Газета Спорт-Экспресс № 68 (2264) от 27 марта 2000 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 7
На мировом профессиональном ринге сильных белых тяжеловесов - только трое, и все они - выходцы из стран бывшего СССР: это русский Олег Маскаев и украинцы братья Кличко.
БЕЛЫЕ НАДЕЖДЫ |
РУССКИЙ С ОСТРОВА СТЭЙТЕН
В английском языке есть выражения, которые можно перевести как "учиться по-легкому" и "учиться по-трудному". Олегу Маскаеву, обосновавшемуся в нью-йоркском районе Стэйтен-Айленд, выпало на долю второе. Поначалу боксерская общественность не обращала на него особого внимания. Подумаешь, еще один иностранец, к тому же белый, пытается здесь, в Америке, что-то доказать. Довольно медлительный, работает без шика. В общем, ничего особенного.
Может, это и заставило Олега и его менеджера Вячеслава Трунова пойти ва-банк. 24 февраля 1996 года Маскаев встретился с экс-чемпионом мира по версии WBC Оливером Макколлом. Как и большинство плохо подготовленных экспромтов, этот закончился печально: Олег оказался в нокауте уже в первом раунде.
Однако даже такой опыт пошел на пользу. Через год Маскаев был уже совсем другим боксером. 5 апреля 1997 года он дрался с одним из сильнейших тяжеловесов Дэвидом Туа и после 10 раундов уверенно опережал соперника по очкам. А в 11-м случилось то, что вызывает споры по сей день. Маскаев нарвался на коронный левый боковой Туа и оказался в нокдауне, после которого рефери остановил встречу. Прав был судья или он украл у Олега победу? Маскаев считает, что он мог продолжить бой. Таково же мнение и одного из ведущих американских боксерских обозревателей Макса Келлермана, что придает словам Олега определенный вес.
Летом 1998 года на турнире в Москве Маскаев остановил восхождение молодого нокаутера из Южной Африки Кариджа Шабалалы. А ближе к концу прошлого года наступил его звездный час.
К тому времени Маскаев занимал уже 4-е место в рейтинге WBA. Вообще-то, в какой-то момент мне казалось, что WBA просто играет в свои игры, так как послужной список Маскаева не давал оснований для такой высокой позиции. С другой стороны, нельзя не согласиться с тем же Келлерманом, который как-то сказал: "Маскаев лучше большинства более известных тяжеловесов". В любом случае, чтобы оправдать столь высокий рейтинг, Олегу была нужна победа над боксером из первого эшелона.
7 ноября в Атлантик-Сити состоялся бой Маскаева с очень сильным противником - Хасимом Рахманом. Проигрывая по очкам, Олег в 8-м раунде сначала нанес удар правой, после которого Рахман поплыл, а затем бросился атаковать и вновь мощно пробил правой: Рахман провалился между канатами и рухнул на судейский столик... Известный журналист Майкл Катц назвал последний удар Маскаева "ударом года".
Fight Game, журнал одного из самых авторитетных обозревателей США Берта Шугара, писал: "Не думайте, что ужасный нокаут, в который Олег Маскаев отправил Хасима Рахмана, был случайностью. Это было все что угодно, но только не случайность. Русский громила не обладает большой скоростью, но Боже, какой же он здоровый и какой потрясающий у него удар! Маскаев сделает то же самое со многими другими тяжеловесами!"
Казалось, россиянин по-настоящему ворвался в элиту. Однако после боя с Рахманом, как ни странно, у него начались проблемы. В феврале, не объясняя причин, WBA передвинула Маскаева с 4-го места в своем рейтинге на 7-е. Ссылки на введение новой рейтинговой системы принять нельзя, так как в других весовых категориях ничего подобного не произошло. Просто сказалось отсутствие у Олега сильного промоутера. Из тех, что не только грабят боксеров, но и продвигают их.
Среди тех, кто поднялся в рейтинге WBA выше Маскаева, оказался и украинец Владимир Кличко, занявший аж третью позицию. У него с промоутером все было в порядке.
