Газета Спорт-Экспресс № 147 (2343) от 3 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

4 июля 2000

4 июля 2000 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

51-й ЧЕМПИОНАТ МИРА

Суббота, 1 июля. КВАЛИФИКАЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЮ ШУМАХЕР ВЫИГРАЛ ЗА ЯВНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ

Девятая квалификация в сезоне-2000 завершилась в субботу на автодроме Маньи-Кур довольно легкой победой двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера из "Феррари". Французский поул стал 27-м в карьере немца и его четвертым в 51-м чемпионате мира.

Лина ХОЛИНА

из Ианьи-Кура

После французского гоночного уик-энда чемпионат перевалит через свой экватор. И действующему пока чемпиону мира Мике Хаккинену из "Макларена", чтобы сохранить шанс отстоять свой титул, необходимо не просто финишировать в числе призеров, а выигрывать. Ведь после восьми этапов у финна лишь одна победа, в то время как у его партнера по команде Дэвида Култхарда - вдвое больше, ау Михаэля Шумахера и вовсе целых пять. Сейчас позиция финна хуже не придумаешь: после гонки в Монако он откатился на 3-ю строчку в общем зачете, в Канаде с трудом выцарапал 3 очка и в итоге проигрывает не только премьеру "Феррари", но и Култхарду.

Чтобы хоть немного выправить ситуацию, Хаккинену надо было для начала побороться за поул. После того как "Большие призы" покинул непревзойденный мастер квалификаций Айртон Сенна, именно Мика, ставший преемником великого бразильца в "Макларене", вполне логично занял освободившийся трон короля квалификации. Мастерство, с которым финн захватывал поул в предыдущие два сезона и в начале этого, не могло не впечатлять. Однако в последних 6 (!) этапах Хаккинен не поднимался в квалификации выше 2-го места, что явно свидетельствует о некоем кризисе жанра. Стартуя с 4-го места, трудно на что-то рассчитывать.

ДЕНЬ "МАКЛАРЕНОВ"

Пятница в Маньи-Куре стала днем "Макларенов". Причем сразу по двум причинам. И обе они имели прямое отношение к Култхарду. Свободные тренировки сложились для напарников совершенно по-разному: Хаккинен, хотя и проехал 23 круга, лучшим не был ни разу, а Култхард, напротив, намотал лишь 9 кругов, но показал в итоге лучшее время.

Как всегда, было много разговоров о качестве покрытия на французском автодроме. "Состояние трассы в Маньи-Куре всегда значительно изменяется в течение дня - асфальт тут очень чувствителен к перепадам температуры, - отметил Хаккинен. - Поэтому найти оптимальные настройки чрезвычайно сложно. За несколько кругов резина так сильно изнашивается, что сравнивать и анализировать результаты на различных кругах почти невозможно. Но это общие для всех сложности. У меня пятничные тренировки прошли хорошо, и, надеюсь, к квалификации боевой настрой сохранится".

"Не удалось много поездить: в первый час у меня были проблемы с бензонасосом, - объяснил свое непродолжительное появление на трассе Култхард. - А во второй - с топливным баком, который дал течь. Лишь благодаря потрясающей работе моих механиков я все-таки выбрался из боксов к концу второго часа. Вообще-то я доволен тем, как управляется машина. Да, собственно, результат на круге говорит об этом".

Бригада шотландца действительно потрудилась по полной программе: и одна, и другая поломки сами по себе были пустячные, но для их устранения требовалось снять мотор, что является довольно долгой процедурой.

В конце дня боссы "Макларена" преподнесли Култхарду потрясающе дорогой подарок. "Мы приняли беспрецедентно раннее решение продлить контракт с Дэвидом на сезон-2001 и, возможно, на последующие годы", - заявил представителям прессы босс "серебряных стрел" Рон Деннис. Поскольку с Хаккиненом команда уже заключила договор на продолжительный, хотя и не объявленный срок, Деннис позволил себе пошутить: "Эти парни до конца жизни будут ездить в "Макларене"!"

Кстати, и для Хаккинена, и для Култхарда эта новость стала приятной: по всеобщему мнению, финн и шотландец составляют, возможно, наиболее совершенный дуэт со всех точек зрения - и чисто профессиональных, и чисто человеческих. "Замечательная новость!" - отреагировал Хаккинен. "Я рад, что мы и дальше будем вместе", - улыбнулся Култхард.

