Газета Спорт-Экспресс № 124 (2320) от 5 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2
ФОРМУЛА-1 |
51-й ЧЕМПИОНАТ МИРА |
Суббота, 3 июня. КВАЛИФИКАЦИЯ |
ШУМАХЕР ВЫИГРАЛ СВОИ 25-й ПОУЛ.
НО ГЕРОЯМИ СТАЛИ ТРУЛЛИ И АЛЕЗИ
Субботняя монакская квалификация, самая захватывающая в сезоне-2000, лишний раз напомнила непреложную истину: "Гран-при Монако" - гонка пилотов, а не автомобилей. Правда, для того чтобы показать себя во всей красе, в роли твоего штурмана в узком лабиринте улиц должна выступать удача.
Последний тезис как нельзя более относится к тому, что в субботу происходило с признанным мастером квалификации, двукратным чемпионом мира Микой Хаккиненом из "Макларена", которому, по сути, удалось совершить лишь два более или менее чистых летучих круга. С капризами этой коварной дамы, удачи, столкнулся и Жан Алези, сумевший свой первый быстрый круг - на запасном шасси! - совершить лишь за 20 минут до конца квалификации, но тем не менее вставший на 4-ю линию стартового поля.
У ШУМАХЕРА БЫЛ НЕОЖИДАННЫЙ СОПЕРНИК
Однако - по порядку. Заявка на то, что стартовое поле 71-го "Гран-при Монако" будет расписано на очень высоких скоростях, была сделана еще субботним утром, во время двух 45-минутных свободных тренировок. Два первых результата - Дэвида Култхарда (1.20,405) и Михаэля Шумахера (1.20,503) - превышали время прошлогоднего поула Мики Хаккинена (1.20,547). Ожидания болельщиков, переполнивших нагретые солнцем трибуны Монте-Карло, оправдались сполна: двое - все тот же Шумахер-старший и Ярно Трулли - превысили не только время прошлогоднего поула, но и позапрошлогоднего (1.19,798, Мика Хаккинен)! При этом схватка между двукратным чемпионом мира из Германии и его, прямо скажем, неожиданным конкурентом из "Джордана" шла до последних секунд.
Началось все с того, что первым автором промежуточного поула стал Риккардо Зонта из БАРа. Его результат - 1.25,736 - продержался во главе протокола целых 20 минут! И не потому, что его никто не мог превзойти. Просто превосходить было... некому: гонщицкая элита планеты лениво зевала в боксах, отдельные выдающиеся ее представители (а конкретно - Шумахер и Хаккинен) еще более лениво пешком продвигались в расположение своих команд, а режиссеру телерепортажа за отсутствием какой-либо активности на трассе не оставалось ничего иного, как показывать многим миллионам зрителей, как экс-чемпион мира и монакский старожил Жак Вильнев, на чьем БАРе еще до исхода 1-го круга сгорел мотор, бегом возвращается в боксы. Этот фрагмент трансляции занял ровно столько времени, сколько понадобилось для того, чтобы на разогретый почти до 40° С асфальт Монте-Карло из боксов выползла следующая порция желающих провести-таки квалификацию.
Эта "порция" довольно небрежно оттеснила Зонту: сначала Диниц (1.23,497), затем Ферстаппен (1.22,909). Лишь на 25-й минуте лень-матушку побороли представители суперэлиты - на трассе одновременно показались Култхард и Хаккинен. Шотландец, не надрываясь, немедленно показал по-настоящему серьезное время (1.21,316). Этот круг можно было наблюдать, так сказать, глазами Култхарда, ибо режиссер подключил картинку с бортовой камеры шотландца. Зрелище было жутковатое: казалось, что серебристый болид того и гляди врежется бортом в сталь боковых отбойников - настолько узка трасса! О том, с какой скоростью несется машина в этом лабиринте, даже думать не хотелось...