КАК КАЗАКИ ГЕРМАНИЮ ПОКОРИЛИ
По сравнению с Маскаевым профессиональная карьера братьев Кличко строилась на диаметрально противоположных принципах. Если Олег не стал связывать свою судьбу с кем-то из ведущих промоутеров, то Кличко подписали контракт с немцем Клаусом Петером Колем, создавшим целую боксерскую империю. Маскаев отправился в метрополию мирового бокса - в США, а Виталий и Владимир обосновались в боксерской провинции - в Германии, следуя изречению Юлия Цезаря: "Лучше быть первым в галльской деревушке, чем последним в Риме". Однако главное различие между ними заключалось все же в калибре соперников.
Получив в свою команду двух потенциальных звезд, Коль решил заработать на них как можно больше при минимальном риске, и это ему удалось. Он сделал ставку на то, что на европейском ринге не было сильных тяжеловесов, и необычайно фактурные двухметровые братья, к тому же очень похожие друг на друга, произвели настоящий фурор. Дебютировав 16 ноября 1996 года, каждый из них за два года провел более 20 боев, то есть практически по бою в месяц. Вроде бы непомерная нагрузка. Маскаев, например, 20 боев провел за 5 лет. Однако, если у Олега встречи со слабыми соперниками чередовались с поединками с очень сильными, то Кличко дрались только с теми, у кого не было никаких шансов одолеть их. Братьям подыскивали мальчиков для битья, и они их честно нокаутировали. Не избалованная боями настоящих звезд Германия замирала от восторга, когда после мощного удара очередной соперник с грохотом падал на пол.
То, что происходящее на ринге имело отношение не столько к спорту, сколько к шоу-бизнесу, волновало немногих. Однако самих Кличко ни в коем случае нельзя винить в том, что у них были такие противники. Организацией боев и подбором соперников занимается исключительно промоутер, а боксер, как правило, не имеет даже права голоса.
Все шло гладко до 5 декабря 1998 года. Коль решил провести очередные бои братьев в Киеве. Старший, Виталий, без проблем нокаутировал своего противника уже в 1-м раунде, а вот с младшим вышла осечка. Его противник американец Росс Пьюритти звезд с неба не хватал, но дело свое знал хорошо. Видя, что во встречном бою ему ловить нечего, он затаился и решил потягаться с Владимиром в выносливости. Тот с хорошим преимуществом выигрывал раунд за раундом, однако никак не мог нанести сокрушительный удар.
Постепенно украинец, который никогда не проводил больше 8 раундов, стал уставать. В 10-м раунде он был уже настолько измотан, что едва передвигался по рингу. И тут сохранивший больше сил Пьюритти оживился. Бой закончился в 11-м раунде. Формулировки типа "победа ввиду упадка сил у противника" не существует, поэтому во всей справочной литературе указано, что Пьюритти выиграл нокаутом.
Это поражение имело неважные последствия для обоих братьев. Хоть их матчи и не показывали по американскому телевидению, но заокеанские промоутеры не зря едят свой хлеб и не могли не заметить появления двух здоровенных белых тяжеловесов, которые в Америке запросто собирали бы полные залы и колоссальные телевизионные аудитории. Однако в США белые тяжи, да еще неамериканцы, вызывают не только огромный интерес, но и столь же огромный скепсис. Даже термин "белая надежда" (white hope) стал в последние годы синонимом уничижительного определения "белое чмо" (white bum). Узнав о поражении считавшегося более перспективным Владимира от Пьюритти, на счету которого было более 10 проигрышей, Америка на время потеряла к братьям всякий интерес. Этому поспособствовало и недавнее крушение последней "белой надежды" - поляка Анджея Голоты. Ведущий боксерский журнал Ring провозгласил было его сильнейшим тяжеловесом на земле, а он взял и проиграл черному британцу Ленноксу Льюису нокаутом в 1-м раунде.
