Газета Спорт-Экспресс № 231 (2427) от 9 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

10 октября 2000

10 октября 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

ПОСЛЕ НОКАУТА

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

Я не знаю, как сейчас, а в союзные времена боксеру после нокаута в течение полугода категорически запрещалось выходить на ринг. Если бы это правило распространялось на современный российский футбол, то уж по крайней мере до начала следующего сезона мы не должны были с вами увидеть на поле ни ЦСКА, ни "Динамо", ни "Торпедо", ни "Аланию", которые были нокаутированы датчанами, норвежцами, швейцарцами и поляками на первой же стадии Кубка УЕФА.

Причем футболисты ЦСКА настолько близко приняли это фиаско к сердцу, что через несколько дней уступили владикавказцам, хотя те вроде бы за столь короткий срок тоже не должны были прийти в себя. Как и динамовцы с торпедовцами, которые, как ни странно, в последнем туре внутреннего чемпионата тоже одержали победы. Объясняя причины поражения во Владикавказе, главный тренер ЦСКА Павел Садырин честно признался: "Мы рассчитывали пройти дальше в Кубке УЕФА, но проиграли "Виборгу", и это сильно повлияло на футболистов в психологическом плане - они очень переживают неудачу". Видимо, Валерий Газзаев, Виталий Шевченко и Александр Аверьянов особенно не тешили себя надеждами на выход в 1/32 финала, и потому их подопечные довольно быстро по сравнению с легкоранимыми армейцами сумели взять себя в руки. Не случайно же Газзаев откровенно сказал, что его команде пока рано выступать на таком уровне, имея в виду еврокубки.

А может быть, вообще черт с ними - с этими Кубками! Тем более что, по подсчетам президента ПФЛ и генерального директора динамовского клуба Николая Толстых, обнародованным в моем присутствии на расширенном совете Лиги еще четыре года назад, "с ними (имеется в виду Кубок Интертото, Кубок кубков и Кубок УЕФА. - Прим. Л.Т.) только одни растраты, а прибыли никакой". А какому риску подвергаешь себя с точки зрения репутации клуба, когда выходишь на старт подобного международного турнира! Где гарантия, что нас не выбьет из числа его участников представитель Мальты, Люксембурга или Лихтенштейна? Ведь, как верно и глубокомысленно заметил недавно помощник Юрия Семина в московском "Локомотиве" Владимир Эштреков, футбол - это игра. И все журналисты, находившиеся в пресс-центре, про себя его мысль продолжили: "А в игре всякое случается". Надо ли еще как-нибудь объяснять перепады в игре "Локомотива", делегированного турецким "Бешикташем" в компанию соискателей Кубка УЕФА и успевшего обнаружить, что болгарский "Нефтохимик" все-таки еще не созрел, как и четыре наших клуба, для выхода во второй круг престижных соревнований? Кстати, здорово все-таки, что "Локомотив" одолел команду болгарского филиала нашего "ЛУКОЙЛА". Железнодорожникам это должно быть вдвойне приятно, ибо с надписью "ЛУКОЙЛ" на груди выходят их главные конкуренты в споре за золотые медали чемпионата страны - спартаковцы.

К слову сказать, именно последние доставили всем нам истинное наслаждение, превратив в Лужниках диких лиссабонских "львов" в ручных котят. Своеобразно порадовался этой победе команды Романцева его коллега Садырин: "Дай Бог, "Спартак" благодаря бразильцам как-то ковыряется. А не будет их - "Спартаку" плохо придется". Согласен. Спартаковцам действительно сильно повезло, что герой лужниковского матча Маркао пока так мало сыграл в чемпионате России с посредственными клубами и не успел растренироваться, утерять навык борьбы и утолить жажду гола.

