Газета Спорт-Экспресс № 256 (2452) от 9 ноября 2000 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Первый дивизион |
Борис ИГНАТЬЕВ
ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН - МИР СО СВОИМИ ЗАКОНАМИ
Формально зиловское "Торпедо" существует всего четыре года. За это время команда успела пройти через все эшелоны российского футбола, и вот - попала в элиту. Но на самом деле история клуба, конечно, намного богаче. Болельщики со стажем помнят таких звезд автозаводской команды, как Эдуард Стрельцов, Валерий Воронин, Валентин Иванов. Потому-то они и были счастливы, когда "Торпедо-ЗИЛ" обеспечило себе право выступать в высшем дивизионе. Удача пришла под руководством опытнейшего Бориса Игнатьева, который не так давно возглавлял сборную России.
В УСПЕХ ПОВЕРИЛ ЛИШЬ 4 НОЯБРЯ В 18.50
- Насколько трудным получился для вас минувший сезон? - с этого вопроса мы начали беседу с Игнатьевым, встретившись в его уютной квартире.
- Трудным - не то слово. Было безумно тяжело. А сколько сил у меня отнял этот год - и физических, и нервных, - даже оценить невозможно. Чемпионат в первом дивизионе сложнейший турнир, где нет возможности осмыслить происходящее, нет времени для передышки. И в Италии, и в Испании во вторых эшелонах играют раз в неделю. А у нас? Игра, через два дня на третий следующая, и только потом недельный перерыв. Да еще перелеты во все концы нашей необъятной державы. О целенаправленном тренировочном процессе можно только мечтать.
- Были моменты, когда казалось: ничего у "Торпедо" не получится?
- Ни в чем не сомневаются только глупые и упертые люди. Недовольство чем-либо было у меня постоянно - тренер, всегда и всем удовлетворенный, наверное, может заканчивать с футболом. Какое-то время у нас не было должного уровня игры, а когда она появилась, начались травмы. Настиг спад, ставший особенно заметным в двух последних матчах первого круга. Было ясно как божий день: команда просто не бежит. Соответственно не было результата. Очень кстати пришелся единственный перерыв в чемпионате. Мы, что называется, успели зализать раны, осмотреться.
- А когда вы поняли: "Торпедо-ЗИЛ" своего уже точно не упустит?
- Только 4 ноября в 18.50 по московскому времени. В этот момент прозвучал финальный свисток нашего заключительного матча - с "Жемчужиной". До этого были сомнения, даже опасения. Да и как иначе, если нам на пятки постоянно наступали - сначала "Рубин" и "Шинник", затем - одни казанцы? Мы не имели права на ошибку: как будто идешь по канату и должен смотреть только вперед. Шаг вправо, шаг влево - сорвешься в пропасть. Многие надеялись на нашу осечку - например, во время нашего сложнейшего осеннего тройного выезда. Но этого не произошло. Спасибо игрокам - они проявили себя молодцами. Напряжение не спало, даже когда нам осталось просто выиграть два последних матча дома. Только теперь начинает доходить: все позади. Мы вышли из ситуации с честью и достоинством.
- Что особенно порадовало за этот тяжелый сезон?
- Приятного было немало. Так, быстро выяснилось, что мы плодотворно поработали на сборах. В результате удачно начали чемпионат, пройдя первый выезд - Тольятти - Новотроицк - без потерь. Это вселило оптимизм: стало быть, мы на правильном пути. Но самое главное, что на каком-то этапе я осознал: эта команда действительно хочет играть в высшем дивизионе. Полагаю, любого тренера, работающего в первой лиге, гложут сомнения на сей счет. Ведь не секрет: бывают ситуации, когда люди сознательно не хотят выходить наверх, предпочитая "пересидеть" в команде классом ниже. Все это от низкого уровня интеллекта и желания довольствоваться малым. По-настоящему амбициозные люди всегда стремятся добиться большего.
- А как вы поняли, что ваши футболисты хотят в элиту?
- Это не объяснишь - такое надо прочувствовать. У нас было много бесед, встреч - мне хотелось осознать: а вдруг слова моих футболистов - только слова? К счастью, это было не так.
- И все время обходилось без конфликтов?
- Почему же? Когда в середине чемпионата случился провал, от нас - как часто бывает - кое-кто отвернулся. Но я рук опускать не собирался напротив, меня это только раззадорило. Как нельзя кстати меня поддержал и генеральный директор "ЗИЛа" Валерий Носов, сказавший: "Работай и ни о чем плохом не думал. Я плачу деньги и уверен: все будет нормально".
СВЕЖИЕ СИЛЫ ПОНАДОБЯТСЯ
- Специалисты еще перед началом чемпионата отмечали: у "Сокола" и "Торпедо-ЗИЛ" лучший подбор игроков. Эти команды и вышли в элиту. Кадры решают все?
- А где и когда было иначе? Между прочим, одна из задач первого дивизиона - подготовка футболистов для элиты. Но в других командах я что-то не увидел игроков, про которых можно было бы сказать: вот готовый человек для класса сильнейших. А, скажем, наш Смирнов, выступавший еще в союзном чемпионате, не растерял технику: он и пасом блестяще владеет, и стандартные положения исполняет, и мыслит здорово. К этому бы еще было движение - играть Смирнову по сию пору в одном из ведущих клубов.
