Газета Спорт-Экспресс № 272 (2468) от 28 ноября 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 8
ФУТБОЛ |
География легионеров MLS - ведущей соккер-лиги США - ежегодно расширяется. Сегодня здесь играют немец Маттеус и болгарин Стоичков, иранец Азизи и швед Лимпар, колумбиец Валенсия и панамец Дели Вальдес. Настала пора и выходцев из "великого и могучего".
Дмитрий КОВАЛЕНКО |
ЧИКАГСКИЙ КИЕВЛЯНИН
Нефутбольная вроде бы страна Америка, но футбольных людей из бывшего Союза собралось в ней немало. Живут в США ереванцы Левон Иштоян и Сергей Бондаренко, бывший игрок московского "Динамо" Александр Головня, первый тренер Юрия Никифорова одессит Эдуард Лучин. За несколько лет работы там доводилось мне общаться и с экс-киевлянами Виктором Каневским и Александром Хапсалисом, и с минчанином Сергеем Гоцмановым, и с футбольными администраторами Евсеем Мирцевым из Одессы и Александром Зундером из Москвы.
Увы, никто из них не востребован молодой американской соккер-лигой - MLS. Легионеров из бывшего СССР до прошлого года в MLS тоже не было, хотя давно блистают в ней именитые пришельцы из Восточной Европы - чех Кубик, поляк Косецки...
АГРЕССИВНЫЙ СТУДЕНТ ИЗ ИНДИАНЫ
Первой экс-союзной ласточкой в MLS стал 22-летний уроженец Киева Дмитрий Коваленко. До того с двумя соотечественниками-одногодками Алексеем Королем и Юрием Лавриненко он блистал на студенческом уровне в команде университета Индианы, дважды подряд выигравшей чемпионат NCAA. Кстати, весьма престижный турнир. Достаточно сказать, что полуфинальные и финальные матчи его транслируются по общенациональным, а не кабельным телеканалам, привлекая внимание миллионной аудитории. Именно среди студентов черпают основное пополнение профессиональные клубы.
Если в прошлом году Коваленко только осваивался в MLS - тем более что попал он не куда-нибудь, а в "Чикаго Файер", являвшийся на тот момент действующим чемпионом, - то в сезоне-2000 (в Америке, как и в России, он проходит по системе "весна - осень") воспитанник знаменитого Владимира Онищенко раскрылся во всей красе. Несмотря на то, что тренер "Чикаго" Боб Брэдли, как выражаются футболисты, затыкал киевлянином дыры, молодой игрок в регулярном первенстве забил 10 мячей, войдя в число 13 лучших бомбардиров лиги - и, представьте, опередил своего несравненного одноклубника Христо Стоичкова. Мало того, в плей-офф (чемпион MLS определяется по хоккейно-баскетбольной системе) Коваленко и по голам, и по системе "гол+пас" вообще вошел в пятерку сильнейших в лиге!
Интерес к украинцу проявила даже олимпийская сборная США, завоевавшая право на поездку в Сидней. Интерес, правда, оказался чисто "платоническим" из-за иностранного гражданства Коваленко - нет у него пока не то что американского паспорта, а даже грин-карты, долгосрочного вида на жительство.
Кто же он такой, первый удачливый легионер из бывшего Союза в профессиональной футбольной лиге США?
ПАПА ПОЯСНИЛ, КТО ТАКОЙ ОНИЩЕНКО
- Футбол у меня в генах, - начал рассказ Коваленко. - Отец два года провел в киевском "Динамо", несколько раз выступал даже в основном составе вместе с Блохиным и другими звездами. Но потом получил серьезную травму, недолго поиграл на более низком уровне и решил заняться судейством. Сейчас он - рефери высшей и первой лиг чемпионата Украины. Что-то передалось мне по наследству. И в 9 лет, играя за ЖЭК, я неожиданно для себя попал в киевское "Динамо". На одном из турниров ко мне подошел человек, представился Владимиром Ивановичем Онищенко и пригласил в динамовскую школу.
- Наверное, с ума сошли от счастья - знаменитая школа, да еще и бывшая звезда, забивавшая в финале Кубка кубков?
- Представляете, фамилия Онищенко мне ни о чем не говорила! И в ответ на приглашение я заявил: "Не знаю, надо спросить у папы". Папа мне разъяснил, с каким великим человеком я общался... В школе "Динамо" я провел пять лет. С девяти до четырнадцати. После чего уехал в Америку.
ЗАТРЕЩИНА
Это было в 92-м году. Юношеская команда киевского "Динамо" дважды в течение двух лет выезжала в турне по США, мальчишки жили в американских семьях. И в конце концов их спросили, нет ли желания остаться в Америке - учиться и играть в футбол.
