Газета Спорт-Экспресс № 133 (2329) от 16 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

17 июня 2000

17 июня 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

Сергей ОВЧИННИКОВ

ГРАЖДАНИН МИРА

Голкипера Сергея Овчинникова можно назвать одним из самых удачливых наших легионеров. Ведь мало кто из российских футболистов добивался того, чего достиг он, когда подписал долгосрочный контракт с таким знаменитым клубом, как португальский "Порту".

ОБОШЕЛ САМОГО ШМЕЙХЕЛЯ

- Вовсе не считаю, что в моей жизни произошло нечто экстраординарное, - говорит Овчинников. - Я ведь играю в Португалии не первый год и успел сделать себе кое-какое имя. В этом году, например, я был признан местной прессой вторым вратарем чемпионата страны. Первым стал голкипер из "Лейрии", третьим - экс-игрок "Манчестера", а сейчас защищающий ворота "Спортинга" Петер Шмейхель. Согласитесь, очень приятно обойти такого легендарного футболиста, пусть и в заочном споре. Так что недостатка в приглашениях от других европейских команд я не испытывал. Скажем, в прошлом году мне предлагали подписать контракт несколько испанских клубов, среди которых могу выделить "Расинг" и "Сельту". Однако было одно "но": из-за перебора в составе легионеров они не могли гарантировать мне место в основе. Поэтому я предпочел провести сезон в португальской "Алверке", после чего последовало приглашение из "Порту".

- Надеюсь, выгодное?

- Простите, но сумму моего контракта назвать не могу: такого рода данные являются в Португалии тайной за семью печатями. Там не принято афишировать материальное положение. Не важно, богат ты или беден, главное, чтобы человек был хороший. Мне такой подход к людям очень нравится.

- А почему "Порту" предложил вам договор сразу на четыре года?

- Это нормальная европейская практика. После "дела Босмана" клубам стало невыгодно подписывать соглашения на меньший срок. Игроки же обычно отказываются от более длительных контрактов. Мало ли как за это время жизнь повернется.

- Довольны, что начнете следующий сезон в составе вице-чемпиона Португалии?

- Еще бы!

- А не жалеете, что поменяли столичный Лиссабон на провинциальный Порту?

- Нет. У этих городов есть своя аура, а жители каждого убеждены: именно они живут в истинной, духовной столице Португалии. Согласитесь, это напоминает отношения между москвичами и питерцами.

ПОМЕНЯЛ МЯСО НА РЫБУ

- Прожив три года в Португалии, можете сказать, что она стала вашей второй родиной?

- Моей Родиной была и будет Россия. Только там я ощущаю себя дома. Другое дело, что в Португалии мне очень комфортно и особой ностальгии я не испытываю. В этом государстве удивительно спокойно. Очень нравятся веселые, какие-то "радужные" люди, которые меня окружают. Это вам не консервативные англичане или чопорные немцы.

- А как решили языковую проблему?

- В первый год особых успехов в освоении португальского не добился. Мою "Бенфику" возглавлял шотландец Сунесс, при котором все говорили по-английски. А как выучить язык без практики? Зато в следующем моем клубе - "Алверке" - общался только по-португальски. Плохо, с ошибками, но общался. Результат налицо: знаменитую "Луизиаду" я в оригинале, конечно, вряд ли осилю, но с партнерами объяснюсь без проблем.

- А как относитесь к знаменитому портвейну?

- Никак не отношусь: выпивать там у меня нет ни времени, ни возможности. А вот свои гастрономические пристрастия я в Португалии изменил. Стал если не гурманом, то по крайней мере поклонником местной кухни. Теперь вообще не ем мяса, предпочитая ему дары моря. Помните, Дмитрий Аленичев рассказывал в интервью "СЭ", что настолько привык к итальянской кухне, что ни дня не может прожить без любимых спагетти. А у меня появилась такая же любовь к рыбе.

- А с какой страной - Россией или Португалией - вы связываете свое послефутбольное будущее?

- Трудно загадывать... Наверное, все-таки с Португалией.

- Боитесь столкнуться в России с бытовой неустроенностью?

- Это, пожалуй, последнее, чего я мог бы бояться в своей стране. Там ведь у меня осталось много друзей, и те же Семин с Филатовым наверняка помогут найти достойную работу. Тут дело в другом. Помню, кто-то из футболистов назвал себя "гражданином мира". Вот и я такой же человек, способный получать удовольствие от жизни в любом уголке планеты.

МНОГОМУ НАУЧИЛСЯ У ПРЮДОММА

- Какой момент вашей португальской жизни был самым трудным?

- Это случилось на второй год моего пребывания в "Бенфике". Мы тогда выиграли 12 матчей подряд, я постоянно выходил на поле под первым номером. Но после нелепого поражения в Кубке страны Сунесс без всяких объяснений надолго посадил меня на скамейку запасных. Я почувствовал, что тренер в какой-то мере поставил на мне крест: сколько бы я ни вкалывал на тренировках, место в основе все равно будет доставаться конкуренту. Это было очень неприятно.

- А что скажете о Прюдомме, который был вашим главным конкурентом в "Бенфике"?

- Считаю его одним из лучших вратарей в футбольной истории. Плюс ему фантастически везло: за всю карьеру - ни одной серьезной травмы. Поэтому в весьма почтенном даже по Вратарским меркам возрасте он был в прекрасной физической форме, а техника и класс, естественно, остались при нем. В общем, мне было крайне полезно поработать пару лет радом с таким великим голкипером. Я у него многому научился.

- А какими были ваши взаимоотношения?

- Профессиональными. Близкими друзьями мы не стали, но и грязью друг друга на каждом шагу не поливали.

- Почему вы сменили в прошлом году "Бенфику" на скромную "Алверку"?