А чтобы подобные качества вернулись к остальным игрокам команды, им, видимо, необходимо матчи внутреннего первенства проводить вдесятером. Только при этом условии они смогут научиться выкладываться до конца не в течение получаса или 45 минут, а всех 90. Как показывает практика, если у "Спартака" на одного игрока меньше, чем у соперника - даже такого грозного, как "Черноморец", он не оставляет новороссийцам никаких шансов избежать разгрома. А ведь речь идет о пятой на день матча команде нашего чемпионата, играющей в домашних стенах да еще старающейся изо всех сил преподнести подарок ко дню рождения Анатолию Байдачному. Главному тренеру новороссийцев, по его собственному признанию, испортил именины нападающий Коваленко, в преддверии матча пропавший на два дня, а впоследствии - на 61-й минуте - неожиданно появившийся на поле. Понятно, с разрешения тренера, чего тот не может себе простить до сих пор: дескать, и зачем я этого Коваленко при равном счете в бой бросил?

А я догадываюсь почему - бросать-то туда было особенно некого. Ну, хоть убейся, а не хватает у нас профессиональных футболистов - да и тренеров тоже - на 16 клубов высшего дивизиона, 20 первого и 110 второго. Если эти цифры сложить, то получится, что у нас 146 клубов - в два раза больше, чем во Франции. Конечно, нашу необъятную Россию даже как-то неловко с Францией сравнивать - ее-то за семь часов из одного конца в другой можно пересечь. Естественно, у нас и народу больше, и желающих играть в футбол, и тренировать за деньги - тоже. Но, узнай об этом дотошные французы, они бы наверняка поинтересовались: а откуда при вашей-то бедности находится капитал для тех, кто бесплатно играть и тренировать не хочет? Мол, мы-то побогаче будем и футбол любим не меньше вас, а не распыляемся.

И на самом деле прижимистые французы дошли до того, что ввели ограничения в зарплате игроков во всех лигах - чтобы никто в долг не жил и никто часом не разорился. Причем в первой лиге потолок выше, чем во второй, а во второй - чем в третьей. И, конечно, каждый стремится подняться по этой лестнице вверх. Вот такая пирамида, у подножия которой - сотни любительских команд, а на вершине - национальная сборная, за которую сыграть считает за честь каждый француз.

Но нам французы - не указ: пусть они и чемпионы мира-98, и чемпионы Европы-2000. Но тогда хотя бы из патриотических соображений вернемся в союзные времена - у нас ведь тогда аналогичная пирамида существовала. Представьте себе, на весь Союз два профессиональных класса - "А" и "Б", разбитые на несколько зон по территориальному принципу. Все остальные оставались коллективами физкультуры, где тебя в лучшем случае могли в день игры от станка освободить. Трудно вообразить, какой была конкуренция и какие прекрасные игроки составляли элиту отечественного футбола, которую подпирала талантливая молодежь из второго эшелона, и при этом никто не уезжал за границу по той простой причине, что никого не отпускали! И весь цвет нашего футбольного общества оставался в стране. Стоит ли удивляться, что сборная СССР выиграла Кубок Европы и Олимпийские игры.

Предвижу возражения: только не сравнивайте возможности нашего российского футбола с теми, которыми располагал союзный с его 15 союзными республиками. Но вот парадокс: в 1991 году в последнем чемпионате Союза в высшей лиге выступало 16 команд, в первой - 22. А год спустя в первом осиротевшем российском первенстве в высшей лиге стартовало 20 клубов, а в первой - с ума можно сойти! - 52. И это при том, что сохранилась вторая лига с бесконечным множеством оплачиваемых команд. Господи, да откуда же в России в один миг столько футбольных профессионалов обнаружилось?! Ведь между тем, что ты играешь и тренируешь за деньги, и умением играть и тренировать - огромная разница. В этом мы на собственной шкуре уже убедились, загнав наш российский футбол в тупик, по сути, с первого дня его существования и до сегодняшнего упрямо не желая искать из него выход.

