Газета Спорт-Экспресс № 121 (2317) от 1 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

2 июня 2000

2 июня 2000 | Шахматы

Гарри КАСПАРОВ

В НАШЕМ МАТЧЕ С КРАМНИКОМ ВПЕРВЫЕ
БУДЕТ АНТИКОМПЬЮТЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ

Каспаров потрясает! Его невероятная серия из шести подряд побед в самых сильных супертурнирах последних двух лет не имеет аналогов в истории шахмат.

В годы своего расцвета великие чемпионы XX столетия Михаил Таль, Бобби Фишер и Анатолий Карпов выдавали серии по пять победных соревнований подряд (при этом в случае Фишера учитывались и претендентские матчи, и матч на первенство мира). Но чтобы выиграть 6 подряд супертурниров, из которых два было 18-й категории, два - 19-й, один - 20-й и один 21-й, - такого история шахмат не знала и, позволю высказать предположение, вряд ли когда-либо узнает.

Трудно поверить, что кто-то когда-то сумеет повторить это достижение. Так же, как невозможно представить, что кто-нибудь сумеет приблизиться к каспаровской рейтинговой территории, начинающейся на высоте 2850.

Уже десять лет прошло с тех пор, как Гарри оставил в базовом лагере на высоте "2800" записку своим преследователям: "Ребята, не ждите. Возвращайтесь домой. Я остаюсь на вершине один". Десять лет полного одиночества на 2800... Никто из преследователей и последователей к "базе Каспарова" так и не приблизился. Был одно время на расстоянии 20 пунктов Ананд, но сорвался и оставил эту затею. Была надежда на Морозевича - после его феноменального рывка в начале прошлого года. Но в верхних слоях турнирной атмосферы и отважный Морозевич резко сбавил темп.

Теперь покорить высоту 2800 мечтает Крамник. Шанс у него есть, но для этого надо все турниры выигрывать. А как это сделать, если Каспаров почти всегда играет в тех же соревнованиях? Есть, впрочем, у Крамника один способ, и он, надо думать, попытается им воспользоваться в октябре нынешнего года. Но в этом деле Каспаров ему постарается помешать всеми имеющимися у него шахматными средствами...

Наша беседа с чемпионом мира состоялась по телефону через пару часов после окончания турнира в Сараеве. Гарри еще не остыл после грандиозного сражения с Сергеем Мовсесяном. В этой партии чемпион провел красивую комбинацию: элегантная жертва ферзя, предложенная Каспаровым последним ходом, достойно венчала его победу в очередном супертурнире.

- Гарри, вам снова удалось выйти на ваш любимый график: "плюс шесть" в турнире 19-й категории.

- Да, в Вейк-ан-Зее в этом году тоже было "плюс шесть". Правда, в прошлом году и в Линаресе, и в Вейк-ан-Зее я набирал по "плюс семь". А в прошлом году в Сараеве для победы хватило и "плюс пять"... Каждый успех неповторим, но есть и что-то общее: когда "подпирает", я максимально концентрируюсь и хорошо провожу финиш. В этом году, как и в прошлом в Сараеве, на финише набрал три из трех.

- А поначалу дела шли не так успешно?

- Поначалу разыгрывался. Но считаю, что первые пять туров провел нормально. В партии с Адамсом дважды упустил хорошие шансы на победу (он подставился, и я должен был побеждать). Но зато с Гуревичем повезло: Михаил в цейтноте перегнул палку и проиграл. Перебои начались в 6-м туре, меня подкосила партия с Шортом: уже к 15-му ходу я получил черными легко выигранную позицию, но затем начал "мудрить" - и для начала зевнул тактический удар (Ке2). Тем не менее позиция оставалась выигранной, однако в цейтноте я не поставил 40-м ходом мат, а когда на 41-м ходу решил повторить позицию, вдруг обнаружил, что она не повторяется...