ХАККИНЕНА ПРЕСЛЕДОВАЛ ЗЛОЙ РОК
Забегая вперед, скажу, что королю квалификации Хаккинену на этот раз блеснуть так ни разу и не удалось: его первая попытка принесла только 3-е время. Затем на трассу рванул практически весь пелотон, и, несмотря на жуткий траффик, практически немедленно нашлось аж пятеро, проехавших круг быстрее двукратного чемпиона мира из Финляндии! Несмотря на героические усилия, финну так ни разу и не удалось покрасоваться на первой строчке протокола. Хаккинена словно бы преследовало какое-то наваждение. Его второй летучий круг, который Мика начал быстрее находившегося в тот момент на поуле Култхарда, был испорчен попавшимися на пути медленно ползущими "Уильямсом" и "Бенеттоном", третий - желтыми флагами, вывешенными после того, как в поворот "Ла Раскасс" не вписался Де Ла Роса...
За 5 минут до конца квалификации, прошедшей практически без участия несчастного финна, его время было 17-м! И четвертый, последний летучий круг Мики также чуть было не отправился на помойку - после того, как в том же "Ла Раскассе" маневр Де Ла Росы повторил Маццакане, и стюарды вновь вывесили желтые флаги... Лишь каким-то чудом - всего за 18 секунд до конца сессии - Хаккинену удалось-таки проехать круг с достойным результатом (1.20,241).
- Это была, возможно, самая драматичная квалификация, - признался Рон Деннис. - Три быстрых круга Мики были тем или иным способом испорчены посторонним вмешательством. Когда он вышел на свой последний круг, ситуация опять же не позволяла выложиться полностью с прицелом на поул. Главным в данном случае было просто не попасть снова в толпу. Поэтому его 5-е место стало для всех облегчением.
- Естественно, 5-е место - совсем не то, с которого я хотел бы начинать гонку, - сказал с трудом скрывавший досаду финн. - Монако, возможно, единственное место на свете, где ты можешь потерять все, просто оказавшись не в то время не в том месте... Так что могло быть и хуже.
К тому моменту, как Хаккинен потерял все надежды на высокое место на стартовом поле, поулом по очереди владели Ирвин (1.20,962), Шумахер-старший (1.20,830), Трулли (1.20,776), снова Култхард (1.20,430), опять Шумахер (1.19,843), еще раз Трулли (1.19,746) и, наконец, окончательно Шумахер (1.19,475). Причем Трулли, навязавший борьбу пилоту "Феррари", испытывал большие помехи, чем немецкий суперпилот. Впрочем, это говорит скорее не о невезении итальянца, а о том, с какой точностью рассчитывает Скудерия время для того, чтобы выпустить своего премьера на трассу.
"СОБАКА" ЗАРЫТА В ФИОРАНО!
Любопытная деталь: в четверг, после первой серии свободных тренировок, никакого особенного преимущества у Шумахера ни над кем из соперников не было, а вот к субботе все волшебным образом переменилось. Ларчик открывается просто: в пятницу, вместо того чтобы вкушать прелести светской тусовки в Монте-Карло, Шумахер, технический директор "Феррари" Росс Браун и еще кое-кто из персонала команды самолетом махнули в Фиорано, где на домашнем автодроме Скудерии были проведены - как и год назад - напряженнейшие аэродинамические тесты. Технический регламент FIA подобные экзерсисы позволяет: тесты на неделе, заканчивающейся этапом чемпионата мира, разрешены в том случае, если автодром находится от места старта не ближе 100 км. В данном случае "Феррари" была на грани допустимого...
Кстати, второй пилот Скудерии Рубенс Баррикелло вновь оказался в роли отверженного: его на эту пятничную экскурсию в Фиорано не пригласили. Более того - бразилец не сидел за рулем "Феррари" с "Гран-при Европы", что перед такой гонкой, как в Монако, колоссальный минус.