А выход из тупика, как известно, один: надо вернуться назад и пойти по другому, уже апробированному пути. И когда мы перестанем гнаться за количеством, а сделаем ставку на качество, уверен, в острой конкуренции будут рождаться одаренные игроки, интересные мобильные команды, которые будут тренировать талантливые специалисты. Талантливые и воспитанные. Такие, как, например, Борис Андреевич Аркадьев, который к игрокам обращался на "вы", исключительно по имени-отчеству, снимал перед ними шляпу, признавая свои ошибки, и не позволял себе нецензурной брани. (Его сегодняшние наследники до того распустились, что даже на пресс-конференциях в присутствии представительниц слабого пола не гнушаются резкими словечками, которые газеты не публикуют, а радио и телевидение заглушают.) Уж Аркадьев ни при каких обстоятельствах не осмелился бы говорить о своих подопечных, как, скажем, Садырин: любители с голой ж...

Между прочим, по тем временам футболисты ЦДКА получали гораздо меньше, чем ЦСКА по нынешним. Те подолгу жили в арендованных квартирах, а машины были только у Федотова и Боброва. А уж о бесконечных заграничных сборах в идеальных условиях армейцы и не мечтали. Тем не менее команда лейтенантов стала легендой отечественного футбола, трижды подряд выиграв чемпионат страны.

Правда, по мнению ведущих российских тренеров, нашим клубам на международной арене ни прежде, ни сегодня ничего не светит. Все соревнования, считают они, выигрывают только богатые - и в мире, и в Европе, и на клубном уровне, и на уровне сборных. А вот, например, первый капитан российской сборной Станислав Черчесов и нынешний - Виктор Онопко считают несколько иначе. "В любом матче все решает мастерство. И личности, которые способны его продемонстрировать в экстремальных условиях", - говорит Черчесов. "Исход кубковых международных матчей прежде всего зависит от желания и настроя на игру. Даже "звездам" можно навязать такую борьбу, какую они не в состоянии выдержать. Словом, побеждает тот, кто больше этого хочет", - полагает Онопко.

К подобным оптимистическим выводам давным-давно пришел Валерий Лобановский. Иначе ему не удалось бы в 1975 году привести киевское "Динамо" к Кубку кубков. Любопытно, что в середине 70-х за полтора сезона динамовцы четыре раза в рамках Суперкубка (его они тоже завоевали) и Кубка чемпионов встречались с "Баварией" и трижды победили. При том что получка у Беккенбауэра, Герда Мюллера, Майера, Брайтнера, Румменигге и Шварценбека и их партнеров была раз в сто круче, чем у Блохина, Буряка, Мунтяна, Веремеева, Рудакова, Колотова и их товарищей по команде. Но это, как видите, вовсе не отразилось на затяжном противоборстве мюнхенцев с киевлянами.

"Если в премиальных мы, конечно же, уступали баварцам, - смешно даже сравнивать! - то в мастерстве и силе духа - ни в коей мере, - вспоминает Леонид Буряк. - И вообще чем мощнее был наш соперник, тем лучше играла наша команда. Каждый из нас настолько выкладывался на поле, настолько точно знал свой маневр и настолько точно выполнял его, что даже арбитр, не испытывавший особых симпатий к "Динамо", не мог лишить нас победы".

Напомню, что та же самая участь, что и немцев, постигла спустя 11 лет во встрече с киевлянами и состоятельных молодых людей из мадридского "Атлетико", в чьи ворота в финале Кубка кубков после ударов скромно оплачиваемых, по европейским футбольным меркам, Евтушенко, Заварова и Блохина влетели три безответных мяча.