В общем, упустил очевидный выигрыш, что, конечно же, совершенно непростительно: мог ведь минут пять подумать, тем более что я уже видел: контроль пройден и цейтнота нет... Здорово расстроился, было отчего. А главное - эта партия наложила отпечаток и на следующий поединок. Партию с Морозевичем я играл неуверенно, в цейтноте прошел сначала через проигрыш, потом упустил выигрыш, но не сумел воспользоваться моментом.

Настроение вроде бы совсем упало, но партия с Шировым возвратила душевное равновесие, я собрался и... вернулся в исходное состояние. В целом считаю, что турнир провел неплохо: где-то что-то потерял, где-то что-то набрал, так бывает довольно часто. Если бы переиграть этот турнир заново, то, думаю, снова вышел бы на эти же самые "плюс пять - плюс шесть".

- Алексей Широв до роковой для него партии с Мовсесяном играл просто блестяще...

- Да, Широв весь турнир играл очень хорошо, но мне кажется, что в партии с Мовсесяном с ним случилось то же самое, что и на чемпионате ФИДЕ в Лас-Вегасе во встрече с Нисипеану. Там после партий с Соколовым, Милошем и Шортом, где Широву дико везло, он в поединке с румынским шахматистом начал перегибать палку - и проиграл. Мне думается, Алексей не понимает, что с удачей надо обходиться очень осторожно...

- И это при том, что позиция-то с Мовсесяном у Широва была совершенно подавляющей. Не стремись он к ненужным "красотам", легко выиграл бы.

- На счет "легко" я не уверен. Алексей, видимо, решил, что Мовсесян сам ему проиграет, а тот проигрывать сам не хотел, да и вообще, кажется, никогда "сам" и не проигрывает. Можно об этом спросить у Леко, который в Лас-Вегасе тоже ошибочно полагал, что Мовсесян ему проиграет "сам"...

- Похоже, ваше мнение о Мовсесяне изменилось. Ведь еще памятно ваше неосторожное высказывание о "шахматных туристах", к которым вы причислили и Сергея и которым вы во время чемпионата мира ФИДЕ посоветовали посетить Диснейленд...

- Признаю: у Мовсесяна выиграть непросто! Я, кстати, здесь понял, почему он в Лас-Вегасе победил Леко и Федорова. Мовсесян играет очень крепко и уверенно. Если вы посмотрите на его турнирную графу, то обнаружите, что черными он набрал 50 процентов очков, играя с Шировым, Бареевым, Топаловым! А вот белыми набрал "минус три", потому что, видимо, "осознавал свое величие"...

- В партии с Мовсесяном вам удалось выиграть черными - причем в разгромном стиле. Последний тур, игра с "туристом", который хочет доказать, что он не "турист"... И к тому же Мовсесян выиграл подряд у таких сильных игроков, как Широв и Морозевич! В общем, все ожидали принципиальнейшего сражения, но чтобы черными провести такую учебную комбинацию и учинить такой разгром - это большая неожиданность!

- Сыграв 30 интернетовских партий в блиц с Ван Вели на ICC (Internet Chess Club. - Прим. Ю.В.) , Мовсесян, видимо, решил, что он знает теперь сицилианку лучше меня. Но, к счастью, я этих партий в Интернете не видел и по-прежнему в своей сицилианке не сомневался.

Не понимаю, почему Ван Вели, который так же, как я, жертвовал качество на с3, не добивался успеха в блиц-партиях с Мовсесяном. По-моему, вопрос жертвы качества черными на с3 - это вопрос шахматной культуры. Качество в таких позициях никого не интересует; пока на доске не эндшпиль, а миттельшпиль, мой конь на а4 в атаке ничуть не хуже ладьи, а даже лучше! То есть у черных на доске столько же фигур, сколько и у белых, с той лишь разницей, что король белых испытывает больше неудобств, чем его черный коллега. В нашей партии дело кончилось матом, который, правда, не был воспроизведен на доске физически. После жертвы на с3 я провел атаку, как в молодые дни... Доволен, что хоть одну партию черными удалось выиграть.