Дима был в восторге! В свои 14 он искренне полагал, что в США, по его собственному признанию, "все - богатые, а деньги падают с неба". Тем более что в динамовском классе, где он был самым щуплым (быстро расти он начнет уже в Америке), в какой-то момент почувствовал себя неуютно - в Киеве, как известно, предпочитают статных ребят. А тут такая возможность - Штаты! Оборотную сторону - безумную тоску по родителям - он почувствует много позже.
Для родителей, в свою очередь, решение отправить подростка-сына в Америку было мучительно непростым. Да, они не оставались в полном одиночестве - у Димы есть сестра Ольга, на шесть лет младше. Но жить через океан от своего еще совсем не оперившегося наследника - штука волнительная и малоприятная. И все же они решились. В том числе и потому, что прошло всего шесть лет с момента чернобыльской катастрофы, и с радиацией в Киеве дело по-прежнему обстояло нерадостно.
Вернувшись на пару месяцев в Киев и оформив документы, он уехал. Поехал с внутренним ликованием, еще не догадываясь, что не увидит родителей целых три года - студенческая виза создает массу сложностей с вызовом. С тех пор мама гостила у него трижды, отец - дважды. Ни о каком вызове их на постоянное жительство речи не было. Хотя сам Дима о том мечтает. При том что понимает: в Киеве необходимо оставить плацдарм для возвращения - на случай, если родителям не понравится.
- Лишь здесь я понял: семьи должны быть вместе, - говорит он. - Сейчас мне трудно поверить, что в детстве я обижался на излишне строгого отца. Теперь, когда попал в профессиональный футбол, благодарен ему за то суровое воспитание - он приучил меня к упорной работе. В Штатах я, сам того не замечая, по-другому вести себя уже не мог - после тренировок оставался побегать, добавить нагрузки. Оставшись один, быстро осознал и роль отца, и значение семьи в своей жизни. Часто, тысячу, миллион раз мне хотелось поговорить с отцом, посоветоваться. Но через океан сделать этого не мог и свои переживания держал в себе. Тяжко.
... Жил он в школьные годы в небольшом городке Рочестере, штат Нью-Йорк. В той самой семье Майеров, которая предложила ему остаться в Америке. Глава семьи - учитель в школе для трудных подростков. Его супруга работала с недоразвитыми детьми, которых бросили родители. Вместе с Димой жили трое собственных детей Майеров - и все с непростыми характерами. Отношения с опекунами, по рассказу родителей Димы, в какой-то момент испортились - однажды мистер Майер, не стесняясь присутствия мамы Коваленко, ударил его по лицу. Татьяна Васильевна хотела тут же забрать сына домой в Киев, но в итоге было принято другое решение - Дима переехал к тренеру Тэду Хорши.
Мечту о большом футболе он не оставлял ни на секунду. Из девяти динамовских ребят, некогда оставшихся в США, лишь трое сохранили верность игре. Те, что ковали потом победы команде университета Индианы и ныне оказались в MLS: Коваленко в роли примы, Король - в ближайшем резерве стартового состава "Даллас Берн", Лавриненко - пока в запасе того же "Чикаго".
СТРОПТИВЫЙ АБИТУРИЕНТ
На школьном уровне Коваленко с его киевским футбольным образованием, конечно, выделялся. Без труда попадал на престижные летние детские турниры, куда съезжаются лучшие, и скауты из университетов их тщательно отслеживают. В итоге, когда пришло время определяться с местом получения высшего образования, тренеры университетских команд обзвонились ему. Везде предлагали полностью бесплатное обучение, проживание в "кампусе", то есть в "общаге" университета, на полном пансионе.
По правилам, Коваленко мог выбрать для просмотра пять университетов. Он и съездил в Мэриленд, в Вирджинию... Выбирал по футбольным критериям - получение серьезного образования и работа по другой специальности в его планы не входили. Команда университета Вирджинии, которую возглавлял нынешний главный тренер сборной США Брюс Арена, в ту пору выиграла несколько чемпионатов NCAA кряду. Но Диме там отчего-то не понравилось - выбрал Индиану. Друзья - Король и Лавриненко - последовали за ним. И прославили университет двумя чемпионствами! Причем в обоих финалах забивало исключительно украинское трио.
Нормальный срок учебы в американском университете - четыре года. Но перспективные спортсмены имеют право уйти в профессионалы недоучившись - если клуб проявит очень большую настойчивость. Вот и Дмитрию в Индианаполисе тренер сразу сказал, что вряд ли он задержится у них больше, чем на два года, - уже тогда уровень его мастерства был весьма высок.
О ШАНСАХ "ЧИКАГО ФАЙЕР" В ЧЕМПИОНАТЕ УКРАИНЫ
Студенческий тренер ошибся на год - из-за серьезной травмы голеностопа, которую получил киевлянин. По той же причине когда-то закончил играть его отец - даже шрам на ноге в том же месте. Благо украинская медицина 70-х и лечение в США 90-х сильно разнятся - футбольная мечта парня не рухнула на взлете.
