Газета Спорт-Экспресс № 110 (2306) от 19 мая 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 6

19 мая 2000

19 мая 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 9-й тур

БЕРЕГИТЕ БОЛЕЛЬЩИКОВ!

ЛОКОМОТИВ НН - СПАРТАК - 0:2

Слухи о том, что нижегородский ОМОН будет мстить спартаковским фанатам за события прошлого года, поползли еще с зимы. Говорили, что спецназовцы не только не будут вальяжничать с приезжими, но и постараются создать ситуации, в которых насилие стало бы необходимостью.

При подготовке к матчу я попытался поговорить с руководством нижегородского ГУВД и ОМОНа. Но все попытки добраться до начальства ограничились общением с пресс-службой, где меня не пожелали или не захотели понять. Полдня было проведено у ворот базы ОМОНа в попытке встретиться с кем-то из руководителей. Тщетно. Пришлось воспользоваться неофициальными источниками информации - из среды знакомых милиционеров. Вышедшая в итоге в день матча моя статья на первой полосе "СЭ" вызвала в Нижнем бурю эмоций.

Первый же знакомый милиционер, встретившийся на стадионе "Локомотив" за два часа до встречи, удивился моему здоровью и долгожительству, а также факту прихода на стадион вообще каких-либо представителей "СЭ". А оказавшийся рядом один из ответственных за правопорядок на стадионе сказал то ли в шутку, то ли всерьез, что "ребята из ОМОНа хотят посмотреть писателю в глаза".

Мне тоже хотелось встретиться с теми, кого по заслугам называют "героями Гудермеса". Половина этого подразделения и сейчас находится в Чечне в командировке, а работающие на стадионе вскоре должны отправиться к ним на смену. Пожалуй, это решение - поговорить с ОМОНовцами перед самым матчем - было правильным. Какие слова можно найти в таких случаях? Да, пожалуй, обратиться к тому, что есть у каждого человека: чувству порядочности и милосердия. По одним вопросам бойцы полностью со мной согласились, по другим - остались при своем мнении. Но общий язык был найден. А итог подвел полковник Сергей Кучерук - по-военному кратко и точно: воздействовать конкретно на нарушителей и хулиганов и помнить, что остальные пришли на стадион отдыхать.

Мгновенно были наведены контакты и с пресс-службой ГУВД, и с руководством ОМОНа. И из бесед с ними стала видна картина подготовки к матчу.

По мнению нижегородцев, перед отъездом спартаковских болельщиков в Нижний отлично сработал столичный линейный отдел милиции, проведя операцию в стиле английских "бобби". К последнему вечернему поезду было подцеплено несколько вагонов, куда билеты продавались только болельщикам. При посадке милиционеры провели "первичное отсеивание" - наиболее известных хулиганов, а также уже изрядно пьяных фанатов определили в два последних вагона. Поезд тронулся с Ярославского вокзала, но через несколько минут остановился на одном из полустанков, где два последних вагона были отцеплены. И хотя многие из жаждущих посражаться с нижегородским ОМОНом все же сумели добраться до Нижнего, организованной "ударной" группы уже не было. В прошлом году перепившиеся болельщики разгромили кафе на нижегородском Арбате - улице Большой Покровской, выбили стекла в припаркованных машинах и уличных ларьках. На этот раз подобных эксцессов не было.

Милиционеры пригласили меня на один из трех кордонов перед стадионом и показали коллекцию конфискованных предметов. Там было все: ножи, дубинки из табуретных ножек, всевозможные пиротехнические приспособления и даже маленький топорик. Все болельщики подвергались тщательному, но достаточно вежливому осмотру. Девушек из уважения к слабой половине человечества не проверяли, но именно они и пронесли на трибуны пиротехнику, которая грохнула после гола Максима Бузникина.

В начале второго тайма отдельные фанаты попытались вырвать пластиковые сиденья. Когда сделать этого не удалось (работники стадиона готовили гостевые сектора с особой тщательностью), хулиганы стали выбивать ногами спинки сидений и бросаться ими в ОМОНовцев. Те, к их чести, сохраняли спокойствие. Быстро успокоились и фанаты.

После матча к стадиону подъехали автобусы, и в сопровождении милиционеров приезжие были доставлены на железнодорожный вокзал. Внимание на наличие денег и билетов не обращалось - до полуночи из Нижнего уехали все, кто хотел.

И последнее. Обычно в линейном отделении милиции при железнодорожном вокзале и райотделе, где расположен стадион, в дни подобных матчей "томится в застенках" до утра так называемая мелкая рыба - подвыпившие и пошумевшие болельщики. На этот раз было принято решение их не задерживать. Наиболее отличившихся подвергали штрафу и отпускали.

Значит, все-таки можем? Может, теперь и Нижний Новгород не будут в кругу столичных болельщиков называть "Омоновск-Сити"?

Максим ЛЕБЕДЕВ

Нижний Новгород