Газета Спорт-Экспресс № 213 (2409) от 18 сентября 2000 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3
ОЛИМПИЗМ |
СИДНЕЙ-2000 |
ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ, ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА!
В ЭТОМ МИРЕ ТАК МНОГО УДИВИТЕЛЬНОГО.
Игорь РАБИНЕР
из Сиднея
О ПОЛЬЗЕ РАЗЛУКИ С ФУТБОЛОМ
Сначала - необходимое предисловие. В обычной, неолимпийской жизни я пишу о футболе. Быть футбольным журналистом интересно и вроде как престижно: все-таки это спорт номер один. То, что ты к нему причастен, не скрою, льстит честолюбию.
Только вот наши футболисты в Сидней не попали, и потому здесь мне поневоле приходится расширять свой спортивный кругозор. Отчего, поверьте, я получаю огромное удовольствие. Дело не только в том, что неинтересных видов спорта просто нет. Привыкнув к высокомерно-капризной манере общения большинства наших футболистов, я теперь с немалой опаской подхожу к знаменитостям - Немову, Приваловой или Лаврову. И каждый раз убеждаюсь, что страхи напрасны. Эти люди, добившиеся успехов, которые не снились даже лучшим нашим футболистам, удивительно просты, доброжелательны и "незвездны". О заносчивости нет и речи, они в высшей степени приятные собеседники. И еще обладают той внутренней культурой, которая позволяет, а иногда и заставляет, не выплескивать эмоции.
Поэтому совет тем, кто признает только футбол: друзья, раскройте глаза пошире. В мире столько удивительных видов спорта!
РАВНЕНИЕ НА СКАНАКЕРА
Ну а теперь к делу. В субботу спозаранку по заданию редакции я, кляня весь белый свет, отправился черт-те куда - на стрельбище в Cecil Park, расположенный в полутора часах езды от Сиднея. Отправился для того, чтобы живописать вероятную первую российскую медаль - может быть, даже золотую. Увы, не повезло. В обеих дисциплинах - и в женской пневматической винтовке, и в мужском пистолете - мы получили две дырки от бублика - четвертые места. То же самое произошло и на следующий день в женском пистолете. Обиднее результата, наверное, и быть не может: трижды медали подразнили нас своим блеском и в последний момент сделали ручкой.
Полагаете, я нуждаюсь в сочувствии после столь долгой и безрезультатной поездки на непопулярный вид спорта? Да ни в коем случае! На стрельбище стоило съездить хотя бы для того, чтобы часок пообщаться с президентом Стрелкового союза России, а когда-то старшим тренером сборных по стрельбе и биатлону, кавалером Олимпийского ордена Евгением Поликаниным (Игры в Сиднее для него - 11-е!). И узнать от него, например, что легендарный шведский стрелок Рагнар Сканакер, чемпион мюнхенской Олимпиады-72, спустя 20 лет в Барселоне в возрасте 60 лет завоевал бронзу Игр, а еще позже... стал отцом! И ничего в этом Сканакере нет неземного - по словам Поликанина, швед и компании разудалые любит, и выпить после соревнований не дурак, и анекдоты травит под стать покойному Юрию Никулину. В 64 года он участвовал в Олимпиаде в Атланте, а сейчас в 68 пусть уже и не входит в сборную Швеции, но по-прежнему выступает на отдельных этапах Кубка мира.
Скептик, конечно же, ворчливо заметит: никакого чуда нет, бегать-то в стрельбе не надо. Да, тут другое нужно. Вы только представьте: перевалив за седьмой десяток, Сканакер по-прежнему обладает такими остротой зрения, твердостью руки и сталью нервов, что может утереть нос десяткам 20- и 30-летних стрелков - и это в состязании, когда стреляешь 60 раз и попадание в "восьмерку" считается катастрофой!
Нервное напряжение тут таково, что не выдерживают даже суперзвезды: чемпион Барселоны китаец Ван Ифу в Атланте перед последним выстрелом выигрывал у преследователя кучу очков, и помешать ему стать двукратным мог только старик Хоттабыч. Тем не менее Ван Ифу запорол этот выстрел напрочь. И прямо у линии огня грохнулся в обморок (в субботу китаец, кстати, опять долго лидировал, но остался вторым). Вот какая нечеловеческая концентрация должна быть у стрелка!
Иногда эта многолетняя предельная концентрация вышвыривает людей из спорта гораздо раньше, чем они это планировали. Поликанин рассказал мне о легендарном советском стрелке Анатолии Богданове, в Хельсинки-52 и Мельбурне-56 выигравшем два золота, а в 60-м в 29 лет ушедшем из стрельбы. И дело не в медных трубах или нарушениях режима, а в тех самых нервных срывах, к которым привело безумное стрелковое напряжение. Всерьез испугавшись за свое здоровье, Богданов предпочел военную карьеру.