То, что обрадовало маклареновцев, огорчило некоторых других амбициозных пилотов, особенно Жака Вильнева, агенты которого намекали на возможный переход канадца из БАРа в "Макларен".

МИХАЭЛЬ СОБИРАЛСЯ БОЛЕТЬ ЗА ИТАЛИЮ

Что же касается главного конкурента "Макларена" - Скудерии "Феррари", то у нее пятница прошла по-будничному спокойно. Михаэль Шумахер сделал 25 кругов, а Рубенс Баррикелло лишь 13. Причем немец не опускался ниже второго места.

"Искали ответы на несколько вопросов, оставшихся с прошлой недели, - сказал Шумахер. - Какое же здесь скользкое покрытие! Но ничего не поделаешь, приходится с этим мириться". И добавил: "Что ж, в воскресенье будет сразу две схватки: выиграть у французов в финале чемпионата Европы по футболу итальянцам так же сложно, как мне победить "Макларены". Но я поболею за Италию".

ОБЩИМ МЕЖДУ КАНАДСКИМ И ФРАНЦУЗСКИМ
УИК-ЭНДАМИ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ЯЗЫК

Квалификация "Гран-при Франции" оказалась не в пример более скучной, чем канадская двухнедельной давности, во время которой первая четверка лидеров - Шумахер, Култхард, Хаккинен и Баррикелло - устраивали междоусобную войну при каждом своем появлении на трассе. Нельзя так баловать зрителей! Потому что потом при более спокойном и размеренном развитии событий они неизбежно заскучают.

Хотя спокойствие это в субботу было лишь кажущимся: в боксах команд и на пит-лайн творилось нечто невообразимое. Практически у всех были большие проблемы с настройками болидов. Трасса в Маньи-Куре, по всеобщему мнению, очень технически сложная, предъявляющая строгие требования и к пилотажу, и к шасси. Вызвано это комбинацией очень быстрых поворотов и прямых с поворотами крайне медленными. Как выразился технический директор "Бенеттона" Пэт Симмондс, "общим между канадской гонкой и французской является только язык".

После первого получаса на полотне появились лидеры. И Шумахер сразу же показал великолепное время - 1.15,632, которое так никому и не удалось улучшить! А на момент "выстрела" немца его результат был почти на полсекунды лучше, чем у любого другого гонщика, в том числе Хаккинена и Баррикелло. По всей видимости, до самого конца квалификации никто так и не смог оправиться от этого удара. Ведь немец играючи показал самые быстрые секунды уик-энда - до этого лишь Дэвиду Култхарду удавалось разменять 1.16.

У шотландца опять были нелады с техникой. Первые два своих выезда он совершил на в экстренном порядке подготовленной запасной машине, за рулем которой до этого ни разу не сидел. И только когда Дэвид перебрался в свой боевой болид, он смог оказать реальную конкуренцию Шумахеру на своем последнем квалификационном круге - 1.15,734. Михаэль и Култхард оказались единственными, кто выехал из 1.16.

До последних минут третью позицию удерживал Хаккинен, но в итоге все же уступил ее Баррикелло. Это явно задело самолюбие финна, хотя, в общем, не важно, какое место ты занимаешь во втором стартовом ряду.

Как позже рассказал Шумахер, он сам был удивлен тем, как легко ему достался 27-й в карьере поул. Это был первый выезд, машина вела себя хорошо, и немец позволил себе рисковать в каждом повороте, при каждом торможении, на каждом разгоне. При этом он не допустил ни единой ошибки и не проехал, а просто пролетел этот круг. Все остальные попытки уже не были столь совершенными. Возможно, так подействовали на немца тесты в Маньи-Куре.

- Хорошо, когда у тебя есть возможность подготовиться, поработать над машиной и над собой. Но я не могу сказать, что на сей раз все было именно так. Часто мы готовимся к гоночному уик-энду, а потом оказывается, что условия изменились, и приходится отказываться от всех наработок, сделанных при тестировании. Поэтому надо следить за тем, чтобы прежний опыт не оказался застывшей схемой, которая не может быть нарушена. Только тогда ты сможешь оперативно реагировать на все, что происходит. Здесь у нас все получилось. И я уверен, что мы проделали по-настоящему хорошую работу.

- Так насколько существенно команда меняла настройки машины за два дня?

- Не слишком существенно. Вы видели, что первый же мой выезд был лучшим, поэтому потом делались лишь незначительные корректировки.

