Газета Спорт-Экспресс № 188 (2384) от 19 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 5
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 22-й тур |
НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ "УРАЛАНА" ПО-ПРЕЖНЕМУ ВЕРИТ В ЮГОСЛАВОВ
Тотальная ротация кадров, затеянная в "Уралане" в период дозаявок, не обошла стороной и руководящее звено. Неделю назад калмыцкий клуб обзавелся новым, третьим по счету с начала сезона-2000 президентом. Им, в соответствии с указом Кирсана Илюмжинова, стал 44-летний глава администрации президента Калмыкии Игорь Шалхаков. Исполнять функции уралановского босса он будет на безвозмездных, как сказано в указе, "общественных началах". Обращает на себя внимание еще один нюанс, не имеющий аналогов в российской футбольной истории: два предшественника Шалхакова в этом кресле - Климентий Хван и Николай Шовгуров - продолжат работу в "Уралане". Первый, являясь заместителем руководителя калмыцкого постпредства в Москве, займется поисками инвесторов в столице России и за рубежом, попутно решая вопросы в ПФЛ и РФС. Второй сосредоточится на хозяйственных вопросах, главными из которых продолжают оставаться строительство дополнительных трибун на стадионе и тренировочных полей. Судя по тому, как два экс-президента и вновь назначенный взялись за дело, "Уралан" так просто своих позиций не сдаст.
Шалхаков в футбольных кругах Калмыкии - фигура не новая. Именно он негласно курировал команду по поручению Илюмжинова как минимум пять лет. Поговаривают, что именно благодаря ему в конце 95-го в Элисте появился Павел Яковенко. Дебют знаменитого киевлянина не дал ожидаемого быстрого эффекта (7-е место в первом дивизионе), но куратор настоял на продлении контракта с украинским тренером, и уже через год "Уралан" получил прописку в элите.
Поговорить с новым президентом калмыцкого клуба с первой попытки не удалось. "Какое может быть интервью, если команда нуждается не в сладких речах, а в реальной поддержке", - столь категоричный отказ я услышал дважды. Лишь с третьей попытки Шалхаков, отличающийся резкостью суждений и крутым нравом, согласился ответить на вопросы корреспондента "СЭ".
- Матч с "Динамо" еще раз доказал: для сохранения прописки в высшем дивизионе одного усердия нам может не хватить, - начал новый президент "Уралана". - Команде все явственнее и настойчивее противодействует еще один противник, имя которому - судейский произвол. То, что вытворяли на нашем стадионе питерский арбитр Лапочкин и два его помощника-лайнсмена, извините, не лезет ни в какие ворота. Для начала он засчитал гол в наши ворота, забитый с нарушением правил, а затем принялся бессовестным образом гасить все попытки отыграться. Не думаю, что делал он это несознательно - ввиду отсутствия квалификации. Налицо круговая порука всех судей, обслуживающих матчи с участием "Уралана". Цель - сделать все, чтобы наш клуб покинул элиту.
- Ваша озабоченность судейским произволом понятна, но вместе с тем есть информация, что вы пытались разобраться с Лапочкиным после игры, используя далеко не дипломатические приемы...
- Мне, как президенту "Уралана", захотелось пройти в судейскую комнату и посмотреть в глаза человеку, выполнявшему в матче с "Динамо" функции главного арбитра. Если бы он отработал по совести, то не подвергся бы публичной обструкции нескольких тысяч зрителей. А инспектор матча Рудольф Ходеев не подбежал бы к министру внутренних дел Калмыкии генералу-майору Сасыкову с настоятельной просьбой обеспечить судьям полную безопасность. Должен отметить: просьба эта была выполнена и даже перевыполнена. Судей от гнева болельщиков охраняли более полусотни милиционеров. Но Лапочкин и его помощники, чувствовавшие себя на поле сверхуверенно, после окончания игры вдруг повели себя по меньшей мере странно.
- Что вы имеете в виду?
