Газета Спорт-Экспресс № 183 (2379) от 14 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1
ФОРМУЛА-3000 |
"Гран-при Венгрии" |
"АРДЕН РОССИЯ" ВЫБИРАЕТ РИСК
Предпоследний, девятый этап международного чемпионата завершился очередной победой лидера сезона-2000 бразильца Бруну Жункейры из фарм-клуба "Уильямса" - команды "Петробрас". Первый пилот российской команды "Арден Россия" Дэррен Мэннинг финишировал 8-м. Таким образом, накануне финальной гонки в Бельгии англичанин с 10 очками идет на 7-м месте.
Лина ХОЛИНА |
из Будапешта |
Сложно вспомнить хотя бы одну гонку сезона-2000, которая обошлась бы без дождя - то ливень в пятницу переворачивает с ног на голову результаты квалификации, то саму гонку превращает в заплыв. Еще утром в пятницу, во время свободных тренировок "Формулы-1", над "Хунгарорингом" сияло солнце и не было ни малейшего намека на дождь. Но примерно за час до начала квалификации "Формулы-3000" пошел ливень. Первая половина заездов сложилась для российской команды довольно удачно: Мэннинг уверенно держался на 7-й позиции (англичанин совершил по трассе 11 полных кругов, лучший из которых он преодолел за 1.28,979), Виктор Маслов также проходил квалификационный барьер - совершив 11 кругов, он на последнем показал 1.30,805 и оказался 25-м.
Однако трасса стремительно просыхала, и было совершенно очевидно, что результаты во второй половине поползут вверх. Так и случилось: в итоге обладатель поула Бруну Жункейра улучшил свое время на круге с 1.28,354 до 1.27,904. Прогресс наблюдался и у Дэррена, скинувшего со своего времени 0,507. А вот Виктору не повезло (что за судьба такая?) - ни один из его результатов даже отдаленно не напоминал утренние. Было ясно: с его машиной что-то не так. В боксах "Лолу" россиянина разобрали, фигурально выражаясь, до винтика и в конце концов нашли причину - вышел из строя тросик, отвечающий за переключение передач. А, как вы понимаете, коробка - один из ключевых узлов, в особенности на "Хунгароринге".
Сказать, что Маслов был расстроен, - значит не сказать ничего. Это обыкновенная типовая деталь, причем по сравнению с другими узлами совершенно копеечная. Естественен вопрос: "А нельзя ли было ее заменить в ходе квалификации?" Ответ: "Нет". Так что предпоследний "Гран-при" сезона прошел без россиянина.
В день гонки о пятничном дожде забыли - солнце палило нещадно, температура трассы поднялась выше отметки в 50 градусов по Цельсию! Асфальт, а вместе с ним и шины автомобилей просто-напросто плавились.
То ли из-за сложнейших погодных условий, то ли по какой-то другой причине гонка в Венгрии сложилась весьма спокойно - было очень мало аварий и сходов. Все основные события произошли на самом старте - Бруну Жункейра ушел уверенно, а вслед за ним прорвались с третьего места Фернандо Алонсо и с пятого - Рикардо Маурисио. В таком порядке и финишировали.
Дэррен Мэннинг уступил свою восьмую позицию Марку Вебберу, но в итоге на 42-м круге обошел-таки австралийца, воспользовавшись его ошибкой в повороте.
- Удивительно, что Виктора в квалификации подвела такая пустячная деталь, - говорил директор <Арден Россия" Александр Требич, демонстрируя злополучный трос (он действительно был поврежден, создавалось впечатление, что один из его концов был плохо завальцован и обшивка - довольно толстые прутья - торчали в разные стороны, этот "веер" и мешал переключать передачи. - Л.Х.). - Глупость какая-то! Ладно бы сломалось что-то значительное, но стандартная заводская деталь...
- Сочувствую Виктору: видела, как серьезно он настраивался на этот "Гран-при".
- А результата, увы, опять нет. И он сильно переживает. Мне самому больно на это смотреть. На самом деле спортсмен может мгновенно преодолеть этот неприятный рубеж "квалификация - не квалификация" и сразу подняться довольно высоко. Все видят, что он прекрасно справляется с машиной, причем не только когда все идет в нормальном ритме, но и в аварийных ситуациях. Говорю об этом, базируясь на своих ощущениях и на том факте, что Виктор практически перестал делать ошибки. Последняя из них была в Австрии.
- В чем же причина того, что эта грань еще не пройдена?
- Возможно, он слишком старается. Очень хочет показать высокий результат. Доставить радость своим болельщикам, себе самому. А чрезмерное старание иногда мешает. Но надо как-то справиться с этим, потому что формулическая езда - вещь специфическая. К примеру, гонщик заходит в поворот, он уже притормозил машину, повернул, а надо еще какое-то время подождать, не газовать, иметь терпение просто катиться в повороте. Но неопытный спортсмен хочет все сделать побыстрее, а в итоге ошибается и проигрывает. Нужно научиться терпеть. Я очень надеюсь, что в конце концов Виктор поймет, что иногда вовсе не надо торопиться. Если это случится, он, думаю, сразу же пробьется в первую десятку.
