Газета Спорт-Экспресс № 222 (2418) от 28 сентября 2000 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 18

29 сентября 2000

29 сентября 2000 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Пятнадцатый этап. ГРАН-ПРИ США

НА 26-М КРУГЕ ШУМАХЕР ВЫШЕЛ
В ЛИДЕРЫ ЧЕМПИОНАТА

Возвращение "Больших призов" в США ознаменовалось двойной победой "Феррари". После 26-го круга, на котором взорвался мотор на "Макларене" лидера 51-го чемпионата мира Мики Хаккинена, гонка для его ближайшего преследователя, премьера "Феррари" Михаэля Шумахера превратилась в туристическую поездку. Без малейшего напряжения немец завершил свой победный круиз по знаменитому треку Индианаполиса и вернул себе первое место в общем зачете, которое он уступил финну полтора месяца назад. Успех напарника разделил второй пилот Скудерии Рубенс Баррикелло: благодаря их воскресному дублю "Феррари" вновь вырвалась вперед и в Кубке конструкторов, опережая "Макларен"на 10 очков.

Первый после 9-летнего перерыва "Гран-при США" оказался столь же невыразительным, как и предшествовавшая ему квалификация. Причину этого назвать трудно. Лежащее на поверхности объяснение: мол, незнакомая трасса и так далее, не подходит. Вспомните хотя бы, какой потрясающей получилась дебютная гонка на австрийском А1-ринге! А на сделанном с чисто американским размахом треке в Индианаполисе хрупкие болиды "Формулы-1" просто-напросто терялись. Как терялось и ощущение скорости - едва ли не главная составляющая привлекательности "Больших призов". Очень обидно, что один из трех решающих в борьбе за чемпионство этапов пришелся на Штаты. Вместо очередного восклицательного знака - какое-то блеклое пятно... Как ни крути, а "Формула-1" - изобретение сугубо европейское - в Штатах остается инородным телом. И этого впечатления не скрасила даже 200-тысячная аудитория на трибунах "старой кирпичницы". Вины гонщиков в этом нет. Наверное, они и сами не поняли, почему столь разрекламированный американский этап не отличался зрелищностью.

Описание американской гонки вполне укладывается в пару абзацев. Эмоции вызвал момент старта, а именно - срыв с колодок, как говорят легкоатлеты, Дэвида Култхарда. Любопытен был и длившийся полтора круга фехтовальный поединок шотландца, защищавшего первую позицию, с немцем, ее атаковавшего. Далее следуют 10-секундный пенальти Дэвида за джамп-старт, взрыв мотора на машине Хаккинена, неумолимо сокращавшего отставание от Шумахера, и... Пожалуй, это все. Ни прорыв в очковую зону второго пилота "Макларена", отброшенного назад не только пенальти, но и поздним пит-стопом, ни восхождение к серебряному месту на подиуме второго пилота "Феррари" Рубенса Баррикелло, поймавшего ритм гонки лишь во второй ее половине, особой зрелищностью не отличались. Словом, ординарный получился этап, каковых на финише сезона вроде бы быть не должно...

После схода Хаккинена положение Шумахера было настолько неуязвимым, что даже разворот его машины кругов за 5 до финиша не показался чем-то опасным. Так, досадное недоразумение. Что подтвердил сам Михаэль: "В предельной концентрации внимания не было никакой необходимости, я расслабился и зацепил колесами траву. Команда постоянно твердила мне по радио: "Медленнее, медленнее!", вот я и ехал все медленнее и медленнее. Правда, после разворота меня немедленно попросили сосредоточиться, на что я ответил: "Спокойно, я уже не сплю". 8 очков преимущества - это хорошо, хотя и недостаточно для того, чтобы почивать на лаврах. В победу в чемпионате я поверю только на следующий день после того, как одержу ее".

Предельно разочарованным покидал Индианаполис Хаккинен, утративший такой кровью давшееся ему лидерство в чемпионате. Накануне финн сказал: "Если я хочу в третий раз стать чемпионом мира, то не имею права в трех оставшихся гонках совершить хотя бы одну ошибку". Взрыв мотора на 26-м круге трудно назвать ошибкой, это, скорее, несчастный случай, жертвой которого Хаккинен не был ровно полгода - в предыдущий раз он получил "баранку" в Сан-Паулу. "Что стало причиной пожара в двигателе, сказать не берусь, - печально констатировал Мика. - Не случись этого, думаю, мог бы выиграть. Я поймал нужный ритм, без помарок проходил все отрезки трассы - и вдруг шлейф дыма". В тот момент, когда "Мерседес" подвел своего седока, Хаккинен отставал от возглавлявшего гонку Шумахера менее чем на 4 секунды и проходил круги почти на секунду быстрее того...

