначе не могу. Я к солнцу хочу, а меня, бывает, во тьму тащат. Для меня это - нож острый. Так что 6-е место - не тот результат, которым можно гордиться. Хотя кое-что я в Новороссийске изменил, и это, безусловно, приятно. Ведь действительно пригласил только двух футболистов - Призетко и Свистунова, но на ключевые позиции в полузащите. Впрочем, это нормально: пришел тренер и быстро разобрался в ситуации с командой, которую формировали до него. Подвига тут не вижу.

- Но и не так уж это обыденно - создать интересный коллектив практически с листа.

- У нас сегодня почти все звезды сконцентрированы в двух клубах - "Спартаке" и "Локомотиве", а у остальных путь простой и ясный: работать, работать и еще раз работать. Тогда есть шанс выделиться из общей массы. И футбол при этом должен быть на первом месте. Если начинать с подъемных, премиальных и зарплаты - все, привет игре. Уж очень сильно мысли эти от работы отвлекают. Мы, к счастью, не отвлекались. Хотите напомню, как о нас писали прошлой зимой?

- Как?

- Новороссийцы комплектуются по остаточному принципу, подбирают футболистов, которые мало кому нужны - списанного всеми Коваленко, скандалиста Призетко, вылетевших в первую лигу Какосьяна и Калайджяна. Набрали, мол, мусор - пусть теперь выживают. А ребята честно работали и своего добились. Теперь о них пишут совсем по-другому, на игроков "Черноморца" есть спрос.

- Приятно ощущать себя причастным к таким переменам?

- Да. И больно, когда сделанное тобой рушится. Мы, конечно, могли выступить мощнее, если бы перед командой изначально стояла такая цель. Ориентируйся клуб на высокие места, удержи Тчуйсе, Левицкого, уверен, минимум пятыми стали бы. Впрочем, перед сезоном замахиваться на что-то большое было бы в корне неверно.

- Вы сами себе противоречите.

- Зимой команда создавалась практически заново. В таких условиях нацеливать ее на глобальные задачи нельзя. Ответственность сковывала бы ребят, а неудачи подкосили бы их эмоционально. Тут годится только один рецепт: играть на победу в каждом матче, календарном или контрольном. Точнее, надо настраивать игроков на успех, а уж там как получится. И оказалось, что при таком подходе можно расти и добиваться результатов. Но выше головы, увы, не прыгнешь.

- Для "Черноморца" выше головы - это место в пятерке?

- В Новороссийске много лет считали, что главное - обойтись без нервотрепки на финише. Ведь когда команда 3 года назад стала, как и сейчас, шестой, это было во многом счастливое стечение обстоятельств. Выиграли два заключительных матча - вот и забрались так высоко. На сей раз была иная ситуация. Мы весь чемпионат шли в группе лидеров, ниже определенного уровня не опускались. Очень показательный пример: в 99-м ничью в Самаре оценивали как великое благо - надо же, очко нашли! В этом сезоне она была воспринята как неудача. Психология - вот главное, что мне удалось изменить.

- Насколько?

- Не сильно, но сдвиг есть. Будь он более серьезным, мы не продавали бы игроков. Но я понимаю, что все это пока мои мечты, а правда жизни суровее. Смириться, к счастью, не могу.

- В будущем "Черноморец" может шагнуть к медалям, кубкам?

- Наверное, но пока это нереально. К конкуренции со "Спартаком" и "Локомотивом" клуб не готов ни морально, ни экономически. Работы полно: ломать многое придется, психологию провинциальную изживать. Как у Чехова - выдавливать из себя раба. По капле.

- Руководство не обидится на ваши слова?

- Наверное, обидится, только это правда. Было бы мне все равно, я бы молчал. А мне хочется тут работать серьезно, на перспективу, да еще чтобы интересно было. И идти вперед. Постепенно, шаг за шагом.

- После взлета обычно следует падение. Не боитесь?

- Я в свое время приехал в Сирию. В Азии эта страна - то же, что в Европе Кипр или Македония. После трудной работы мы стали первыми на континенте - невиданный успех! А через год - 10-е место и всеобщее разочарование. Приехал домой, в Минск, принял "Динамо" с 7-очковым отставанием от лидера. В итоге стали чемпионами, а вскоре команда рассыпалась из-за отсутствия финансирования. Потом - Сочи. Неплохо играли, но наступил август 98-го. Дефолт, крах клуба, безденежье. Не знаю, может, это судьба, но мне не хочется, чтобы в этот ряд угодил и "Черноморец". Так что буду работать, исходя из возможностей клуба.

- Не расшифруете?

- Нам нужны голодные и злые игроки, с горящим глазами. Это тяжелый путь, но будем пробовать.

- А цель существует?

- Да. В Новороссийске хотят сделать команду, у которой была бы изюминка и свое место в нашем футболе. Ниши, которые никем не заняты, я вижу. Были когда-то "Карпаты", "Днепр", тот же "Черноморец", но из Одессы. У этих клубов имелись стиль, игра, репутация. Они что-то выигрывали, в еврокубках выступали - в общем, не были массовкой. И мы в массовку не хотим.

- Не надоело, мечтая об успехах, работать в провинции, где нет ни больших денег, ни звезд, зато есть множество проблем?

- Я себя ущербным не считаю. Родился в Москве, вырос в Подмосковье, играл в клубах, которые были на виду в союзном чемпионате, выступал за сборную и в еврокубках. А работа тренера... Знаете, я приехал в Могилев и отдал этому городу 6 лет жизни. Мы вышли в первую лигу, что было неимоверно трудно сделать не то что скромному Могилеву - богатой Фергане, огромным Свердловску и Омску. Однако нам не хватило очка, чтобы удержаться. Я не раскис. В Херсоне, где работавший до меня Павел Садырин смог занять только 10-е, кажется, место, сразу стал четвертым. И в Луганске не ныл: ругался, критиковал, заставлял, но все - только для дела.

Провинция - это не география. Это что-то в голове. У каждого своя провинция, и у меня нет этой проблемы. Да, хочется большего. Да, в столице другие возможности. Но это не повод сесть, сложить руки и плакать. Я буду работать - таково уж мое кредо.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