- Что можете сказать о выступлении юного Морозевича? В прошлом году в Сараеве его дебют вы признали успешным. Каковы впечатления от его игры теперь?

- В этот раз Морозевич порой производил странное впечатление. Мне показалось, что он плохо контролирует себя и что ему требуется всерьез заняться своей нервной системой... После победы над Георгиевым у Александра стали проявляться признаки мании величия. Думаю, он заранее мысленно записал себе в таблицу два очка против Мовсесяна и Бакро, но здесь люди сами не проигрывают. Надо что-то сделать, чтобы выиграть партию.

- Гарри, появились сообщения, что в Лондоне на вашем матче с Крамником будет впервые применен антикомпьютерный контроль. Чем вызвана эта мера? Ведь не подозрениями же относительно друг друга?!

- Конечно, нет! Не думаю, что у кого-то из нас могла появиться мысль использовать компьютерную подсказку. Нет, речь идет о том, что надо же кому-нибудь начинать решать эту проблему. Не столько для этого матча, сколько для турниров вообще. Ведь случаи использования компьютеров уже бывали в различных соревнованиях, пусть и не очень высокого уровня. Раз в принципе это возможно, значит, это надо кардинально пресечь. Навсегда.

- Получается похоже на проблему использования допинга в различных видах спорта... Кстати, Крамник высказал мысль, что человек, вооруженный компьютером, играет сильнее в два раза...

- Я не знаю, в два или в три раза, не в этом суть. А в том, что сегодня тренер, вооруженный компьютером, если у него есть возможность как-то передать информацию своему подопечному, может коренным образом изменить картину реальной игры. Ведь достаточно только намека - проходит комбинация или не проходит! Только намека! Достаточно в зале какой-нибудь "маячок" условленный установить, который будет означать, что комбинация проходит, - и дальнейшее уже не представляет труда. Шахматист даже среднего уровня способен с помощью компьютера в пять минут решить любую проблему, над которой за доской ломают голову шахматисты, превосходящие его по классу на голову. Это нечестно. А потому надо решать проблему кардинально, раз и навсегда установив новый стандарт соревнований.

- Речь будет идти о каких-то технических ухищрениях?

- Видимо, без помощи техники не обойтись. Но это - детали. Там разберемся.

- Какие еще новшества ждут нас на матче в Лондоне?

- Скорее всего будем использовать новое технологическое оборудование, которое начинало свою обкатку во время нашего блицматча с Крамником в московской гостинице "Космос". Важно, повторяю, чтобы появился новый стандарт проведения соревнований. Шахматы пока плетутся в хвосте технического прогресса, мы используем лишь минимум того, что можно использовать.

- Что-нибудь есть еще интересного для широкой аудитории о вашем осеннем матче с Крамником?

- Ничего нового сообщить не могу. Все эти дни моя голова была занята совсем другой проблемой. Надо было турнир выигрывать. Ведь меньше всего хотелось, чтобы Широв оказался впереди меня...

- Ваши рейтинговые рекорды занимают умы любителей шахматной статистики. Вы, как они утверждают, опять прибавили несколько пунктов к своему быстротекущему рейтингу?

- Честно говоря, меня этот вопрос давно уже не волнует: ну что-то там прибавил или не прибавил... Какая разница?! К тому же я рейтинги ФИДЕ не воспринимаю. Главное, выиграл хороший турнир.

- Скоро во Франкфурте начинается очередное соревнование шахматных "гигантов" под эгидой концерна "Сименс". Участвует первая шестерка шахматистов - как говорится, "по списку". Там вам придется сыграть две партии с Крамником, это будут последние ваши с ним встречи за доской перед матчем в Лондоне. Какое-то особое значение вы им будете придавать?

- Хотя это не классические партии, а всего лишь быстрые, но сейчас, конечно, любая наша встреча с Крамником за доской будет рассматриваться сквозь призму предстоящего матча на первенство мира. Думаю, не только я так считаю.

Юрий ВАСИЛЬЕВ