Газета Спорт-Экспресс № 135 (2331) от 19 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3
ФУТБОЛ |
EURO-2000 |
РАЙКААРДУ УДАЛОСЬ НЕВОЗМОЖНОЕ: |
Игорь РАБИНЕР |
из Роттердама |
Накануне матча против Дании главный тренер голландцев Франк Райкаард в различных интервью, в том числе и для "СЭ", сделал резкое заявление: во встрече со сборной Чехии его игроки показали меньшие настрой и волю к победе, чем любая другая команда на Euro-2000.
Завели ли жесткие слова молодого тренера его футболистов? По словам Патрика Клюйверта, да, завели. Так же считает и опытнейший Деннис Бергкамп, немало лет игравший за сборную вместе с нынешним наставником: "Слова Райкаарда помогли. Мы знали, чего от нас ожидают, и показали это".
РАНЬШЕ "БЛЕДНОЛИЦЫЕ" И ТЕМНОКОЖИЕ ДАЖЕ ОБЕДАЛИ ПОРОЗНЬ
Как признают голландские журналисты, почти за два года работы со сборной Райкаарду удалось то, перед чем пасовали его предшественники - стереть разногласия между белой и суринамской прослойками национальной команды. Страсти начали бушевать во время Еиго-96 в Англии. Одна из голландских газет опубликовала сделанное скрытой камерой фото двух обеденных столов сборной. Один целиком занимали "бледнолицые", другой - темнокожие футболисты. Снимок сопровождался соответствующим комментарием.
Тогдашний главный тренер Гус Хиддинк переполошился и отдал приказ: со следующего дня трапезничать всем вперемежку - но шила в мешке было уже не утаить. И когда вскоре Эдгар Давидс публично заявил: "Руководство нашей команды к одной категории игроков относится лучше, чем к другой", разгневанный Хиддинк отправил его домой. После чего закадычный друг Давидса - Кларенс Зеедорф - в нескольких матчах, казалось, сознательно нарывался на красную карточку, а в конце концов не забил решающий пенальти в четвертьфинале.
Положение в сборной было таким аховым, что летом 98-го никто не хотел ее возглавлять! Накануне домашнего чемпионата Европы, на котором любой результат, кроме победы, в Голландии признали бы провалом, опытные тренеры не желали рисковать репутацией. Даже в России трудно представить, чтобы сборную согласился принять лишь пятый человек, которому была предложена такая честь. Им и был Райкаард, которому тогда не исполнилось еще и 36. Отказывались же Кройф, Рональд Куман, Неескенс.
Личное общение с Райкаардом объяснило мне, почему молодому и совсем неопытному специалисту удалось то, что оказалось не под силу куда более "тертым калачам" - превратить группу индивидуально ярких, но ершистых людей в единый организм. Рецепт оказался простым: авторитет плюс честность. Райкаард не лицемерит ни перед игроками, ни перед журналистами. За это его уважают и те, и другие. Уважают - и помогают. А помощь в такой работе - наверное, самое главное.
Теперь даже отправленной в запас звезде - такой, как Зеедорф, - не придет в голову устраивать бучу. На тренировке после матча с чехами Райкаарда и Зеедорфа видели бегущими вместе кросс. Тренер при этом, положив руну на плечо футболисту, что-то ему втолковывал. А полузащитник "Интера", безмерно, как говорят, уважающий своего старшего соотечественника, согласно кивал.
ГЛАВНОМУ ТРЕНЕРУ ПРИШЛОСЬ ИСКАТЬ ТЕПЛЫЕ СЛОВА
Но сможет ли единая вне поля команда стать такой же на футбольном газоне - пока все-таки вопрос. Полчаса феерии в матче с датчанами - хороший знак, но еще далеко не гарантия триумфа голландской футбольной идеи. Райкаард по своему обыкновению детально разобрал причины проблем, которые поначалу испытывала его команда.
- В Голландии мяч - существо избалованное, требующее, чтобы с ним обходились ласково и бережно, - образно начал Райкаард. - А мы его до перерыва прогневали, множество раз теряя в безобидных ситуациях и не контролируя так, как любим и умеем это делать. Конечно, во многом это была вина соперника, применившего необычную заготовку - впереди у датчан был человек, которому вменялось в обязанность атаковать Франка де Бура в момент начала любого нашего наступления. А учитывая, насколько важен в нашей игре первый пас, игроков это на некоторое время вывело из равновесия. Мы сбились на хаотичные длинные верховые передачи, совсем перестали использовать фланги - а датчанам только это и нужно было! Мяч каждый раз пролетал много метров в направлении Клюйверта, тот цеплялся за него как мог - но никто не успевал ему помочь. В перерыве я сказал, что нужно восстановить как можно более умный и продолжительный контроль над мячом, по полной программе задействовать фланги, оказать на датчан коллективное давление - только тогда они дрогнут. Я совсем не был уверен в благополучном исходе матча. Но второй тайм мои игроки провели так, что я могу произнести о них только теплые слова.
- Нынешний стартовый состав с Зенденом справа и Овермарсом слева - идеальный?
- Когда у тебя в распоряжении 22 классных игрока, идеального состава не бывает. В каком-то матче сильнее сыграет один футболист, в каком-то другой. А посмотрите, как великолепно сегодня вышел на замену Рональд де Бур, который едва восстановился после тяжелейшей травмы! Я всегда был сторонником разумной ротации и никогда не считал, что основной состав должен включать в себя всего 11 человек.
- Почему были заменены Овермарс и Бергкамп?
- Овермарс только приходит в себя после повреждения и пока не может одинаково эффективно проводить на поле все 90 минут. А замена прекрасно сыгравшего Бергкампа была тактической: я хотел посмотреть, как на его позиции будет выглядеть Коку, большую часть матча занимавшийся черновой работой.
- Многих удивило ваше жесткое решение - посадить на скамейку такого игрока, как Зеедорф...
- Как я уже говорил, выбор у нас достаточно широк. Я никогда не ставил под сомнение класс и самоотдачу Зеедорфа, но иногда тренер должен принимать решения, в необходимости которых он убежден.
ПОСЛЕДНИЙ ОТВЕТ НАПОМНИЛ НАГАНО И ЮРЗИНОВА
На два следующих вопроса: Кого из группы С вы бы предпочли в качестве соперника в четвертьфинале?" и "Дадите ли отдохнуть своим ведущим игрокам в матче против Франции?" Райкаард дал один ответ:
- О том, что будет дальше, я начну думать завтра. А сегодня дайте уж возможность насладиться крупной победой...
Когда главный тренер сборной Голландии произносил эти слова, я понял, что где-то их уже слышал. На зимней Олимпиаде в Нагано - от наставника хоккейной сборной России Владимира Юрзинова после тяжелейшей победы в группе над будущими триумфаторами - чехами. В тот момент, не скрою, я воспринял такой ответ как желание хотя бы на некоторое время уйти от актуальной проблемы. А после реакции Райкаарда понял: Юрзинов был предельно искренен. Ибо в каждую победу на таком уровне бывает вложено столько тренерских сил и эмоций, что считанные часы ликования - до начала очередной кропотливой предматчевой работы - любой наставник большой команды не хочет омрачать лишними мыслями и переживаниями.