- Поразительно, что на первом же круге вы показали результат почти на полсекунды лучше, чем время любого другого гонщика.

- Это объясняется тем, что мне удалось сразу выдать максимум. А тот же Дэвид сначала выезжал на трассу на запасной машине. Кто знает, как бы все повернулось, стартуй он на своей машине. В то же время на мой результат повлияли и тесты. Пока у команды не было здесь никаких сложностей. Надеюсь, удача и завтра не отвернется от нас.

- Вы уже четырежды побеждали тут. По всей видимости, знаете какой-то секрет этой трассы?

- Нет. Просто обстоятельства каждый раз складывались для меня очень благоприятно. А какой-то особой любви к автодрому в Маньи-Куре у меня нет. Возможно, из-за того, что на солнце покрытие становится очень скользким. Не сказал бы, что езда по такой трассе доставляет удовольствие. Этот автодром хорош зимой.

КРУГ КУЛТХАРДУ ИСПОРТИЛ ШУМАХЕР, НО НЕ МИХАЭЛЬ

Должен был быть доволен исходом квалификации и Култхард. Несмотря на все свалившиеся на него технические проблемы, шотландец был единственным, кому удалось приблизиться к поул-позишн на расстояние атаки.

- Да, в последние два дня трудностей было многовато, - признал Дэвид. - Я постоянно думаю о том, каково сейчас моим измученным механикам: все это время они работали на пределе, постоянно разбирая и собирая машину. И каждый раз, когда они исправляли что-то одно, выходило из строя что-то другое! Я искренне благодарен этим людям за самоотверженный труд, хотя все это не было идеальным способом подготовки к гонке.

- Чтобы устранить поломку, между дневной тренировкой и квалификацией на вашей машине снимали и вновь ставили мотор. На это обычно уходит часа два. Почему же вы начали квалификацию на запасном болиде?

- Переставлять мотор пришлось дважды. Утром был поврежден топливный бак, потом были проблемы с бензонасосом, затем еще с чем-то... В итоге я потерял счет неисправностям. Тем не менее я вовсе не чувствую себя неподготовленным к гонке - мы ведь долго пробыли здесь на тестах. Плюс я гоняюсь на этой трассе с 1995 года и хорошо знаю ее.

- Во время квалификации у вас были проблемы с Ральфом Шумахером...

- Дело не конкретно в Ральфе, любой гонщик мог медленно ехать передо мной в первом после выезда из боксов повороте. Кстати, эту проблему мы уже обсуждали на брифинге: дорога здесь идет то вверх, то вниз, и соперник возникает позади или впереди тебя совершенно неожиданно. В такой ситуации нам максимально должны помогать маршалы. Что касается моего случая, то я не знаю, почему Ральф ехал так медленно. Но, в любом случае, был абсолютно загублен мой быстрый круг, да к тому же это просто опасно.

ХАККИНЕН НЕ СТАЛ ДЕЛАТЬ
ТРАГЕДИЮ ИЗ 4-го МЕСТА

Самым большим неудачником среди лидеров оказался Хаккинен, завершивший квалификацию на четвертой позиции. Однако трагедию из этого финн не делал. "С одной стороны, я расстроен тем, как сложилась для меня квалификация, но, с другой - все завершилось гораздо лучше, чем в прошлом году, когда я был 14-м, - рассуждал Мика. - Ну а если серьезно, то надо сесть с инженерами и хорошенько обсудить мои проблемы. Я уверен, что решение будет найдено, и на воскресную гонку смотрю с оптимизмом".

Если уж двукратный чемпион мира настроен оптимистично, то опередивший его в последний момент на 0,003 и вставший на третью позицию Рубенс Баррикелло и подавно.

"У меня тоже были проблемы, - сказал бразилец. - Мы постоянно экспериментировали с настройками, и в итоге моя первая попытка получилась довольно удачной. Но мы на этом не остановились и добились того, что машина стала хуже слушаться. В самом конце квалификационного часа я вернулся к первоначальным настройкам. В тот момент трасса уже сильно прогрелась, и шансов побороться за поул было мало. Тем не менее на последних секундах я показал свое лучше время, которого, к счастью, оказалось достаточно для третьей позиции".

Нельзя не отметить и "лучших из остальных". Ими стали Ральф Шумахер, Эдди Ирвин и Жак Вильнев, реакция которых на свои места была примерно одинакова: "Очень доволен". И каждый из них надеялся завоевать очки в воскресной гонке.