- Может быть, ему не хватает количества стартов?
- В этом году мы удовлетворили все наши гоночные интересы. Возможно, Виктору недоставало настоящих тренировок, а вот самих стартов было с избытком. Последние недель шесть у него каждый уик-энд - гоночный. Или в международном чемпионате, или в итальянском. В прошлом году было наоборот - больше тренировались, меньше соревновались. Если нам удастся найти спонсоров на следующий сезон, продолжим отрабатывать навыки вождения и, надеюсь, сделаем качественный скачок. Хорошо, если у него будет еще хотя бы год для этого.
- А желание у Виктора есть?
- Конечно. Он уже прошел длинную дорогу и прекрасно понимает, что в первую очередь ему не хватает азов. Наша же задача состоит в том, чтобы как можно более агрессивно войти в мир автоспорта. Поставить планку на хорошую высоту, выбрать ориентир, к которому надо стремиться.
- Кому стремиться?
- Всем российским автогонщикам. Хочется найти совсем молодых ребят, дать им возможность подключиться к нашей работе. Ведь важен, собственно, не Викор Маслов сам по себе, не факт наличия российской команды в "Формуле-3000", а та роль катализатора, которую мы - "Арден Россия" - должны сыграть. Если на определенном и очень высоком уровне нет ни одного россиянина, другим очень сложно к чему-то стремиться. Что остается - домашняя "Формула-3"?
- Где выигрывают итальянцы...
- Это тоже нужно. Опять же для "планки". Если между собой бьются два российских лидера, их не с кем сравнить. У Альберто Педемонте высокая репутация, а остальным есть на кого равняться. Конечно, Педемонте приятно быть чемпионом страны. Но и российский автоспорт на таких соревнованиях имеет свои интересы.
- Квалификацией Мэннинга вы были в принципе довольны, а вот гонкой, думаю, нет. Много говорилось о его таланте, но, может, стоило взять кого-то поопытнее?
- Очень не хочется использовать уже готового, сформировавшегося гонщика. Хотя не исключаю такой возможности в будущем - люди, не слишком разбирающиеся в автоспорте, ждут от нас хорошего результата, причем немедленно. А Мэннинга мы взяли потому, что на тестах он показал однозначно лучшие результаты, обыгрывал всех. Это, конечно, привлекало, но заманчиво было еще и то, что он - не звезда, а, как бы это сказать, необработанный камень. Не хочется, чтобы успехи нам приносил известный гонщик. Вот представьте, что за рулем у нас оказался, к примеру, Ник Хайфельд, который в итоге стал бы сильнейшим. Так вот, победу одержал бы он, а не наша команда. Хочется открыть миру новое имя, а не посадить гонщика "а-ля Шумахер", после чего все могли бы сказать, что, мол, русские купили себе чемпиона. Никто бы нашу команду не оценил. Мы сознательно идем на риск, и очень хочется, чтобы это поняли люди, которые нас поддерживают.
Международный чемпионат "Формулы-3000". 9-й этап. "Гран-при Венгрии". 12 августа. 52 круга. 206,700 км. 1. Бруну Жункейра (Бразилия, "Петробрас джуниор тим"), - 1:21.30,052 (средняя скорость 152,170 км/ч). 2. Фернандо Алонсо (Испания, "Астромега") - отставание 0,594. 3. Рикардо Маурисио (Бразилия, "Ред Булл джуниор тим") - 5,813. 4. Николя Минассян (Франция, "Супернова") - 11,141. 5. Джастин Уилсон (Великобритания, "Нордик рейсинг") - 12,505. 6. Энрико Бернольди (Бразилия, "Ред Булл джуниор тим") - 18,102... 8. Дэррен Мэннинг (Великобритания, "Арден Россия") - 28,368. Быстрейший круг в гонке: 1.30,320 - Марк Гуссенс ("Астромега").
Общий зачет. 1. Жункейра - 48 очков. 2. Минассян - 41.3. Веббер - 21. 4. Энге - 14. 5. Уилсон - 14. 6. Саленс - 12. 7. Мэннинг - 10. Командный зачет. 1. "Петробрас джуниор тим" - 54. 2. "Супернова" - 53. 3. "Макларен джуниор" - 23. 4. "Эуропиан Эрроуз" - 21. 5. "Нордик рейсинг" - 14. 6. "Галуаз Формула" - 13. 7. "Арден Россия" - 10.
Последний этап состоится через две недели на трассе в Спа (Бельгия).