Газета Спорт-Экспресс № 85 (2281) от 15 апреля 2000 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

16 апреля 2000

16 апреля 2000 | Борьба

ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

ПОСЛЕДНЯЯ ПУТЕВКА В СИДНЕЙ ДОСТАЛАСЬ РОССИИ БОЛЬШОЙ КРОВЬЮ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ, Андрей ПРОКУДИН, Александр КРУЖКОВ

из Ледового дворца ЦСКА

Главным событием вчерашнего утра стала, конечно же, квалификация. Перед Валерием Никаноровым, выступающим в весе 58 кг, стояла архисложная задача - завоевать для России последнюю недостающую олимпийскую путевку в Сидней.

В истории греко-римской борьбы еще не было случая, чтобы российская команда выступала на Олимпийских играх неполным составом. Пожалуй, проще всего было решить вопрос с квалификационным нормативом в прошлом сентябре - на чемпионате мира в Афинах, где на Игры автоматически проходили первые восемь спортсменов в каждой категории. Но у Никанорова тогда дела не заладились. В первом же поединке он встречался с чемпионом мира, корейцем. Практически до конца встречи вел в счете (2:0) - и пропустил прием соперника на последних секундах. Для того чтобы выйти в следующий круг чемпионата, Валерию нужно было не просто выигрывать второй матч, но побеждать с максимальным счетом. Он почти добился этого - уложил противника на лопатки, но - на долю секунды позднее, чем прозвучала сирена. Туше засчитано не было.

Особого беспокойства российские тренеры тогда не испытывали. Ну, не получилось - с кем не бывает? Тем более что впереди было довольно много отборочных турниров, позволявших без труда набрать необходимые очки.

Однако неприятности не спешили отступать. В январе Никаноров переболел гриппом и проиграл зимний чемпионат России Олегу Немченко. Затем занял четвертое место на турнире в Италии, заработав 22 очка. Это было неплохим результатом - на первых отборочных соревнованиях обычно конкуренция чрезвычайно высока.

На следующие соревнования - во Францию - поехал Немченко. И остался без зачетных баллов вообще. Третий турнир проходил в Азербайджане. На нем в категории 58 кг от России участвовал Александр Пичугин, который занял седьмое место и набрал 13 очков. А чуть позже российской команде не успели оформить въездные визы в США, где проходил очередной турнир, и ситуация стала критической.

Впрочем, она могла бы благополучно разрешиться в середине марта. Никанорова отправили бороться на турнир в Египет, где заявилось 13 спортсменов. Выхода в финал было бы достаточно, чтобы набрать недостающий минимум. Но в день взвешивания пятеро борцов не встали на весы, участников осталось восемь и, соответственно, максимальный результат за победу мог равняться лишь восьми очкам. Валерий занял второе место, проиграв американцу, но это уже не играло никакой роли: даже победа не позволила бы борцу получить заветную путевку.

Вот и получилось, что утренние поединки пятницы в категории 58 кг еще до начала соревнований привели всех без исключения российских тренеров на порог предынфарктного состояния.

Можно лишь догадываться, насколько тяжело было самому Никанорову.

Первую схватку с греком Теодосиадисом Валерий выиграл легко - 6:0. Зато вторая - уже полуфинальная - заслуживала отдельного описания. В соперники россиянину достался Нурадин Радгабов из Азербайджана. Никаноров повел в счете и вдруг - между второй и четвертой минутами борьбы - пропустил сразу несколько приемов. Счет стал 1:5.

Судя по лицам тренеров, они уже приготовились к позору. Однако за минуту с небольшим Никанорову удалось сравнять счет. А на первой же минуте дополнительного времени он отыграл решающий балл. Финальная схватка за путевку - со шведом Петером Стьенбергом - тоже была выиграна.

Пока Валерий бился за квалификацию, на соседнем ковре во втором круге чемпионата в категории 76 кг Мурад Карданов одержал победу над Левоном Гекомяном - 5:1.

Из-за путаницы в протоколах вчера, кстати, была допущена ошибка: в категории 97 кг квалификацию на Игры в Сидней выполнил Давид Солдадзе, выступающий за Украину.

Квалификационные турниры, предваряющие основные схватки во всех весовых категориях, вызвали немало разговоров о том, сумеют ли борцы, сражающиеся за путевки в Сидней, достойно выступить в чемпионате. Мол, слишком много сил они отдают в предварительной борьбе, чтобы рассчитывать на удачное продолжение. Трехкратный олимпийский чемпион и вице-президент Олимпийского комитета Белоруссии Александр Медведь ответил на это, что в чемпионате борцов-вольников белорусу Мусаеву удалось в категории 85 кг и завоевать право поехать в Сидней, и дойти до финала - лишь там он проиграл россиянину Адаму Сайтиеву. Однако такого рода исключения - редкость. Скорее всего тому же Никанорову придется пробиваться к медалям через более свежих соперников с неимоверным трудом.

Кстати, сразу несколько сильных сборных - Армении, Азербайджана, Латвии, Литвы, Казахстана, Израиля - готовились к московскому чемпионату на базе белорусских спортсменов - в Стайках под Минском.

- У нас очень хорошие условия, - сказал Медведь. - В зале восемь борцовских ковров, при необходимости можно положить еще два. Такая подготовка выгодна всем. Даже футболисты в поисках спаррингов постоянно выезжают в другие страны и города. В единоборствах эта проблема еще серьезнее. Маленьким странам не так просто найти для своих сильнейших достойных спарринг-партнеров. Вот и выручаем друг друга.

Как вице-президент НОК, Медведь заметил, что на подготовку белорусской сборной к Играм в Сиднее правительство страны выделило два миллиона долларов. 185 представителей летних видов спорта уже получили путевки на Игры, но скорее всего олимпийская команда окажется не столь многочисленной - нет смысла везти в Австралию спортсменов, не способных бороться за зачетные места. К борьбе, впрочем, это не относится.

Организаторы чемпионата предложили очень неплохую идею - каждый день после окончания утренних соревнований проводить мини-конференции с участием наиболее опытных российских судей (кстати, олимпийскую квалификацию получили сразу три арбитра, представляющие Россию, - Нугзар Журули, Александр Попов и двукратный олимпийский чемпион Валерий Резанцев). Дело в том, что правила борьбы меняются так часто, что даже тренеры не всегда способны объяснить тот или иной нюанс. Например, в поединке Никанорова с Радгабовым многие усмотрели судейскую ошибку: мол, за прием, проведенный российским борцом под конец основного времени, полагалось на балл больше. Тогда бы не потребовалось продлевать поединок.

- Знаете, - пошутил Резанцев, - у нас говорят, что борьба прекрасно развивалась до тех пор, пока не появились судьи. Судья виноват всегда. Хотя бы потому, что борцов на ковре - двое, а победа - одна. Ну а если серьезно, то я считаю, что существующие правила создают определенные проблемы. Они действительно слишком часто меняются. В дзюдо, насколько я знаю, за последние сто лет не изменилось почти ничего. А у нас привело к тому, что зрители практически перестали понимать, почему судья дает то или иное количество баллов, почему человека ставят в партер, почему он проигрывает. Непонятно - значит неинтересно. В итоге страдает борьба.

Не согласиться трудно. Но в то же время стоит заметить, что судейство чемпионата Европы - на высоте: за два дня соревнований не подано ни единого протеста. Пока. Если их не будет и в течение двух наиболее напряженных финальных дней, московский чемпионат вполне оправдает главный спортивный лозунг - "Побеждает сильнейший!"