- Где там Хаккинен? Пятый? Превосходно! Надеюсь, там же он останется и завтра, - такими были первые слова победителя квалификации "Гран-при Монако". - Могу назвать эту квалификацию почти идеальной: я на поуле, он - только пятый, о лучшем и мечтать нельзя! Честно говоря, несколько раз меня посещали мысли, что придется ремонтировать либо мою машину, либо отбойники - пару-тройку раз я здорово приложился! Но, как говорится, Бог миловал. Однако гонка нам предстоит длинная, и случиться в ней может, как показывает практика, все, что угодно. В прошлом бывали случаи, когда в Монако выигрывали, стартуя с более далеких, чем 5-е, мест.
СЧАСТЛИВЫЙ ТРУЛЛИ И ВСПОТЕВШИЙ АЛЕЗИ
Несмотря ни на что, первый пилот "Феррари" сделал то, чего от него ждали. Поэтому главными героями субботы стали Трулли, для которого 2-е место стало лучшим квалификационным результатом в карьере, и Жан Алези, сумевший в очередной раз доказать, что его возможности в чистом виде гораздо больше тех, которыми располагает его синий "Прост" с мотором "Пежо".
- Черт, я просто счастлив! - ликовал Трулли. - Не ожидал, что смогу всерьез претендовать на поул, особенно если учесть, что в четверг мы, настраивая подвеску, пошли в совершенно неверном направлении. Мои инженеры в пятницу, анализируя компьютерные данные, полученные в четверг, проделали просто фантастическую работу и сумели к субботе перенастроить "Джордан" так, что он позволил мне занять место на первой линии стартового поля. Теперь мне кажется, что мог бы проехать и быстрее, но - увы - траффик был просто ужасающий.
Седьмое место Алези, как и второе Трулли, были как воздух нужны их командам. Для поднятия морального тонуса. Особенно это касается команды четырехкратного чемпиона мира Алена Проста. Две недели назад на Нюрбургринге Прост пережил самый большой позор в своей жизни: напомним, что машина его второго пилота Ника Хайдфельда была дисквалифицирована за недовес. Прост, известный своей просто болезненной честностью, был шокирован. Как следствие - спортивный директор команды Алан Дженкинс, человек, лично отвечающий за то, чтобы все соответствовало регламенту, в Монако вместе с командой не приехал. Говорят, что часть французской обслуги поставила ультиматум: либо он - либо мы. Прост выбрал большинство. Однако пока никаких официальных подтверждений увольнения Дженкинса не последовало. Хотя, как вы понимаете, команда в Монако приехала не в лучшем настроении. Поэтому высокое место Алези - как подарок.
- Этот результат предельно важен - и не столько как возможное доказательство нашего прогресса, сколько для улучшения атмосферы в команде, - сказал Прост.
- После того как накануне квалификации на моей боевой машине забарахлила коробка передач, я решил в последний момент пересесть на запасную, - рассказал Алези. - Это был большой риск, потому что обычно, даже если две машины настроены одинаково, функционируют они по-разному. Однако с запасной все оказалось в порядке. К тому же - благодаря ценнейшим советам моего "профессора" (для тех, кто не знает, - так во все времена в гонках звали Алена Проста. - О.Л.) - мне удалось под занавес квалификации, уже фактически под флагом, совершить почти идеальный круг.
- Мои заслуги невелики, - немедленно ответил Прост. - Жан с самого начала уик-энда был конкурентоспособен, что лишний раз доказывает, насколько велик его потенциал как гонщика. К тому же решение сменить машины было целиком его - я нервничал и уже готов был возражать. К счастью, поверил его опыту и интуиции - и не ошибся!
О том, какой ценой досталось Жану это место на поле, остается только догадываться. Француз вылез из кокпита, мокрый как мышь, а улыбаться вопреки традиции начал чуть ли не через полчаса после финиша квалификации.
Ольга ЛИНДЕ