Судьба явно за что-то рассердилась на "Макларен". Это стало ясно во время старта, когда стоявший на второй линии "Макларен" Култхарда дернулся с места до того, как погасла последняя шеренга светофора. "Я знал, что совершил фальстарт и что скоро последует наказание, - подчеркнул шотландец. - Старт - страшно нервное дело, потому что ты пытаешься предугадать нужное мгновение, и ошибки здесь случаются сплошь и рядом. Правда, мне показалось, что на этот раз светофор сработал с некоторой задержкой, однако правила есть правила". 10-секундный пенальти "стоп-энд-гоу" последовал на 13-м круге, после чего Дэвид вернулся на трассу 16-м. К 40-му кругу он был уже пятым - частично за счет собственной езды, частично за счет сходов и пит-стопов шедших впереди конкурентов. На этом месте он и финишировал.

Но еще до штрафного пит-стопа был момент, который на любой другой трассе заставил бы фанатов биться в истерике. Зная, что приближается наказание, Култхард резко сбросил скорость и дал догнать себя Шумахеру, одновременно позволив ехавшему третьим Хаккинену оказаться точно в кильватере немца. Дэвид продержал Михаэля у себя на заднем спойлере полтора круга, и тот смог выйти в лидеры в начале 7-го круга. "Вообще-то, этого можно было ожидать, - говорит Шумахер. - Его ждал пенальти, и он дал своему партнеру возможность вплотную приблизиться ко мне. Они - команда, и в таком маневре нет ничего предосудительного. Однако, по-моему, защищался Дэвид несколько более агрессивно, чем нужно. Он ведь уже не участвует в чемпионской гонке, но тем не менее пару раз вынудил меня рисковать и даже подтолкнул!"

Усилия Култхарда оказались напрасными. "Феррари" вновь вырвалась вперед: 8 очков преимущества в личном зачете и 10 в командном за две гонки до финиша - это уже серьезно. Вряд ли "Макларену" удастся вновь, как в прошлом и позапрошлом годах, отыграть такой гандикап.

Ольга ЛИНДЕ

51-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". 15-й этап. "Гран-при США". 24 сентября. Индианаполис. 306,250 км (73 круга по 4195 м). 1. Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - 1:36.30,883 (средняя скорость - 190,229 км/ч). 2. Рубенс Баррикелло (Бразилия, "Феррари") - 1:36.43,001. 3. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Джордан Мюген/Хонда") - 1:36.48,251. 4. Жак Вильнев (Канада, "БАР-Хонда") - 1:36.48,818. 5. Дэвид Култхард (Шотландия, "Макларен-Мерседес") - 1:36.59,696. 6. Риккардо Зонта (Бразилия, "БАР-Хонда") - 1:37.22,577. 7. Эдди Ирвин (Ирландия, "Ягуар-Форд") - 1:37.41,998. 8. Педро Паулу Диниц (Бразилия, "Заубер-Петронас") - отставание 1 круг. 9. Ник Хайдфельд (Германия, "Прост-Пежо") - 1 круг. 10. Александр Вурц (Австрия, "Бенеттон-Супертек") - 1 круг. 11. Джонни Херберт (Великобритания, "Ягуар-Форд") - 1 круг. 12. Марк Хене (Испания, "МинардиФорд") - 1 круг.

Быстрейший круг в гонке: 1.14,711 (40-й) - Култхард.

Сходы. Жан Алези (Франция, "Прост-Пежо") - 65-й круг. Гастон Маццакане (Аргентина, "Минарди-Форд") - 60-й. Ральф Шумахер (Германия, "Уильямс-БМВ") - 59-й. Педро Де Ла Роса (Испания, "Минарди-Форд") - 46-й. Джанкарло Физикелла (Италия, "Бенеттон-Супертек") - 45-й. Йос Ферстаппен (Голландия, "Эрроуз-Супертек") - 35-й. Мика Хаккинен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 26-й. Мика Сало (Финляндия, "Заубер-Петронас") - 19-й. Дженсон Баттон (Великобритания, "Уильямс-БМВ") - 15-й. Ярно Трулли (Италия, "Джордан-Мюген/Хонда") - 13-й.

Чемпионат мира. 1. Михаэль Шумахер - 88. 2. Хаккинен - 80. 3. Култхард - 63.4. Баррикелло - 55. 5. Ральф Шумахер - 24. 6. Физикелла - 18. 7. Вильнев - 14. 8. Френтцен - 11. 9. Баттон - 10. 10 - 11. Трулли и Сало - по 6. 12. Ферстаппен - 5. 13 - 14. Ирвин и Зонта - по 3. 14 - 15. Вурц и Де Ла Роса - по 2.

Кубок конструкторов. 1. "Феррари" - 143. 2. "Макларен" - 133. 3. "Уильямс" - 34. 4. "Бенеттон" - 20. 5 - 6. "Джордан" и БАР - по 17. 7. "Эрроуз" - 7. 8. "Заубер" - 6. 9. "Ягуар" - 3.