Газета Спорт-Экспресс № 235 (2431) от 13 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

13 октября 2000

13 октября 2000 | Велоспорт

ВЕЛОСПОРТ

Александр КУЗНЕЦОВ

ЕКИМОВУ ПОВЕЗЛО: ОН СТАРТОВАЛ РАНЬШЕ ФАВОРИТОВ

Профессиональные велосипедисты - народ крайне занятой. Поэтому олимпийского чемпиона Вячеслава Екимова миновала сколь почетная, столь и выматывающая участь прочих героев Сиднея: бесконечные приемы, презентации, пресс-конференции... Из Австралии он вместе со своим тренером Александром Кузнецовым направился прямиком на постоянное место жительства - в Барселону. А оттуда почти сразу - в Москву, чтобы успеть на чествование олимпийцев в Кремль (без праздничной суеты все-таки не обошлось). Но не успели: застряли из-за тумана на пересадке в Цюрихе. Вечером того же дня, когда удалось дозвониться до Кузнецова по мобильному, я услышала:

- Мы со Славой сидим в самолете - снова летим в Барселону. Позвоните вечером, поговорим спокойно.

Спокойно не получилось. Лайнер приземлился в Испании, когда в Москве была глухая ночь. На просьбу не откладывать беседу на еще более позднее время тренер сказал: "Тогда через 20 минут. Как раз успеем выйти из самолета и пересесть в машину, которая повезет нас во Францию. По дороге я и отвечу на ваши вопросы".

- Почему вы так рано улетели из Сиднея и сейчас - из Москвы?

- Нужно готовиться к чемпионату мира (ЧМ по трековым гонкам пройдет в Манчестере 25-29 октября. - Е.В.). А что касается Сиднея, то ребята-трековики из-за неудачного выступления в слишком минорном состоянии были.

- Вы уже успели понять причину столь неважных результатов?

- Завалили этап шоссейной подготовки. В России гонок на шоссе практически нет, а за границей наши велосипедисты не всегда могут пробиться на них в своих командах. Да и в Австралии в самом конце подготовки к Играм дела не заладились: приехали на сбор в Аделаиду, а там оказалось несколько прохладнее, чем мы рассчитывали. Сбор-то запланировали задолго до Игр - во время прошлогодней предолимпийской недели в декабре. Как-то не пришло в голову, что в сентябре в Австралии значительно холоднее.

- Неужели это так важно?

- Приходилось тренироваться на треке в комбинезонах, а в них очень сложно набирать скорость. Поэтому полноценных занятий не получилось. Провели же мы в Аделаиде больше 10 дней.

- Если честно, вы думали, что Екимов сможет не только побороться за олимпийское золото, но и выиграть его?

- Я видел, как Слава настраивался на Игры. Очень серьезно. И его состояние по мере приближения старта все время улучшалось. Помогла и групповая гонка: организм "прокачался", а трех дней до "разделки" хватило, чтобы отдохнуть.

- Что вы обычно говорите своему подопечному перед стартом?

- Что он должен постараться максимально реализовать то, на что готов. Тогда, чем бы ни закончилась гонка, можно сказать себе со спокойной совестью: "Я сделал все, что мог". Планировать заранее какую-то медаль бессмысленно. Ведь пока не дан старт, ни один спортсмен не способен точно сказать, насколько хороши соперники. Славе, безусловно, повезло в том, что он ехал впереди всех основных конкурентов.

- Но ведь считается, что в разделке преимущество всегда на стороне того, кто стартует позже.

- Да, но только не на Олимпийских играх. На них первому нужно просто выкладываться на всю катушку. А вот тем, кто сзади, приходится держать в голове чужие графики, по ходу перестраивать свою езду. Это сбивает настрой, добавляет стресса. Так что нам, можно сказать, повезло. Окажись Слава в замыкающей группе, неизвестно, как бы все обернулось.

- Когда вы поняли, что Екимов победил?

- Когда последний гонщик пересек линию финиша.

- А если честно?

- В принципе, я уже после второго круга видел, что у Армстронга нарастает отставание. И, значит, Слава, скорее всего, не окажется ниже второго места. А когда перед финишем показался Ульрих, было очевидно, что и он не вписывается в екимовский график.

- Трасса вам понравилась?

- Я бы сказал, что она вообще сделана "под Екимова". Он техничный и очень аэродинамичный гонщик. Судьбу медали, думаю, и решили эти качества в совокупности. 7 секунд, которые он выиграл в, по сути, часовой гонке, - это очень мало. Хотя история знает случаи, когда в трековых командных гонках на чемпионатах мира первое и второе места разделяли тысячные доли секунды.

- Надеюсь, вы простите представителю водных видов спорта полное велосипедное дилетантство: мне всегда казалось, что трек и шоссе - это несколько разные вещи. Но Екимов в Сеуле взял золото в командной трековой гонке преследования, а в Сиднее блестяще проявил себя на шоссе. Он, часом, не собирается стартовать в Манчестере?

- Нет. У Славы есть определенные обязательства перед своей командой. Но могу сказать совершенно определенно, что будущее каждого трековика - все-таки шоссе. Потому что именно на нем можно заработать хорошие деньги.

- Но не в России?

- К сожалению. Из тех, кто продолжает выступать дома, сейчас нельзя скомпоновать хотя бы одну нормальную команду. Нет условий. Если бы не фирма "Итера", которая очень помогает мне и моим молодым гонщикам, о российском велоспорте можно было бы надолго забыть. Не всем ведь удается найти хороший контракт на Западе.

- Насколько финансово гарантировано будущее Екимова?

- Вполне. Хотя долгосрочный контракт со своей командой (Вячеслав выступает за американскую группу "Ю. Эс. Постал" вместе с Лэнсом Армстронгом. - Е.В.) он предпочитает не заключать. Максимум на год. И, соответственно, ежегодно продлевает его.

- Более длительный срок не устраивает хозяев или Екимова?

- Как показывает практика, это - оптимальный срок. Спортсмен чувствует, что не обременит хозяев даже в том случае, если вдруг начнет показывать не очень высокие результаты, и в то же время у него развязаны руки.

- А вдруг, не дай бог, травма?

- На этот случай есть страховка.

- Почему вы снова уезжаете из Испании?

- Сбор, который мы планировали провести в Валенсии, сорвался. Там в декабре должен пройти чемпионат Европы по плаванию в 25-метровом бассейне, который именно сейчас начали собирать и устанавливать прямо на треке. Как видите, у наших с вами видов спорта гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