- Сможет он в будущем году так же ярко выглядеть в высшем дивизионе?
- Время покажет. Надеюсь, что сможет.
- Одним из ведущих игроков "Торпедо-ЗИЛ" еще недавно считался реактивный крайний хавбек Семенов. Что-то он давненько не выходил на поле.
- Семенов заболел и из-за этого не участвовал в последних играх.
- Он останется в команде?
- Окончательное решение еще не принято.
- Наверное, вы можете быть довольны всеми линиями, кроме нападения.
- Конечно, от форвардов я ждал большего. Мало у них было страсти, творческого порыва. Они могут и должны играть лучше.
- В межсезонье команду ждут серьезные изменения?
- Конкретно говорить пока рано, но понятно, что укрепляться нам надо серьезно. Безусловно, у футболистов, составляющих костяк команды, есть возможности выйти на более высокий уровень. Но и свежие силы необходимы.
ДВА "ТОРПЕДО"? НИЧЕГО СТРАШНОГО
- Какие задачи будут стоять перед "Торпедо-ЗИЛ" в высшем дивизионе?
- Цели определяет руководство клуба. Думаю, они будут реальными - с учетом наших возможностей.
- Но вряд ли задача будет звучать банально для новичка: остаться в элите?
- Наш президент - человек амбициозный.
- Каковы все же перспективы зиловцев в высшем дивизионе?
- Чтобы играть в футбол на определенном уровне, нужно выполнение трех условий. Первое - материальная база. Второе - футболисты. Наконец, третье - тренерский состав. По пункту один: с учетом значимости футбола для завода, для Южного округа Москвы, надеюсь, все будет сделано для выполнения пункта два. А уж пункт три постарается (смеется). Все наконец вернулось на круги своя: такой завод-гигант, как "ЗИЛ", не может жить без хорошей команды. В свое время ее потеряли люди, не понимавшие значимости "Торпедо", безликие люди. Слава богу, Носов - сильный человек, понимающий футбол, страстный болельщик и великолепный организатор. Это же надо: за четыре сезона мы из третьей лиги добрались до высшего дивизиона. По-моему, в истории такого еще не было.
- Теперь в высшем дивизионе два "Торпедо" - зиловское и лужниковское. Смогут они, что называется, мирно сосуществовать?
- Слишком много разговоров ходит по этому поводу. Я не понимаю тех, кто говорит: это "Торпедо" - настоящее, а это нет. Но ведь есть несколько клубов под названием "Локомотив", "Динамо", "Спартак". Каждый клуб идет своим путем и решает свои задачи. Нет смысла их искусственно сталкивать.
- Тем не менее многие уже сейчас предполагают: игры двух "Торпедо" будут особенно принципиальны.
- Я не вижу для этого оснований. Мне не менее интересным и интригующим видится противостояние с "Локомотивом", "Спартаком", "Динамо", другими сильными и амбициозными командами.
ТРУДНО ЧЕМ-ТО УДИВИТЬ, НО...
- Как вы относитесь к тому, что Москва теперь в высшем дивизионе представлена шестью клубами?
- Вполне нормально. В спорте побеждают сильнейшие. Если у шести московских команд лучше развита инфраструктура, выше материальные возможности, продуктивнее работают школы, то сложившаяся табель о рангах вполне справедлива. Столица - законодательница мод в российском футболе. Но кто не дает добиваться успеха провинциальным клубам?
- В Москву квалифицированного игрока заманить проще?
- Что ж, человек ищет, где лучше. Но если на периферии вместо создания собственных условий, будут рассказывать о том, как плохо, что в Москве много хороших команд, ничего путного там не добьются. В Новороссийске же создали условия - и туда поехали люди, в том числе выступавшие в Москве. Чем не повод для подражания?
- В будущем году Борис Игнатьев - при его-то опыте впервые будет работать главным тренером команды высшего российского дивизиона.
- Меня трудно чем-то удивить. Повидал я многое, работал и в Саудовской Аравии, и в ОАЭ, и в Ираке. Сборную России тренировал. Да мало ли чего еще было. Могу сказать, что футбол одинаков везде: 11 человек против 11 и двое ворот.
- Не нравится, что вас называют дебютантом?
- Пусть называют как хотят. Помню, говорили: как он будет работать в первом дивизионе, не зная, что это такое. Мне было смешно. И где сейчас люди, говорившие все это? А моя команда - в высшей лиге.
- Но вы неоднократно нелицеприятно отзывались о турнире в первом дивизионе.
- И было отчего. Проработав 24 года в федерации футбола, я, как выяснилось, не знал многих вещей. За два сезона в первом дивизионе я заново учился жить в футболе, узнавать тонкости этой мудрой игры. Можно сказать, это были мои университеты. Оказывается, у нас образовался клан людей, овладевших профессией, которая никогда не была востребована, скажем, в итальянском футболе. Эти люди встречают и ублажают судей, перепродают игроков. Много можно говорить о нравах первого дивизиона. Но развивать эту тему не очень-то хочется. Могу лишь констатировать: первый дивизион отдельный мир со своими, давно устоявшимися законами.
Максим КВЯТКОВСКИЙ