Газета Спорт-Экспресс № 58 (2254) от 15 марта 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2000. Межсезонье |
Михаил МАМИАШВИЛИ
КОНТРАКТ С ФУТБОЛЬНЫМ КЛУБОМ ЦСКА БУДЕТ ПЕРЕСМОТРЕН
В понедельник начальник Центрального спортивного клуба армии полковник Михаил Мамиашвили побывал у нас в редакции и в течение двух часов отвечал на вопросы обозревателей "СЭ". Разговор шел не только о футболе, и все же главной его темой стали непростые отношения ЦСКА с руководством армейского футбольного клуба. "Крайне благодарен "СЭ" за любезное приглашение, - сказал Мамиашвили. - Тем не менее уверен: все проблемы, касающиеся наших отношений с руководителями ПФК, должны были решиться внутри ЦСКА. Поймите: эта ситуация из тех, в которых не слишком-то правильно выносить сор из избы. И тем более нехорошо делать это в отсутствие г-на Дадаханова".
У НАС С ДАДАХАНОВЫМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. НА СЛОВАХ
- Почему ваши отношения с руководством ПФК ЦСКА, мягко говоря, не сложились?
- Это не так: внешне у нас замечательные товарищеские отношения. Мы регулярно встречаемся, говорим правильные слова, вместе поднимаем бокалы и произносим красивые тосты за здравие. В общем, врем друг другу, как можем.
- Тогда, как строятся ваши рабочие отношения?
- Увы, никак. Почти все деловые вопросы, которые действительно стоило бы обсудить ради блага ПФК ЦСКА, решаются в кабинетах руководства футбольного клуба без моего участия. И это очень прискорбно. Я ведь, поверьте, не претендую на то, чтобы, допустим, объяснять Долматову правильные, на мой взгляд, схемы игры команды. Смысла нет: в этом он разбирается во много раз лучше меня. Но я предлагаю другое: выработать общую стратегию, при которой удалось бы объединить возможности представителей коммерческих организаций с возможностями ЦСКА. Моя главная цель - чтобы эти самые возможности работали не на г-на Дадаханова или г-на Мамиашвили, а на благо футбола. Увы, бурной ответной реакции мои предложения такого рода у руководства ПФК не вызывают.
РЫЧАГОВ ВЛИЯНИЯ НА ПФК ЦСКА НЕТ
- Но ведь, наверное, у вас есть реальные рычаги влияния на ПФК ЦСКА. Можете ли вы, к примеру, назначить или уволить тренера и президента клуба?
- Практически нет.
- Ну а если, допустим, руководство ПФК ЦСКА посчитает необходимым продать того же Семака, оно поставит вас в известность об этом?
- Вероятнее всего, опять же нет.
- Как же получилось, что начальник ЦСКА не может повлиять на политику команды, которая, казалось бы, должна быть по всем статьям ему подведомственной?
- 99,4 процента акций ПФК принадлежат руководству клуба. ЦСКА владеет лишь 0,6 процента. Раньше, правда, Министерство обороны владело семью процентами акций. Но затем руководство ПФК посчитало должным увеличить уставный фонд команды. "Живых" денег у нас не нашлось - соответственно сократилось до мизера и количество акций. Выводы делайте сами.
- Камень в огород вашего предшественника - полковника Барановского?
- Ситуация неоднозначная. Когда у ПФК ЦСКА возникли определенные финансовые проблемы, появились люди, способные их решить. Это хорошо. Но не все те контракты, которые были тогда подписаны, стоило подписывать! Из-за этого и условия, в которых живет сегодня команда, далеки от идеальных. Многие, увы, считают, что собственный и государственный карманы - это одно и то же. Отсюда проблемы не только ПФК ЦСКА, но и всей нашей страны.
- Тем не менее многие ваши оппоненты полагают, что вы вообще не уделяете внимания футболу и проблемам ПФК ЦСКА, сосредоточившись на других, более близких вам видах спорта. Например, борьбе.
- Это, конечно, не так. Задумайтесь: да разве начальник ЦСКА может не обращать внимания на такой социально значимый вид спорта, как футбол? Мне очень близок прекрасный лозунг: "Футбол объединит Россию!" И я искренне хотел бы сделать все, что в моих силах, ради развития этой игры. Что же до обвинений в прессе, то они не имеют никакого отношения ни к футболу, ни к спорту. Просто таким вот образом мои оппоненты пытаются реализовать свои амбиции.
- Почему, по вашему мнению, руководители ПФК ЦСКА связывают все свои беды именно с вами?