- Вместо того чтобы уехать на предоставленном им автобусе в гостиницу и отдохнуть до утра, они, как провинившиеся шалуны, удрали из Элисты под покровом ночи. На такси, в неизвестном направлении. А ведь для них были забронированы авиабилеты в Москву. Если совесть Лапочкина была чиста, стоило ли совершать такой позорный марш-бросок?
- Поговорим о внутренних делах "Уралана". Объединение усилий сразу трех президентов выглядит как устрашающе, так и забавно. На чемпионате мира-82 сборной СССР одновременно руководили Константин Бесков, Валерий Лобановский и Нодар Ахалкаци - результат получился неубедительным.
- Только не надо спрашивать, не рискуем ли мы повторить их участь. Да, обстоятельства вынуждают нас воевать как числом, так и умением. Втроем мы, уверен, сможем использовать любой шанс. А потом - назовите мне команду, которая бы подняла вверх руки за девять туров до конца чемпионата. Нет таких примеров. "Уралан" будет сражаться до белых мух, то есть до последней минуты последнего матча. Мой коллега из нижегородского "Локомотива" Валерий Овчинников точно подметил: цепляться нужно даже за один шанс из тысячи.
- А нельзя ли было это сделать раньше? Хотя бы с началом второго круга.
- "Уралан" пытался переломить ситуацию с того самого момента, как попал в аутсайдеры. Другое дело, что эту задачу игроки выполняли с разной долей ответственности. Почувствовав, что потребуются сверхусилия, некоторые элементарно струсили. Говоря это, не хочу огульно обвинять бывших игроков, а руководство оправдывать. Ошибки имели место у всех, а исправлять их приходится единицам.
- За счет каких резервов вы намерены выбираться из кризиса?
- За счет резервов, кроющихся в самих футболистах. Я категорически не согласен с мнением: игроки "Уралана", мол, разуверились в своих силах и попросту доигрывают чемпионат. Веру в себя потеряли лишь те, кто покинул команду. Меня также огорчает позиция уважаемого мною "СПОРТ-ЭКСПРЕССА", критикующего нас за приглашение югославов. Они приехали в Элисту не за длинным рублем, как некоторые другие футболисты. Югославы протянули нам руку помощи, как, скажем, Россия их стране во время косовского конфликта. И ни один из них не выдвинул "Уралану" каких-то сверхусловий. Российским футболистам, кстати, нужно поучиться у них этому. О зарплате югославов мы будем говорить глубокой осенью.
- Но в случае вылета в первый дивизион вы рискуете оказаться у разбитого корыта. Из-за лимита на иностранцев, коих там может выходить на поле не больше трех, придется создавать фактически новую команду.
- Еще раз говорю: не спешите хоронить "Уралан". Заключительные девять туров в состоянии перевернуть все. Никакой паники в команде нет, и когда Борис Буняк говорит, что не теряет оптимизма, не надо над ним смеяться. Этот специалист, конечно, не так известен миру, как Бора Милутинович или Вуядин Бошков, но он разбирается в футболе не хуже некоторых российских тренеров, работающих в высшем дивизионе.
- Можно ли считать, что "Уралану" потребовалось дополнительное внимание и вы, так сказать, вышли из "тени"?
- Я продолжаю выполнять функции госслужащего, а "Ураланом" буду руководить на общественных началах. Это, впрочем, не означает, что за командой я буду наблюдать в полглаза. Президент Илюмжинов, поручая мне столь важное дело, руководствовался, возможно, самым главным принципом: мне, как никому другому, известны наши местные специфические особенности. Футбол в Калмыкии любят все, готовы вкладывать в него средства. Будет очень горько и обидно, если "вид спорта № 1", ставший у нас частью государственной политики, попросту умрет. А вместе с ним - наши добрые начинания. Все, кто приезжал в Элисту, подтвердят: здесь многое делается для популяризации футбола - строятся поля, растет число детских секций. А сама Калмыкия, по признанию Вячеслава Колоскова, в 1999 году была первой в России по количеству проведенных футбольных соревнований.
Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ
Элиста