Газета Спорт-Экспресс № 168 (2364) от 27 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 7

27 июля 2000

27 июля 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

РОССИЙСКИЕ КЛУБЫ

РЕЦЕПТ ВЫЖИВАНИЯ

Ни для кого не секрет, что российские футбольные клубы живут совсем по другим законам, чем западные. И источники их финансирования, и сама структура не имеют почти ничего общего. В Европе каждый клуб - фирменное предприятие, получающее доход от своей деятельности. Его бюджет складывается из продажи телевизионных и рекламных прав, реализации билетов и сезонных абонементов, из аспектов коммерческой деятельности и лишь отчасти от спонсорства. В России команды живут на всевозможные дотации. Они тоже пытаются зарабатывать на жизнь по западному образу и подобию, но получается это плохо. Впрочем, повинны здесь скорее не сами клубы, а система, их окружающая. Потенциальные рекламодатели все еще не слишком верят в эффективность футбольных вложений, билеты приносят смехотворно малые деньги, коммерция сводится к продаже шарфов и кепочек, а об отношениях с телевидением говорить уже излишне. Вот и получается, что существование большинства наших клубов определяется исключительно отношением к футболу больших руководителей.

Разве что столичные гранды постепенно выбиваются из этой порочной схемы. "Локомотив", скажем, создает структуру, которая впоследствии позволит ему существовать безбедно. Но пока и ему не под силу осуществлять свои проекты без поддержки министра путей сообщения Николая Аксененко. Ближе других к цивилизованной форме существования стоит "Спартак", зарабатывающий на продаже игроков, способный заинтересовать "Лукойл" и продать свои телеправа Ren TV. Но это для России - единичный случай.

И все же пришло время подумать о том, как найти рецепт для выживания, для становления наших клубов, как создать в будущем в России процветающую футбольную индустрию.

Сегодня отдел футбола "СЭ" открывает рубрику "Российские клубы: рецепт выживания". Кто вкладывает деньги в российский футбол? За чей счет живут команды в столице и провинции? Заинтересованы ли в них местные власти и предприниматели? На эти и многие другие вопросы ответят на страницах газеты губернаторы, мэры, руководители крупных предприятий и объединений, бизнесмены - те люди, благодаря которым футбол в России существует и кое-где даже развивается.

Михаил ПУКШАНСКИЙ

Свою новую тему мы открываем сегодня рассказом о "Факеле". Интервью с губернатором Воронежской области Иваном Шабановым и о том, как зарабатывает себе на жизнь самый посещаемый в России футбольный клуб, - стр. 3