- Причин много, и вот одна из них. Все знают, что я в любом случае не побегу в средства массовой информации и не буду, простите, "оттявкиваться" в свое оправдание. Мне-то ведь оправдываться не в чем. Не буду же я в самом деле с серьезной миной объяснять, что вовсе не намереваюсь заливать асфальтом футбольные поля!
- А Министерство обороны могло бы взять на себя финансирование ПФК ЦСКА?
- Нет, и мне было очень странно услышать заявление на эту тему глубоко уважаемого мною Шахруди Мусаевича. На следующий день раздался звонок от поклонника другого клуба. "Как же так? - поинтересовался он. - С какой это стати Министерство обороны намерено расходовать деньги налогоплательщиков на содержание своей команды?" И он был абсолютно прав - мы по статусу государственная организация. Значит, не имеем права на коммерческую деятельность. Зато можем решить и решаем целый комплекс других проблем - без этого тоже невозможно существование команды. А именно: ЦСКА предоставляет базу, готовит и поддерживает в хорошем состоянии газоны футбольных полей, реконструирует стадион, содержит детско-юношескую школу и предоставляет свое медобслуживание. Да, база ЦСКА в Архангельском уступает аналогичной базе "Манчестер Юнайтед", но она не уступает базам другим российских клубов.
- А что скажете о стадионе на "Песчаной"? Он-то сегодня не соответствует не только международным, но и российским требованиям. Между тем, по нашей информации, существует группа бизнесменов, которые готовы вложить деньги в его реконструкцию.
- Эти самые бизнесмены слишком многого хотят. Желают, видите ли, за свою помощь арендовать стадион на 49 лет. А кроме того, мы с руководством ПФК ЦСКА сегодня партнеры по акционерному обществу. Минобороны представило команде разнообразные хозяйственные услуги, включая стадион и базу. Они в таком случае при долевом участии должны ответить деньгами.
Расскажу вам одну недавнюю историю. Привел я раз к Дадаханову солидного банкира, готового инвестировать в ЦСКА 200 тысяч долларов. Всего-то просил за это - сделать на рукавах футболках игроков маленькие нашивки с названием его банка. Но при этом я поставил перед Дадахановым такое условие: половина этой суммы пойдет в кассу клуба, другая половина - на армейский счет. И дал при этом честное слово, что все деньги будут потрачены исключительно на благоустройство базы в Архангельском и полей. Так вот на следующий день Дадаханов сообщил, что его это предложение не интересует. Оказалось, он нашел спонсора, готового заплатить 500 тысяч. "Слава Богу, - отреагировал я. - А сколько из них пойдет на реконструкцию базы и стадиона?" "Нисколько", - ответил он. "Почему?" - поинтересовался я. "Да потому, что база и стадион - это ваши проблемы". Такое вот у нас партнерство.
ГОТОВ СЕСТЬ ЗА СТОЛ ПЕРЕГОВОРОВ
- Вы можете сформулировать ваши претензии к руководству ПФК?
- Меня не удовлетворяют многие аспекты их работы. Например, трансферная, рекламная политика. ЦСКА, согласитесь, достаточно раскрученный брэнд, чтобы с успехом лоббировать его в коммерческих структурах. Увы, в решении этого вопроса совет директоров ПФК, по моему мнению, мягко говоря, не преуспел.
- Как оцениваете ситуацию, при которой в целом благополучный футбольный клуб после одной неудачной игры против "Мольде" оказался на грани финансового краха?
- Вопрос не по адресу. Я, к сожалению, не имею отношения к финансовой политике клуба.
- Может ли ситуация измениться? Или вас удовлетворяет существующее положение вещей?
- В ближайшую неделю точно ничего не изменится. А дальше - будем думать. Мы ведь решаем все вопросы, исходя из существующих экономических и правовых реалий. И естественно, здравого смысла. Уверен: ни мы, ни ПФК ЦСКА не должны тянуть одеяло на себя, перераспределяя властные полномочия. С другой стороны, неправильна ситуация, при которой спортобщество ЦСКА отдает футбольному клубу все - и не получает взамен практически ничего. Это неверно хотя бы с точки зрения интересов армейского спорта. Кстати, у нас есть хороший повод для встречи. Срок действия старого договора между ЦСКА и ПФК ЦСКА завершился и должен быть пересмотрен.
- Как изменятся его условия?
- Они будут максимально выгодными для армейского футбола. Мы ведь претендуем не на столь уж многое: понять стратегию развития нашего клуба и помочь реализовать ее благодаря своим возможностям. А еще я верю: наши с руководством ПФК отношения войдут в здоровую колею, и мы будем вместе работать на благо армейского спорта. Во всяком случае, у меня такое желание есть.
Никита КИМ