Газета Спорт-Экспресс № 168 (2364) от 27 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2
ФОРМУЛА-1 |
В среду поздно вечером было обнародовано официальное заключение FIA по "делу о черном ящике".
"МАКЛАРЕН" НАКАЗАЛИ. ХАККИНЕНА ПОМИЛОВАЛИ
Напомним, что через три часа после гонки на австрийском автодроме A1-ринг, выигранной двукратным чемпионом мира Микой Хаккиненом стюарды, проводившие обязательный технический осмотр его "Макларена", объявили: на так называемом черном ящике машины финна, содержащем контрольную телеметрию используемых в конструкции автомобиля электронных программ, сломана одна из двух официальных пластиковых пломб. Аппарат с шасси "Макларена" демонтировали и отправили для тщательного анализа в Лондон, а результаты гонки до выяснения причин поломки были объявлены предварительными.
В паддоках немедленно поползли слухи, что невероятный австрийский взлет Хаккинена, выигравшего не только гонку, но и квалификацию, чего с ним не случалось три месяца, объясняется просто - наличием какой-то вспомогательной электроники, что запрещено правилами. Правда, специалисты FTA вместе с черным ящиком побывали на родине прибора в Уокинге, на фабрике фирмы TAG, и выяснили, что никаких следов запретной деятельности пресловутая коробка не содержит. Тем не менее в официально обещанные 48 часов объявления об оправдательном вердикте не последовало. Что снова вызвало разговоры...
И вот спустя 9 дней после происшествия FIA провозгласила: Хаккинена оправдать, "Макларен" наказать. Никаких электронных преступлений со стороны команды раскрыто не было, поэтому блистательный пилотаж финна под сомнение больше никто не ставит. В то же время со стороны команды, по мнению стюардов "Гран-при Австрии" и технического делегата FIA Джо Бауэра, при подготовке автомобиля к гонке была допущена халатность. Согласно пункту 8.2.7 технического регламента, команда несет полную ответственность за то, чтобы выставляемый на гонку автомобиль соответствовал всем необходимым требованиям, одним из которых является наличие двух пластиковых пломб на черном ящике машины. Поскольку доказать, что эта самая пломба до старта была, а исчезла в процессе гонки от сильной вибрации, "Макларен" не смог, команду и наказали.
Если штраф в 50 тысяч долларов баваро-британскому гоночному монстру - что комариный укус, то второе наказание - снятие из зачета Кубка конструкторов 10 очков, полученных в Австрии Хаккиненом, - удар чувствительный. Ведь теперь в этом своеобразном командном зачете "Макларен", вырвавшийся было вперед, вновь пропустил на первое место "Феррари": у итальянской суперконюшни - 92 очка, тогда как у британской - теперь 88.
Такое решение не вызвало никаких нареканий со стороны пострадавших. Босс "Мерседеса" Норберт Хаут сказал: "Потеря десяти очков, бесспорно, неприятна для команды, но это полностью компенсируется тем, что Мике сохранили его достижение. Любое иное решение по отношению к нашему пилоту было бы вопиющей несправедливостью. Поэтому команда никаких апелляций подавать не станет".
Любопытный факт: вердикт FIA, вызвавший определенное недоумение у некоторых фанатов (если преступление не совершено, за что наказывать?), нашел полное одобрение со стороны главного конкурента "Макларена" - команды "Феррари". Что, кстати, вполне понятно. FTA, решив наказать команду и помиловать гонщика, действовала в полном соответствии с русской пословицей о волках и овцах. Первые оказались сыты, вторые - целы. Изменения в таблице Кубка конструкторов позволили "Феррари" сохранить лидерство, что не может алых не устраивать. Подтверждение полномочий Хаккинена позволило премьеру "Феррари" Михаэлю Шумахеру сохранить разрыв в 6 очков, отделяющий немца от преследующего его в общем зачете чемпионата второго пилота "серебряных стрел" Дэвида Култхарда, что так же в интересах Скудерии. Ведь в противном случае 10 очков за победу в Австрии перешли бы Култхарду, и тогда разрыв стал бы почти виртуальным - всего 2 очка!
Кстати, подобный исход событий в редакции "СЭ" был предсказан заранее - поскольку давно создан прецедент. Пять лет назад после "Гран-при Бразилии", где на первом и втором местах финишировали Микаэль Шумахер ("Бенеттон-Рено") и Дэвид Култхард ("Уильямс-Рено"), выяснилось, что бензин "Эльф", которым были заправлены обе машины, не соответствует стандартному образцу, предоставленному мотористами "Рено" в FIA накануне сезона. Приняв во внимание, что гонщики не сами заливают в свои баки бензин, FIA утвердила их места и очки, а вот обе команды за гонку на Интерлагосе очков лишились.
Между прочим, 10 очков, отобранных FIA у Хаккинена, - не первая потеря "Макларена" в этом сезоне. Напомню, что в марте все в той же Бразилии у Култхарда и команды были отняты 6 очков за 2-е место - после того, как стюарды, измеряя передние спойлеры, недосчитались 5 мм, положенных по стандарту. Стоит ли напоминать, что год назад в Малайзии антикрылья "Феррари" не дотягивали до стандарта целый сантиметр, но адвокаты Скудерии сумели доказать, что с крыльями все в порядке - виноваты измерительные приборы, которыми пользовался Джо Бауэр и его помощники. "Макларену" подобное не удалось.
А теперь давайте займемся арифметикой. Прибавим к нынешним 50 очкам Култхарда отобранные четыре месяца назад 6 - и получим 56. То есть столько же, сколько у Шумахера! А "Макларену" вернем 16 - и получим 104...
Отсюда вывод: не случись двух этих грабежей, "Макларен" сейчас чувствовал бы себя намного комфортнее, а вот "Феррари", которая, напомню, последний раз владела высшим пилотским титулом 21 год назад, - просто-таки неуютно.
Ольга ЛИНДЕ