- В "Бенфику" пришел новый тренер - Юпп Хайнкес и привел с собой двух новых вратарей, немца и аргентинца. Вскоре Хайнкес сказал мне, что особо не нуждается в моих услугах. За что ему огромное спасибо: мог ведь, как говорится, на всякий случай целый год мариновать меня на скамейке. А так мы по обоюдному согласию разорвали трехлетний контракт, и я подписал новый - с "Алверкой".

- Что посоветовали бы Анатолию Бышовцу, который может, по слухам, стать в ближайшее время главным тренером этой команды?

- Думаю, особых проблем в "Алверке" у него не возникнет. Наши тренеры привыкли к тому, что в России им приходится заниматься не только собственно футболом, но и массой других вещей. Поэтому работа в европейских командах становится для них чем-то вроде отдыха. К тому же "Алверка" - один из немногих в Португалии клубов, в котором всегда вовремя выплачивают зарплату. Плюс в "Алверке" играет человек, на которого Бышовец может опереться в тяжелую минуту - Василий Кульков. Знали бы вы, каким авторитетом пользуется Кульков у португальских футболистов!

ПОРТУГАЛИЯ ОБИЖЕНА НА СУДЬЮ ЛЕВНИКОВА

- А вас не смущает то, что вы связали свою судьбу со страной, которая никогда не относилась к числу футбольных супердержав?

- Так было раньше, до того, как Португалия получила право на проведение Euro-2004.

- Говорят, чиновники УЕФА решили дать Португалии организовать этот чемпионат Европы для того, чтобы подтянуть футбол в стране до уровня соседних Испании и Италии.

- Португалия добилась права провести ЧЕ-2004, потому что очень этого хотела. В остальном вы правы: меценаты действительно стали активно вкладывать деньги и в реконструкцию стадионов, и в команды. Прежде всего это касается клубов так называемой большой тройки - "Порту", "Спортинга" и "Бенфики".

- Что скажете о своем "Порту"?

- Это великолепная команда, в составе которой много великолепных игроков. Чего стоит один только бразилец Жардел - лучший в последние два года бомбардир европейского футбола! Уверен, что "Порту" отнюдь не случайно добрался в Лиге чемпионов до четвертьфинала. Причем он мог бы добиться и большего, если бы не странное, по всеобщему мнению, судейство нашего арбитра Николая Левникова в первом матче "Порту" против "Баварии". Вся страна была возмущена! Если бы Николай Васильевич владел португальским, то, открыв в те дни любую местную газету, он узнал бы о себе много интересного. Журналисты обращались за комментариями о судействе россиянина и ко мне, но я сохранил политкорректность: сказал, что знаком с Левниковым не один год и считаю его очень хорошим специалистом. Говорил это искренне. Да, Левников провел одну неудачную игру, но такое может случиться с каждым.

- До сих пор первым вратарем в "Порту" был Витор Байя - не только классный игрок, но и харизматичная личность для португальского футбола. Вряд ли найдется хоть один тренер, который решится посадить его на скамейку запасных. Значит, вам надо быть морально готовым к тому, что по крайней мере на первых порах придется исполнять роль дублера Байи.

- Так ведь права на него принадлежат "Барселоне", и далеко не факт, что каталонцы продлят аренду Байи в "Порту". А вообще я, когда подписывал контракт, надеялся не столько на решение испанцев, сколько на собственные силы. Как говорится, плох тот солдат... Что же касается Байи, то он в Португалии давно уже ходит в генералах. Правда, в прошлом сезоне ему не повезло: из-за травмы колена пропустил больше половины чемпионата. Так за тем, как он восстанавливался, вся страна следила! Болельщики понимали, что Витор - единственный, кто достоин защищать ворота национальной сборной на Euro-2000.

- Что, в Португалии нет больше хороших голкиперов?

- Скажу так: сборной был нужен не только отличный вратарь, но и лидер, способный повести за собой партнеров. В этом отношении конкурентов у Байи нет.

- Что думаете о перспективах сборной Португалии на продолжающемся чемпионате Европы? Все считают, что ей не повезло с жеребьевкой, в результате которой она попала в так называемую группу смерти. Слишком серьезные у португальцев соперники - Англия, Германия, Румыния.

- Полагаю, Португалия по крайней мере не уступает Германии и точно сильнее румын и англичан.

ОТНОШЕНИЯ С РОМАНЦЕВЫМ НЕ СЛОЖИЛИСЬ

- Вы надеетесь получить приглашение в сборную России?

- Если честно, то нет. Я ведь в начале года съездил вместе с ней в Германию, просидел в запасе весь товарищеский матч против немецкой команды и уехал несолоно хлебавши. После этого надо мной весь Лиссабон смеялся: "Зачем, дорогой, ты туда ездил? Пива попить?" Позже прочитал в газете интервью Михаила Гершковича: оказывается, я не вышел на поле потому, что выглядел на порядок слабее Евгения Корнюхина. Не очень понятно, на основании чего тренеры сборной сделали такой вывод. Нет, я не обиделся, воспринял это спокойно. Дело в том, что у меня не сложились нормальные рабочие отношения с Олегом Романцевым. Тут уж ничего не поделаешь.

- Не будете потом жалеть об этой своей откровенности?

- А почему я должен позволять лупить себя по голове? Поймите меня правильно: я ни в коем случае не хочу сказать, что Овчинников - хороший вратарь, а, допустим, Корнюхин - плохой. Но я против того, чтобы со мной обращались столь бесцеремонно. Многие наши тренеры привыкли относиться к игрокам, как к людям второго сорта. А я за три года в Португалии от этого уже отвык.

- А если все-таки получите вызов в сборную, поедете?

- Не знаю.

Никита КИМ