Так что не будем принижать заслуг тех, кто "доживает" в качестве активно действующих стрелков до 60 лет! Тем более что самым пожилым участником Олимпиады-2000 тоже является стрелок. 63-летний Брюс Мередит с Виргинских островов - некурящий, не пьющий кофе и в угоду здоровому образу жизни даже не смотрящий телевизор. Он, представьте себе, на 49 лет и 11 месяцев (!) старше самой юной участницы Игр - 13-летней пловчихи с Мальдивских островов Фатимы Фариа. Вот что такое Олимпиада: разница в возрасте участников растягивается на полвека!
В КРИМИНАЛ НЕ УШЕЛ НИКТО
А еще о стрельбе захотелось написать после слов Поликанина о том, что ни один из сильнейших российских спортсменов и их тренеров в лихолетье 90-х не ушел в криминал. Хотя им регулярно делались и делаются предложения, от которых трудно отказаться, особенно при зарплате от 500 до 1500 рублей. И это - деньги "сборников"!
Разумеется, при таких заработках стрельба не является единственным источником их дохода. Например, сиднейская мужская сборная - сплошь военно-милицейская: 41-летний чемпион Атланты в стрельбе из пистолета Борис Кокарев - ни много ни мало полковник ГИБДД, а его более молодые партнеры Михаил Неструев и Владимир Гончаров - соответственно майор и лейтенант Российских Вооруженных сил. Все они, по словам Поликанина, спокойнейшие люди, от которых громкого слова не услышишь. Так этот "терпеливый" вид спорта людей воспитывает.
- Наш вид по идее и впрямь очень притягателен для криминала, - говорит Поликанин. - Но психология спортсменов-стрелков не допускает даже мысли о том, чтобы целиться не в мишени, а в людей. Если бы кто-то даже соблазнился большими деньгами, перестройка психики потребовала бы длительного времени. Наверное, поэтому гораздо чаще делаются предложения не спортсменам, а тренерам, чтобы они профессионально подготовили преступников.
То, что никто не пошел неверной дорогой, можно объяснить и спортивным фанатизмом, и своего рода стрелковым кодексом чести. Когда финансовые проблемы совсем уж припирают к стенке, тренеры уезжают за границу. Наши работают сейчас в Китае, Корее, Вьетнаме, Венесуэле, Таиланде, в целом ряде африканских стран...
Существует легенда, что на московскую Олимпиаду-80 руководители сборной Вьетнама привезли стрелков, успешно проявивших себя во время американской кампании. Лучших снайперов страны. И эти лучшие снайперы заняли самые последние места.
А вот еще история - про наши военные заводы. Россия всегда славилась оружейниками, и до распада Союза на Олимпиадах наши стреляли из винтовок и пистолетов тульского и ижевского заводов. И выигрывали! Но за последнее десятилетие заводы эти, по словам Поликанина, безнадежно отстали в технологиях, и теперь русские стрелки палят из немецких "вальтеров" и "аншутцев", австрийских "менлихеров". И только патроны "Олимп" подольского завода по-прежнему пользуются популярностью не только в России, но и за рубежом. Плюс к концу года заработает новая линия Липецкого металлургического комбината, где начнут делать современнейшие мишени-тарелочки для стендовой стрельбы.
В ПАРИЖЕ-1900 СТРЕЛЯЛИ ПО ЖИВЫМ ГОЛУБЯМ
Многие стрелки - заядлые охотники. Тот же Поликанин не упускает возможности законопослушно подстрелить летящую утку. Особенно это дело любят стендовики, еще в 70-е регулярно зарабатывавшие отстрелом животных и заготовкой мяса. Даже существовавшие прежде в олимпийской программе дисциплины, как стрельба по бегущему оленю (в 50-60-х) и бегущему кабану (в 70-80-х) ныне заменены на стрельбу по движущимся мишеням без изображения живого существа. Жуткий шум подняли общества защиты животных - и Международная федерация стрелкового спорта, ежедневно получавшая десятки возмущенных писем, вынуждена была принять меры. А ведь на второй Олимпиаде современности в 1900 году в Париже самым что ни на есть официальным видом программы была стрельба по живым голубям!
Самое интересное, что такие состязания существуют и по сей день. Есть даже Международная федерация по голубиной стрельбе - ФИТАСК. Там за победы вручают гонорары в десятки тысяч долларов. Но если вздумает действующий стрелок поучаствовать в подобном действе - дисквалификация неизбежна. Вплоть до пожизненной. Этот запрет существует с 1952 года, и даже в наши коммерческие времена никто отменять его не собирается. Поэтому в хищные лапы ФИТАСК попадают разве что стрелки, завершающие спортивную карьеру, бесперспективные для крупнейших турниров и сборных своих стран.
Вот такая она гордая, эта спортивная стрельба. Которая вызывает симпатию еще и своей предельной честностью: никакой судья не "убьет", никакие интриги не замарают. Раньше, когда стреляли по картонной мишени, какие-то поводы для манипуляций еще были - задел ли краешек пули "десятку" или нет... Но начиная с Атланты мишень у стрелков электронная, безошибочная. И в финалах Олимпиады доходит до того, что считаются десятые (!) доли баллов: тот же миниатюрный кружочек "десятки" разделен компьютером еще на десять крошечных колечек. Немыслимо, правда?
Смотришь на предельную эту стрелковую честность и невольно думаешь: вот бы ее в мой любимый футбол!