Газета Спорт-Экспресс № 256 (2452) от 9 ноября 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
Как уже сообщал "СЭ", в минувшее воскресенье 32-летняя Людмила Петрова стала первой россиянкой, выигравшей знаменитый Нью-Йоркский марафон
Людмила ПЕТРОВА
МУЖ МОЕЙ ПОБЕДЫ НЕ УВИДЕЛ. ЕГО В АМЕРИКУ НЕ ПУСТИЛИ
Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ |
из Нью-Йорка |
Весь следующий после суперзабега день корреспонденту "СЭ" посчастливилось провести вместе с его победительницей. Если коротко, то на Людмилу обрушился водопад почестей: ей рукоплескал, - без преувеличения весь Нью-Йорк. В качестве почетной гостьи Петровой было предоставлено право начать рабочий день биржи на Уолл-стрит. Вице-мэр города в знаменитом Голубом зале Сити-холла вручил ей символический ключ от Нью-Йорка. А затем Людмила вместе с победителем у мужчин марокканцем эль-Муаззизом приняла участие в популярнейшем телешоу на Эй-Би-Си, где за неделю до них почли за честь побывать кандидаты в президенты США. Плюс на каждом шагу раздавала автографы - и успевала отвечать на мои вопросы.
- Наверное, чувствуете себя теперь знаменитой и богатой?
- Пока, признаюсь, еще не осознала всего, что произошло. Такой победы я ждала долгие годы, но пришла она абсолютно неожиданно. Среди соперниц были все самые именитые в мире бегуньи. Мой личный рекорд 2:29 - не шел ни в какое сравнению с их результатами. Правда, две недели назад я с личным достижением пробежала полумарафон в Лиссабоне и потому в Нью-Йорк приехала в хорошем настроении. Думала "зацепиться" за место в шестерке. Но когда преодолела первую половину за 1:12, то подумала: а почему бы не потягаться за место в призах? На отметке 30 километров мы остались вдвоем с Теклой Лорупе из Кении. После 32-го километра и она отстала. А я все бежала и ждала, когда же, наконец, меня догонят! Поверила в победу, когда до финиша оставалось метров сто. Прокручивая такой сюжет в мечтах, думала, что после победы задохнусь от счастья. А сейчас вот держу в руках чек на огромную сумму, а мысли приходят самые земные. Типа - оплатить четырехкомнатный кооператив, привести в порядок родительский дом в деревне. Купить что-нибудь мужу, детям.
- О вас, если честно, мало что известно. Видимо, вы действительно очень долго ждали своего часа.
- Не то слово! Бегом я начала заниматься еще в школе, в пятом классе. Жили мы в деревне, но мой учитель физкультуры настоял, чтобы я поехала вместе с ним в спортинтернат - в Чебоксары. Года через четыре я начала выигрывать, даже попала в юниорскую сборную Союза. А потом наступила полоса невезения. Тренер возвратился назад в деревню, а я вскоре вышла замуж, родила детей. После первого ребенка, правда, пробовала вернуться, не получилось. Через два года решила родить второго. А потом, когда обе дочки подросли, будто что-то в душе перевернулось - беговая дорожка начала сниться.
А тут еще девчонки, с которыми я занималась в секции, пошли в гору. Валя Егорова попала на Олимпиаду в Барселоне, выиграла там марафон. Я смотрела тот репортаж - и плакала. Думала, а вслух произнести долго не решалась: "Ты, Люда, могла бы тоже сверкать в спорте!" Ведь не слабее других была.
В общем, так захотела бегать - не передать. Муж долго сопротивлялся, не хотел, чтобы я вернулась в спорт. Но потом, увидев мои страдания, сдался. Так, после семилетнего перерыва, я возвратилась на беговую дорожку - было это в 94-м. Через два года попала на Олимпиаду в Атланту, заняла 14-е место в беге на 10 000 метров. Особых звезд не хватала, но в сборной оставалась. Рассчитывала поехать и в Сидней. Но помешали травма и недоверие тренеров - из сборной меня отчислили. Знаете, до Нью-Йоркского марафона я считала себя хронически невезучей. А теперь думаю: все-таки не напрасны были мои страдания.
- Словом, первые слова благодарности мужу?
- Сначала Сергей никак не мог смириться с мыслью, что все домашнее хозяйство ложится на его плечи. Что ему нужно стирать, варить, присматривать за детьми. Но кто-то же должен был приносить зарплату в дом. На семейном совете решили, что с финансовыми проблемами мне удастся справиться быстрее. И, как видите, не ошиблись. Сергей в прошлом занимался гиревым спортом и хорошо понимает, как нелегок этот хлеб. Кстати, в прошлом году он вместе со мной побывал на Бостонском марафоне, хотел и сюда, в Нью-Йорк, приехать. Но на этот раз ему отказали в визе. Обидно. Надеюсь, что впредь для семьи обладателя символического ключа от Нью-Йорка проблем с визами не будет. Теперь, когда дочкам уже 11 и 7 лет, можно позволить себе выезды вдвоем. Да и детям хорошо бы показать дальние страны.
- А вы хотели бы, чтобы ваши девочки пошли по вашим стопам?
- С одной стороны, вроде бы не хочу: марафонский бег - адский труд. Но с другой, спорт дал возможность увидеть мир. А в преодолении тоже своя радость. У младшей, мне кажется, есть данные. Но загадывать не буду. Кстати, сразу после финиша я позвонила домой рассказала, что выиграла, а заодно узнала, как обе закончили четверть. Вообще я мама требовательная. Говорю: "Вы не должны меня огорчать. Видите, как я работаю, стараюсь? А ваша задача - учиться на "отлично". Приеду, займусь ими основательно.