Не менее яркий пример подтверждения того, что в большом футболе далеко не все решают большие деньги, связан с феноменальным выступлением тбилисского "Динамо" в розыгрыше Кубка кубков 1980-1981 годов. После победы над английским "Вест Хэмом" на пути грузинского клуба оказался голландский "Фейеноорд". Проиграв в Тбилиси - 0:3, роттердамцы с откровенной помощью австрийского арбитра Вернера пытались убрать с дистанции команду Нодара Ахалкаци, но больше двух мячей на своем поле они забить все равно не смогли. И когда сегодня я знакомлюсь с рассказами ведущих российских тренеров о судейской предвзятости и сложностях в комплектовании, то на память приходит тот матч в Роттердаме, в котором команду, состоявшую из футболистов, выросших исключительно в маленькой Грузии, невозможно было сломить ни соперникам, ни потерявшему всякую совесть служителю Фемиды. (Вернер не засчитал два "чистых" гола, забитых тбилисцами, не назначил пенальти в ворота "Фейеноорда" и зафиксировал гол в ворота динамовцев, забитый из "вне игры".) "Мы бы месяц не показались на улице, если бы не вышли в финал, а там не одолели "Карл Цейс", - признался мне много лет назад один из героев ключевого матча Владимир Гуцаев.

Если мои аргументы в пользу бедных вас все равно не слишком убедили, то напомню, что тот же Кубок кубков в 1974 году выиграл "Магдебург" (ГДР), в полуфинале взявший верх над лиссабонским "Спортингом" (1:1 в гостях и 2:1 дома), а в финале - страшно даже подумать! - над "Миланом" да еще со счетом 2:0. А в истории Кубка чемпионов можно без труда обнаружить пример полнейшего неуважения к богатым клубам, которое проявили в 1986 году солдаты из бухарестской "Стяуа", чьими соперниками на последних двух этапах были "Барселона" и "Андерлехт". Ну а через пять лет уже армейцам из белградской "Црвены Звезды" оказались по зубами и "Глазго Рейнджерс", и "Бавария", и марсельский "Олимпик", которого тогдашний президент Бернар Тапи сделал одним из самых могучих в финансовом отношении клубов мира.

Не берусь судить, насколько обеспеченными были британские профессиональные команды 55 лет назад, но то, что в этом отношении они намного превосходили московских динамовцев, бесспорно. И тем не менее популярнейший комментатор того времени Вадим Синявский не сомневался в успешном турне бело-голубых по городам и весям Туманного Альбиона. "Эти лондонцы увидят зрелище!" - восклицал он с другого конца Европы. И ведь действительно увидели! И потому потрясающая игра динамовцев приводила в восторг родоначальников футбола - англичан, многие из которых вернулись со "второго фронта".

Да, так уж случилось, что, разгромив общего с союзными войсками врага, британцы гораздо благополучнее, нежели наши ветераны-победители, дожили или доживают послевоенный период жизни. И когда сегодня до меня доносятся голоса беспомощных руководителей российских клубов, что они, мол, нуждаются в льготах со стороны государства, я задумываюсь о стариках и их внуках, об учителях и врачах, о школах и больницах. Задумываюсь о родителях и детях, которых разбросала судьба по разным концам страны, и из-за колоссальных на фоне зарплаты цен на железнодорожный и авиатранспорт им, возможно, никогда уже не суждено будет увидеть друг друга. Что это в сравнении с тем, что российский футболист-профессионал, через раз попадающий по мячу, или тренер, ничего не выигравший в Европе и мире, получат свои "зеленые" на день или неделю позже и не в таком количестве, как Зидан, Фигу, Роберто Карлос, Фергюсон, Липпи и Хитцфельд.

Побойтесь Бога - не просите милостыню у далеко не самого преуспевающего на земле государства, погрязшего в долгах, как в шелках. Если уж назвали себя профессиональным клубом - пораскиньте мозгами, позаимствуйте опыт у западных старожилов, как повернуть к себе лицом финансовых олигархов. Словом, научитесь зарабатывать деньги сами. А если не получится - переквалифицируйтесь... Нет, не в управдомы. Как сказал поэт, "все работы хороши - выбирай на вкус". Только руководите, тренируйте и играйте уже на общественных началах. Так по крайней мере будет честнее по отношению к своему народу.

P.S. Хочу извиниться перед читателями за то, что эта публикация не появилась раньше - сразу же после провального выступления наших ведущих клубов на старте Кубка УЕФА. Но, признаться откровенно, оно и меня самого повергло в глубокий нокаут, выйти из которого было не так-то просто.