ВОСПОМИНАНИЯ ОБ Иване ДРАГО
Однако Кличко довольно быстро восстановили свое реноме. Виталий 26 июня прошлого года, нокаутировав еще одного черного британца Херби Хайда, завоевал титул чемпиона мира по версии WBO (звание, конечно, второстепенное, но все же достаточно почетное). Американские журналисты, в том числе и влиятельный комментатор телеканала НВО Харольд Ледерман, обратили внимание на случившееся, хотя Хайд никогда не рассматривался в США в качестве серьезного бойца. Но таковыми всегда считали Эда Махоуна и Обеда Салливана - двух последних жертв Виталия. С Махоуном он расправился без особых проблем, а с Салливаном ему пришлось повозиться 9 раундов, прежде чем тот не вышел на 10-й. Конечно, ни один, ни другой не являются сейчас представителями первого эшелона, но все-таки они отнюдь не те тренировочные мешки, которых Виталий нокаутировал до этого. И отношение к нему американской прессы резко изменилось. В мартовском номере известного боксерского журнала КО ("Нокаут") говорится: "Возможно, Виталий просто еще один длиннорукий неловкий европейский тяжеловес со стеклянной челюстью. Возможно, это очередной Иван Драго, который сразу рухнет, если его ударит хороший американский мордоворот, знающий, как драться с ребятами выше себя. Но возможно, это и чертовски хороший тяж".
Тем временем Владимир тоже прошел через серьезное испытание. Впрочем, было ли оно таким уж серьезным? 25 сентября прошлого года он встретился с немцем Акселем Шульцем, у которого за 4 года до этого судьи отобрали заслуженную победу над Джорджем Формэном. Однако с тех пор Шульц здорово сдал. К тому же прямолинейный и бесхитростный стиль немца идеально подходил для гораздо более высокого Владимира с его сильнейшим левым джебом, который выполнял в том бою роль отбойного молотка, обрабатывавшего физиономию Шульца. Рефери остановил избиение в 8-м раунде.
Казалось, что после этого Коль подберет для Владимира более достойного соперника. Однако Кличко-младший нокаутировал с тех пор еще три "груши". Видимо, промоутер решил пока отправить в "зону риска" только старшего брата, а более перспективного, как он считает, Владимира бережет до лучших времен.
Тем не менее Кличко уже стали серьезным фактором на американском ринге. Один из самых могущественных людей в мире бокса, вице-президент телеканала НВО Sports Лу Ди Белла сказал об украинских боксерах следующее: "Конечно, они нас интересуют. Никто не знает, кто в будущем возглавит тяжелый вес, и наша задача это выяснить". А вот точка зрения промоутера Игоря Шафера, создавшего лучшую в России питерскую команду профессионалов: "Я пока не знаю, что за боксеры братья Кличко. Уровень любого бойца определяет только противник, а у них пока серьезных противников не было. Ни Салливан, ни Шульц сегодня таковыми не являются. Пусть побьют кого-нибудь сильного, тогда можно будет сказать что-то определенное".
Благодаря действиям своего промоутера Коля братья Кличко напоминают пока Джона Ринго, известного стрелка с Дикого Запада, который в исторических киновестернах предстает в роли лихого убийцы и каждый раз разделывается со множеством противников. Однако в реальной жизни нет никаких доказательств, что он кого-то убил, хотя его действительно очень боялись и ссор с ним избегали.
Так и с Кличко. Драться с ними почти никто не хочет (мало ли что случится?), отказы от встреч следуют один за другим, но что они собой представляют в реальном бою с по-настоящему сильным соперником, так до конца и не ясно.
Остается надеяться, что "белым славянским надеждам" удастся реализовать свой потенциал. Это, конечно, пока мечта, но, может, когда-нибудь состоится матч Маскаева с кем-то из братьев Кличко. И не просто матч, а поединок за титул сильнейшего боксера мира.
То-то будет ажиотаж! Похлеще, чем перед футбольным суперматчем Россия - Украина!
Александр БЕЛЕНЬКИЙ