Восстанавливаясь, он впервые с момента отъезда в Америку побывал дома. Потренировался в харьковском "Металлисте".
- ... И понял, что вполне прилично смотрелся бы в чемпионате Украины, - говорит Коваленко. - Не уверен насчет киевского "Динамо" и "Шахтера", но любой другой команде очень бы пригодился. Моему "Чикаго" я спрогнозировал бы 6 - 7-е место в украинском первенстве. Вернулся же в Америку потому, что сформировался как личность именно там. Чувствовал, что заново привыкать к "родному" стилю жизни будет тяжело.
Следующие два года Коваленко в университете Индианы прошли блестяще. Отыграв в Индианаполисе еще сезон и недоучившись год в университете, форвард оказался в MLS - в "Чикаго Файер". Вернее, вначале лига отдала права на него "Даллас Берн", но чикагцы так хотели заполучить украинца, что тут же приобрели его в обмен на двух игроков.
СБОРНАЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Попав в состав чемпиона MLS, Коваленко рисковал закиснуть в резерве. Однако на этот случай в Америке придуман "Проект-40". Молодой игрок, принимая решение недоучиться в университете и пойти в профессионалы, имеет право подписать с федерацией футбола США особый контракт. Он дает ему возможность каждые выходные отбывать из расположения своего клуба MLS в команду "Проекта-40", проводящую еженедельные товарищеские матчи с крепкими клубами A-League - второй по значимости лиги в США. Таким образом молодежь гарантированно получает игровую практику, которой ей не хватает в клубах.
Хотите верьте, хотите нет, но задача этой программы - создать поколение, способное... выиграть чемпионат мира в 2010 году.
Коваленко, поначалу не имевший постоянного места в "Чикаго", ездил на матчи "Проекта-40" и уверен: они ему здорово помогли. В сезоне-2000 он подписал новый контракт с "Файер", попал в стартовый состав и теперь полноценно играет в MLS. При этом стоит заметить, что большинство команд предпочитает создавать свои иностранные легионы на базе латиноамериканцев. "Чикаго", напротив, едва ли не единственная команда в лиге, где ставка сделана на восточноевропейцев - здесь тебе и чех Кубик, и поляки Новак и Косецки, и - с сезона-2000 - великий болгарин Стоичков.
- Многие местные ребята до конца не понимают, кто он такой, - улыбаясь, рассказывает о Стоичкове Коваленко. - А для меня игра с ним, постоянное общение - огромная школа. Он подсказывает, охотно помогает понять мне множество нюансов. Говорю с ним, кстати, по-русски - он все понимает, но говорит с трудом. Ходим вместе в рестораны и даже на дискотеки. Конечно, смотрели и обсуждали чемпионат Европы. Причем Христо болел почему-то не за Испанию, где играл столько лет, а за Италию.
Андрей ШЕВЧЕНКО, ОДНОКАШНИК
Амбиции Дмитрия (или Димы, как называют его в заявке и в протоколах матчей) Коваленко не ограничиваются успехами в MLS. К этой лиге он относится с уважением, но считает, что тренеры там заметно уступают в знаниях украинским, и называет это главной проблемой американского соккера. Он хочет играть в Европе и видит свое футбольное будущее именно в Старом Свете.
- Я всегда мечтал играть в одной из ведущих лиг мира, а также на чемпионатах мира, Олимпиадах... Но отдаю себе отчет: чтобы попасть туда из США, надо сначала здорово проявить себя в MLS. Только тогда меня заметят в серьезной Европе.
- Если гипотетически представить ситуацию: вам предлагают на выбор - сборные США и Украины?
- Ох, сложно... Я бы долго думал и даже не знаю, что решил бы, - одинаково сильно болею за обе сборные. Но что толку рассуждать на эту тему, пока никаких предложений не поступало?!
Помочь с трудоустройством в Европе Диме обещал Стоичков.
Но есть у Коваленко и другой приятель из мира суперзвезд, с которым у него пару лет назад произошла неожиданная и очень приятная встреча. Это почти ровесник - всего год разницы - и однокашник по школе киевского "Динамо" Андрей Шевченко. Столкнувшись года два назад в бориспольском аэропорту, старые знакомые так разговорились, что Коваленко чуть не опоздал на свой рейс. Зато получил от Шевченко мяч с автографами всех игроков киевского "Динамо". Благодарный чикагский киевлянин подарил тот мяч своему университетскому тренеру в Индиане.
И кто знает, возможно, когда-нибудь болельщики будут так же мечтать о мячах с автографом самого Коваленко...
Игорь РАБИНЕР