- Не подсчитывали, сколько километров набегали за годы тренировок?
- Возьмусь за подсчеты, когда придет пора убрать кроссовки в чулан. А пока до завершения спортивной карьеры еще далеко. Я ведь серьезно заниматься бегом, по сути, начала лишь в 94-м - и потому пока не пресытилась. Да и вообще для марафона зрелый возраст предпочтительнее. Главное, чтобы здоровье не подводило, а сил пока хватает, сами видите. Кстати, не могу сказать, что для победы в Нью-Йорке выложилась до конца. Думала, борьба будет поострее. Надо бы разобраться: то ли у соперниц не хватило запала, то ли у меня наметился прогресс. То, что личный рекорд улучшила сразу на четыре минуты, сами понимаете, настраивает на оптимистический лад.
- Интересно, как вам больше нравится бегать - в одиночестве или компанией?
- Одиночества не люблю, оно меня тяготит. Не хочется оставаться наедине со своими мыслями. В последнее время тренировалась с Ириной Тимофеевой (она недавно в Чикаго была третьей). Перебросишься с ней парой-тройкой фраз, порассуждаешь вслух, и время пролетает незаметно.
- На старт марафона в Нью-Йорке вышли десятки тысяч бегунов. Это психологически давило?
- Нет, мне хорошо бежалось, легко. Болельщики по всей трассе встречали приветливо. И с погодой повезло. Правда, был сильный ветер, и в какой-то момент я подумала: "Эх, как бы меня каким-нибудь порывом не унесло!" Вешу-то всего 44 кило.
- В приметы верите?
- Когда получаю стартовый номер, стараюсь предугадать результат: от большей цифры вычитаю меньшую. На этот раз мне достался номер 23. От трех отняла два - получилась единица. Вот и вышло первое место.
- А еще во что верите?
- В хороших людей, которых в нужный момент обязательно должна встретить. Сначала встретила Сергея, который стал моим мужем. Потом тренера - Алексея Егорова. И, наконец, Владимира Ермолаева - бывшего егоровского ученика, который стал теперь преуспевающим бизнесменом. Вот Ермолаев-то и оказал мне материальную поддержку, когда я надумала в 94-м вернуться в спорт. Почему ничего не вышло после рождения первой дочери? Марафонцу питание нужно особое, а у нас зарплаты мужа едва хватало, чтобы свести концы с концами. Понятно, что не выдержала я нагрузок. Помню первый разговор с будущим спонсором Ермолаев спросил тогда: как же, дескать, она может бегать, такая худющая! Но согласился на уговоры. А потом заинтересовался, все время стимулировал премиальными.
- Если судить по выступлению в Нью-Йорке, вы могли бы замахнуться и на медаль в Сиднее?
- Что толку судить задним числом. Тем более что готовилась я выступать на "десятке", а для марафона не было достаточного объема тренировочной работы. К Нью-Йорку готовилась уже более целенаправленно. Теперь надо готовиться к следующей Олимпиаде. Там, чтобы зарезервировать место на пьедестале, нужно будет бежать в районе 2:22 - 2:23. Я загадала: если завоюю олимпийскую медаль, обязательно отдам ее Ермолаеву. Помню, подарила ему форму сборной России, сшитую к Олимпиаде в Атланте. Он был счастлив. Хотя мог бы себе купить сотню костюмов самых престижных фирм.
- Какое у вас сейчас самое большое желание?
- Посмотреть в глаза тем людям, которые в начале сезона внесли меня в категорию бесперспективных и вывели из сборной. Не нужна, дескать, Петрова России. Тогда мне было очень обидно. Ведь прерывался семилетний стаж, который дает право на пенсию и на определенные привилегии.
- После успеха в Нью-Йорке, думаю, станет вопрос о вашем возвращении. В следующем году предстоит очередной чемпионат мира...
- Теперь, когда я крепко стою на ногах, хорошенько подумаю, нужно ли мне связываться с людьми, для которых судьба человека - пустой звук. Надеюсь, что к тому времени во главе сборной России будут другие лица. И завоевывать место под солнцем можно будет в честной борьбе. Премиальные Нью-йоркского марафона - хорошее подспорье для дальнейшей работы.
- Каковы ваши планы?
- Отдыхать. Побыть домашней хозяйкой. Вообще-то я люблю готовить, фирменное блюдо - слоеный пирог. А потом снова сборы. Первый - в Кисловодске. И очередные старты, которые мне уже подбирает менеджер.
- Вас, должно быть, торжественно встретят в родной Чувашии?
- Вот уж не думаю. Это здесь, в Нью-Йорке, я чувствовала себя звездой. В шоу, куда нас пригласили, пару дней назад выступала Мадонна. На улицах все узнают, стараются пожать руку. А у нас в Чебоксарах даже олимпийскую чемпионку Егорову мало кто знает в лицо.
- Ничего, сядете за руль выигранного "понтиака" - и сразу обратите на себя всеобщее внимание.
- Нас с мужем вполне устраивает "Москвич", ключи от которого мне вручили два года назад вместе с медалью чемпионки России. За рулем Сергей, я же никак не могла получить права. Но теперь уже сам Бог велел - не будут же меня всю жизнь, как в Нью-Йорке, возить на "кадиллаке".